Давно владел этим автомобилем. История приобретения такая. Таврия была моим вторым автомобилем, первым был ВАЗ 21043 1986 года. Четверки после покупки хватило только доехать до гаража, далее начался авторемонт. Но сейчас речь не о ней. После продажи четверки денег хватило только рассчитаться с долгами. Через некоторое время стал вопрос об автомобиле, но так как денег особо не было, мое внимание привлек автомобиль Таврия. Т. к. посоветоваться об данном выборе было не с кем, приобрел его за 20000 рублей. Предыдущий хозяин нахваливал её, сказал, что «ничем не хуже, чем 9-ка». Сразу после покупки пришлось ехать на ней в Курск, а это 500 км туда и обратно. Надо отдать ей должное, в пути проблем не было.
Далее проблемы посыпались одна за другой, а бывало сразу несколько одновременно. При покупке сразу нужно было поменять резонатор, очень уж рычала. Замена резонатора потянула за собой замену выпускной трубы (штаны). Так вот эта самая выпускная туба, которая прикручивается к выпускному коллектору, потом ещё не один раз самопроизвольно откручивалась, чем вызывала нервозность. На автомобиле было установлено газовое оборудование. Пакость ещё та. Машина на бензине не верх динамики, а на газу совсем плохо, максималка 120, невозможность ездить на бензине, и много прочего. Люди, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ ГАЗ НА ТАВРИЮ. Сколько раз я не мог её завести из-за него. Сколько раз меня таскали за галстук в сервис. В сервисе кое-как потом заводили на бензине, регулировали карбюратор и он потом с огромным успехом опять переставал работать.
Застучали стойки, снял их, разобрал. Оказалось, что вытекла из них жидкость вся. Залил в них отработку, стали жестче, но больше не доставали и даже не подтекали. Конструкция тормозных суппортов передних ужасная. Как в последствии оказалась, ещё и опасная. Немного проморгал я износ колодок, износились почти до железки, но тормозили. Еду один раз под горку, притормаживаю и слышу, что у меня из-под правого переднего колеса что-то отскочило металлическое. Я машинально начал подтормаживать, и представьте мою радость оттого, что педаль тормоза провалилась в полик. Хорошо, что я успел сообразить и начал как в припадке нажимать и отпускать её, как бы прокачивая тормоза. Со страшным скрежетом Таврия остановилась… Оказалось, что конструкция суппорта такова, что при сильном износе колодок одна из колодок может выскочить из суппорта, что и произошло в моем случае. Посему совет: не допускайте большого износа передних колодок.
Далее стал подклинивать стартер при запуске. Новый стартер стоил ОЧЕНЬ дорого, по сравнению с Вазовским почти в 2 раза дороже, поэтому решил ремонтировать. Снял его, разобрал, заменил ремкомплект (втулки, щетки), а так же заменил втягивающее реле. После установки на место перестало отскакивать назад втягивающее. С этой проблемой промучился я примерно неделю, пробовал другие реле и пружину растягивал. Помог комплекс мероприятий — это растягивание, т. е. усиливание пружины и подтачивание штока реле и последующая её полировка. Потом накрылся термостат, заменил на немецкий, проблем с ним больше не было. Появилась обильная течь масла из мотора, долго тоже промучился с ней, т. к. не мог понять откуда, т. к. масло капало на приемную трубу глушителя, а на скорости разлеталось в разные стороны. Поменял все сальники, прокладки — не помогло, дело оказалось в датчике масла.
В процессе авторемонта вылезла неожиданная особенность конструкции автомобиля. Если необходимо заменить сцепление, то приходится извлечь мотор в сборе с коробкой из моторного отсека. Накрылось сцепление, вынули вместе с другом, после замены друг еле согласился потом помогать, тяжелая вся эта хреновина очень: -) Кое-как запихнули. Отмечу, диск сцепления дорогой очень, прим. в 2-3 раза дороже Вазовского, поэтому продавцы рекомендуют поменять феродо на диске, т. е. фрикционную накладку, что я и сделал, о чем впоследствии сильно пожалел. Прим. через 5000 км появилась сильнейшая вибрация при трогании. Вспомнив процедуру замены сцепления, делать не стал, так ездил.
Пропала зарядка, пробило диод на диодном мосте генератора, заменил своими силами. Отмечу неудобство снятия и установки генератора: чтобы попасть в отверстие крепежным болтом, надо лезть под машину. Порвался трос сцепления, поставил новый, он проработал недолго (около 5000 км) и опять порвался. Оказалось, что погнуло кронштейн крепления троса в районе педали сцепления. Промучился с ним долго тоже. После того, как я его поправлял пассатижами, он опять выгибался и этим вызывал повышенное трение троса. Вылечил тем, что срезал старый обезьянкой и прикрутил на 2 самореза кусок уголка, больше меня это не доставало. Отмечу, трос сцепления живет на Таврии около 10000 км при любых условиях. Проверено на нескольких машинах. С тех пор возил с собой постоянно новый, благо процедура замены не очень трудоемкая.
Ехал я однажды домой из области. В машине пять человек, включая меня. Слышу, что на кочке большой что-то хрустнуло где-то сзади, у меня спина похолодела. Далее на кочках стал появляться звук, как будто колесо трется обо что-то. До города дотянули, но натерпелся я немало. По приезду колесо скинул и увидел, что колесо терлось внутренней стороной об пружину. Ещё бы немного и получилась бы дырка. Как такое могло произойти я понял не сразу. Оказывается, что оторвало от кузова кронштейн крепления задней балки. Доехал до знакомого сварщика, приварили на место кронштейн.
