По правому берегу Волги дьяковцы вышли к Вазузе и Осуге. На пути лежали болотистые пространства по Шоше. Воды в те времена стояли выше, чем даже после строительства Иваньковского водохранилища, и река, встреченная на пути, была названа Шошей, что можно перевести как «разлив, половодье». А позади, на левом берегу остались тоже обширные озерно-болотные массивы, которые сейчас именуются Петровскими озерами. Из них вытекает Созь с Сосцой (Созцой). Созь - название, не связанное с болотом, а скорее пошедшее от слова «сос», означавшего рукав, промоину. Такой она предстала дьяковцам за две с лишним тысячи лет до нашей эры. Осуга уже повторяется, а Вазуза может быть переведена как Вязкая, Топкая. Здесь же и Сукромля - что-то вроде Болотной воды. И здесь наступление закончилось. Сыграли свою роль укрепленные пункты Ржева - Зубец, Хлепень. Конечно, где-то меряне-дьяковцы обогнули излучину Волги с юга, где-то переправились и на западный берег. Выше Ржева в более поздние времена одна из речек была названа Мерзкой. Конечно, сначала она была Мерской, то есть меря жила здесь и в исторические времена. Мерзкая впадает в Бойню (возможно, тоже не случайное название), а Бойня впадает с востока в Волгу. Рядом - Каменка, Олешина, Городня. Чисто русские, более поздние названия. А тут вдруг - Мерзкая! Значит, меря жила здесь еще вчера, и окружающие кривичи хорошо знали об этом, назвав речку по названию этого народа Мерской. А потом меря стала русскими и было забыто точное название речки.
А Сишка на правом берегу и Кокша на левом, почти напротив, заставляют задуматься. Кокша - не могла ли быть у мерян Кок-кша, Кок-каша? А слово «кок» значит «мотыга» - основное земледельческое орудие при мотыжном земледелии: почти начальном этапе развития земледелия. Сишка и сейчас имеет очень малое падение, течет медленно, до предела извилиста. Вспомним слово «сиижь» у вепсов - застойный, стоящий. Стоячая, почти не текущая река? И ее родственница на севере, в Удомле. Река Съежа течет из озера Удомли, впадает в Уверь (оя-верь), а та - в Мсту (Мусту). Реку Съежу неоднократно переиначивали на русский лад, вообще называя Съезжей. Кстати, название тоже логичное, потому что ильменские словене нашли по ней и по Волчине круговой, но более легкий маршрут к Бежицам и Бежецку (Городецку) - на плодородные земли, которые еще недавно называли Бежецкой Украиной. А каким же могло быть первоначальное название Съежи? Вероятно, тоже Застойная, Стоячая. На озере Удомле и соединяющемся с ним Песьве (раньше оно звалось Пество) существуют ярко выраженные террасы высотой до трех метров. Кстати, картографы фирмы «Арбалет», трудно справляющиеся с названиями, назвали это озеро в «Атласе Тверской области» Песьево, как и Ульстим - Устьим (видимо, дальше будет более понятное картографам слово, например Устин). По рельефу на истоке Съежи из озера Удомли видно, что не очень уж давно огромное постледниковое озеро прорвалось через моренную гряду и сбросило большую часть вод в Ильмень и Балтику через речку Сиижь - Застойную. Но она, пропустив эти мощные воды (здесь был истинный потоп), так и осталась Застойной, Стоячей. В районе деревни Васильево река заросла плавинами, и продраться через них как раньше, так и сейчас почти невозможно.
Итак, дьяковцы были остановлены. В основном вдоль Волги. Кроме племен бронзы - фатьяновцев здесь остановить их было некому. И на этой «красной черте», а скорее - полосе до сих пор находятся так называемые литовские городки. Эта полоса знаменует одно из неизвестных истории нашествий с востока на наших далеких славянских пращуров. И они оказались на высоте, остановив этот мощный поток. Как и в последующие века, остановив и разбив многих завоевателей, идущих то с востока, то с запада, а иногда и с юга.