Летом поехал на ней на юг. Сейчас я понимаю, насколько это был рискованный поступок с моей стороны. Туда ехал через Молдавия, Одессу и в Крым, в Феодосию. Отъехав прим. 1000 км стал замечать в зеркало заднего вида, что за мной дым. Сильного значения не придал. Потом стал замечать, что если тормозить двигателем, а потом резко нажать на газ, например когда спуск переходит в подъем, машины, которые ехали за мной, просто скрывались за дымом: -) Все дальнейшее путешествие было в напряжении, масло заливал вместе с очередной заправкой. Расход почти такой же, как и бензина. Поначалу я подумал, что недоразумение какое-то. Ведь предыдущий хозяин только делал капремонт, с момента капремонта машина прошла 20000-25000, хозяин даже чеки показывал от запчастей. При возвращении назад, на таможне опять накрылся стартер, откатили машину в сторону, снимал его прямо там. Оказалось, перетерся провод, идущий к щетке, я так и не понял, как это получилось. Оке-ка, скрутил его. До дома доехали, слава Богу, без приключений.
По приезду начал осматривать мотор. Сначала выкрутил свеч. 3 — нормальные, четвертая вся в наростах, зазора почти не видно. Загнал её в гараж и начал разбирать. Головку снял и увидел, что на одном из цилиндров проточка глубиной в полсантиметра. Я охренел просто. Оказывается, что палец вылез из поршня и царапал цилиндр. То, что мы доехали до дома, оказалось огромным чудом. Блок пришлось гильзовать, замени поршни, пальцы, вкладыши прокладки, бензонасос и пр. Делал всё сам в гараже, блок и коленвал отвозил мотористам. После капремонта через некоторое время отрывает кронштейн крепления балки задней, на сей раз с другой стороны. Знакомы сварщик отказался делать, просверлил сам 3 отверстия и посадил на заклепки. Изрядно доставала крышка багажника, заменил и замок, и ответную часть. НУ НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ, как гремела — так и гремит. Установил на неё ремкомплект, заменил смазку, снимал раза 3, наверно. Когда снимал, одна из шпилек крепления к кузову отломилась. Отмечу, что сама рейка небольшая, но её снятие и установка КРАЙНЕ неудобны. В чем именно проблема была я уже не помню, но установка требует 2-х человек, самому никак. Лопнул расширительный бачок, заменил на новый, денег стоит как на Ауди, наверное.
По подвеске… Как я уже выше рассказывал, восстанавливал нехитрым способом стойки, менял шаровые. Загудел подшипник уже перед самой продажей, менять его я уже не решился. Очень часто рвется пыльники на передних суппортах, от этого ржавеют пальцы и клинят. После разборки и прочистки начинают греметь. Качество зап. частей никакое. НИ РАЗУ я не купил зап. часть и не установил её без какой-либо доработки. Всегда нужно что-то подтачивать, подгонять по месту. Запчасти очень дорогие. Я думаю, что из-за низкого спроса продавцы сами накручивают. Кузов очень подвержен коррозии, жесткость его низкая, на кочках видно, как он гуляет, гуляние видно также по крышке багажника. Подвеска достаточно надёжная при условии установки нормальных запчастей.
Хватит про ремонт, немного про эксплуатацию.
Высокая вибрация от мотора (наверное, из-за «деревянных» подушек), из-за неё устаешь при дальних поездках. Сиденья не очень удобные, по сравнению с 9-кой, например. При дальних поездках (100 км) подкладывал свитер по поясницу. Руль удобный, большой и от этого легкий. В целом машина маневренная, габариты хорошо чувствуются, места спереди много из-за отсутствия бороды у торпеды, сзади тесно. Багажник небольшой, но есть. Очень удобна шторка багажника, почему бы не сделать такую же на 9-ке? Приборная панель тяжело читается из-за быстро мутнеющего прозрачного пластика. Из-за плохой подсветки не видно показания одометра. Летом в Крыму умудрялась перегреваться с новым термостатом и с принудительно включенным вентилятором и печкой. Печка работает отлично. Управление её очень простое и в салоне тепло, но из-за плохой теплоизоляции салона, быстро охлаждается. Единственное неудобство — это на ходу закрыть крышку, чтобы не дуло в ноги. Из-за того, что дует сильно, периодически приходится её открывать-закрывать. Нет прерывистого режима работы дворника, но это на фоне других проблем сильно не напрягало.
Слабые чашки под передние стойки. У ВСЕХ машин, которые я встречал, были трещины, но они почти не разрастались. Дальние поездки больше 100 км вызывали у меня панический страх и напряжение и обостренный слух в процессе езды. Расход не очень радовал. После того, как я снял газовое оборудование и стал ездить на бензине, расход примерно на уровне девятки. На пятой скорости можно ехать или по горку или только по прямой. Самый минимальный уклон вызывает падение скорости, причем более сильное надавливание на гашетку не помогает, мощей явно не хватает. Более-менее сильные подъемы преодолевал на 2-й скорости.
Подводя итоги. Автомобиль не для дальних или длительных поездок. Приобретая такой автомобиль готовьтесь к плотному авторемонту и к тому, что не всегда попадете из пункта А в пункт Б. С собой ОБЯЗАТЕЛЬНО возить инструмент и набор необходимых запчастей (трамблер, свечи, трос сцепления, электромагнитный клапан холостого хода и пр. ). Иметь свой гараж с ямой обязательно, автосервис Вас съест с потрохами. Постоянно, не реже раза в неделю, следить за уровнями жидкостей и масла. Каждодневный осмотр и постоянное внимание к звукам от мотора и подвески. Поверьте мне, это делать обязательно, иначе этот автомобиль может стать ОПАСНЫМ для Вас и других участников движения.