Шли времена, появились мощные Новгородское, Псковское, Смоленское, Полоцкое, Менское (Минское) и другие славянские княжества. Между ними возникали и ликвидировались более мелкие - Торопецкое, Бельское, Ржевское, Изборское, Дорогобужское - те, которые часто именовались удельными. Появились Владимирское, Московское, Тверское княжества. Иногда границы между княжествами проходили по тем же рекам. Но это были уже границы между славянами, русью. Славяне, в основном кривичи, но и ильменские словене и вятичи в I тысячелетии ушли далеко на восток, вернувшись на прежние фатьяновские земли, включив в свои владения многие финские и угорские народы. Здесь, судя из археологии и истории, кровавых битв между разными народами не случалось. Земледельцы (славяне) контактировали с охотниками и рыболовами (финнами и уграми). Жили мирно и зачастую совсем рядом. В наших тверских краях заметно, что в этот период меряне и весь спустились из своих укрепленных городков на равнину - к земледельцам и скотоводам.
Но неистощимая Азия выбросила из своих просторов новых захватчиков. В XIV веке ими стали татаро-монголы. Сейчас их иногда называют монголо-татарами. Но не в порядке слов дело. Захватчиками был объединенный в единой системе конгломерат племен. Запад в страхе ждал вторжения. И оно действительно свершилось - в Польшу, Чехию, Венгрию, Далмацию. Но по ряду причин дальше захватчики не пошли, и Запад снова возобновил попытки отбросить или уничтожить славянство, как были уничтожены практически все западнославянские, да и часть литовских (а заодно и саксонских и некоторых других) племен. А Литва, объединившись и выйдя из своих дремучих лесов, начала постепенно прибирать к рукам восточнославянские земли. В конце концов граница в рассматриваемом здесь районе снова установилась по той же «красной черте». И укрепленные праславянские городки, их святилища вновь стали ареной сражений. Городки переходили из рук в руки, уничтожались и сжигались, восстанавливались вновь. С тех времен и получили название «литовские».
Наиболее известны из средневековых документов (примерно с севера на юг) Хачин, Кличен, Горышен, Осечен, Роден, Хлепень. Заметим, что названия обладают сходством и отличаются древностью словообразования, что полтверждает их праславянское происхождение.
Здесь перечислены не все городки. Вероятно, стоит учесть и Селуг (Вселуг), и Ржеву, и Погорелое Городище. Наверное, и Полустову гору в Зубцове. И Туден, и Рясен. И еще что-то. Но не в подробном перечислении существо. Эта выстроенная очень далекими предками линия встречала врагов неоднократно, и даже в последнюю войну.
6.ДРЕВНИЕ ИМЕНА НА ЗАПАДЕ ОБЛАСТИ
Межа начинается в Центрально-Лесном заповеднике, течет через Нелидовский и Жарковский районы и впадает в Западную Двину на стыке трех областей - Тверской, Псковской и Смоленской. Межа собирает в себя воды многих рек и речек. Но древними именами среди них обладают лишь Береза, Лучеса и Обша, собирающие часть своих вод в Оленинском районе. Две из них до впадения в Межу текут по Нелидовскому району, а Обша пересекает Бельский район. Есть еще речка Туросна (Торосна), исток ее в Нелидовском районе, а основное течение - в Жарковском. В этих далеких от больших дорог древности местах реки сохранили древние названия. Береза, видимо, когда-то была названа не в честь обычного для здешних мест дерева, а в честь какого-то местного божка или духа, например духа речных вод и непроходимых лесов, прожившего в этих местах до прихода христианства и долго почитаемого и позже. Лучеса - праславянское слово, в более поздние времена ставшее обозначением излучины. На западе области сходных названий много: озера Лучан и Лукое, остров Лукой и даже по соседству с Тверской областью город Великие Луки. Но пожалуй, древнейшее из названий - Обша. В индоевропейских языках древних племен и их ответвлений - литовских и прусских (а только этих племен было около двух десятков) в разных вариантах звучало слово «апа, упа, оп, об» со смыслом - вода, река. Этих речных имен много: в Смоленской области - притоки Днепра Вопь и Вопец, приток Сожа Ипуть, тверские Торопа и Жукопа, латвийская Лиелупе. На Псковщине есть даже город Опочка. Все это слова того народа, что проходил здесь, селился и жил в послеледниковье. Этот народ, возможно, не был нашим прямым предком, но был близким родственником. О нем может напоминать и Туросна. Считается, что на заре заселения послеледниковой Европы славяно-германо-кельтская общность еще может считаться слаборазделенной. А в таких общностях возникали и общие боги. Такие боги известны. Древнегерманский бог Тор - бог грома, бурь и плодородия. Громовик, защищавший людей от злобных великанов. Его напарник, бывший всегда рядом, - бог Тюр. Значение этих богов считается равным значению Индры у древних индусов и Перуна - Перкунаса у древних славян и литовцев. А в древнегерманских мифах сохранилось название великанов - турсы. И вполне возможно, что речку назвали по имени древнего божества, а позже происхождение названия забыли и стали считать, что оно появилось в связи с дикими быками - турами. Древние названия нередко бывают многозначны по смыслу.
А с севера, почти параллельно Двине, по Западнодвинскому и немного по Жарковскому районам течет приток Двины с совершенно языческим именем Велеса. Где-то на ней давно покинутые в лесах и болотах, возможно, разрушенные основателями новой религии или использованные для создания новых храмов и часовен капища одного из главных праславянских и славянских богов. Велес у праславян, а у праиндоевропейцев грозный демон Вала имели одни и те же функции - были повелителями стад. Но Велес стада охранял, а Вала, наоборот, похищал скот для жертв. И оба имели еще у язычников какое-то отношение к подземному царству мертвых. Велес у славян был связан с медведем, и медведь, соответственно, у многих племен тоже был священным зверем, что не исключало принесение его в особых случаях в жертву. Велесовы дни праздновались в январе и в марте. После принятия христианства церковь не отвергла категорически Велеса, а перенесла его функции на святого Власия, праздник которого был отнесен на начало февраля. А Велес мало-помалу превратился в духа, отвечавшего за мир нечистых сил и за подземное царство. Но Велес окончательно забыт не был, и долгое время у русских крестьян сохранялся обычай оставлять в жертву Велесу на ниве несколько несжатых хлебных стеблей - «на бородку Волосу».
В этом же районе есть и другие индоевропейские названия рек. Например, Торопа, Обша, Межа. Здесь ясно слышатся слова «опа, упа, ап» - река, «тере, тре» - чистый, «межа, межс» - лесной. А удивительное слово «туд» известно по всему западу Тверской области, да и по востоку Псковской. Речка Тудовка впадает в Волгу, в XIX веке ее называли Туд, а один из пограничных городков при впадении в Волгу назывался Тудин. На северо-западе нашей области и на востоке Псковской текут еще пять рек с общим именем Тудер (у нас - Большой и Малый). Слово «туд» почти на десятке индоевропейских языков означает «люди, страна, народ». Значит, народ, вставший на пути вторгшихся дьяковцев, называл себя этим именем. Есть и еще одно удивительное слово. В 1322 году, идя с данью из Новгорода в Москву, убийца Михаила Тверского московский князь Юрий был перехвачен тверичами на Урдоме, был разбит наголову, но сумел бежать в Псков. Имя Урдома сохранилось до недавних времен. В Оленинском районе было такое село. Имя, скажем, для русского языка странное. Но в древних индийских языках попадается подобное слово, звучащее примерно как «урдова» и значащее «высокий». Каково же было мое удивление, когда из документов XVI века я узнал, что это село имело и второе название - Высокое! Каким чудом оно сохранилось! Конечно, так называлось не село, а вся окружающая местность с высоким холмом, возвышающимся на плоской равнине. В старые времена на нем стояла и часовня. А храмы и часовни создавались часто на местах славянских языческих капищ. Место здесь было действительно величественное.
Более поздние древние названия хорошо известны. На северо-западе области это реки Пола, Ловать, Кунья. Пола историками почему-то считается литовским гидронимом. Она течет по ровному, плоскому болоту, то есть по плоской равнине - по полю. И в русском языке на этот счет огромное количество родственных слов - (пол, полоса, пола одежды), полость). В Полу текут еще Полометь и Полисть (тоже литовские слова?) При их совместном впадении в озеро Ильмень стоит древний город Старая Русса. Тоже литовское название? А реки Кунья и Ловать и сейчас с трудом пробираются через болота и леса - охотничий рай, о чем знали русские князья. В грамоте князя Всеволода Юрьевича (1136 год) об этих местах записано: «Се аз князь… дал есмь святому Георгию… погост… с землею и с людьми, и лес, и борты, и ловища на Ловати». Записью легко расшифровываются названия этих рек.
Юрий Смирнов, председатель областного краеведческого общества, профессор