Доктор военных наук Михаил Хетчиков, председатель Тверского регионального научного военно-исторического центра, представил свой новый труд — книгу «Оборонительные и контрнаступательные операции, проведенные в 1941 году на тверской земле». Презентация прошла во вторник в Славянском зале областной библиотеки имени Горького в кругу ветеранов войны, вооруженных сил и краеведов.
Принято считать, что Калинин был взят гитлеровцами потому, что находился на пути войск, стремящихся в ходе операции «Тайфун» охватить Москву с севера и одновременно «свернуть» Северо-Западный фронт, вбив между ним и Западным фронтом мощный бронетанковый клин. Но профессор М.Д. Хетчиков полагает, что гитлеровцы планировали сначала взять Ленинград и лишь потом Москву. Операция «Тайфун», по словам М.Д. Хетчикова, была самостоятельной операцией, а не частью плана «Барбаросса».
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Надо сказать, что мнение М.Д.Хетчикова существенно отличается от той аксиомы, что искони преподают в школах и вузах. Но оно хотя бы отчасти объясняет то, почему гитлеровцы отвернули из Калинина в противоположную сторону от Москвы в дни, когда в ней бушевала паника и в столице объявили осадное положение. К несомненным достоинствам книги следует отнести разделы, в которых впервые публикуются материалы об Ивашковской и Ильинской оборонительных операциях, других сражениях, основанные на сведениях, хранящихся в Центральном архиве Минобороны в Подольске. Кроме того, впервые на публичное обсуждение выносится совокупность малоизученных оборонительных и контрнаступательных операций, проведенных в 1941 году войсками 22-й, 27-й, 29-й, 30-й и 31-й армий.
Книга подготовлена и издана малым тиражом благодаря финансовой поддержке Департамента соцзащиты и Департамента территориальной и информационной политики Тверской области. Идею написать ее автор высказал губернатору Дмитрию Зеленину, члену президиума регионального политсовета «Единой России», и тот, не колеблясь, одобрил эту мысль. Исследования велись в рамках целевой региональной программы «Тверская земля — земля воинской славы».
О ЧЕМ КНИГА
Потребность в проведении такого исследования возникла давным-давно. Дело в том, что за 66 лет после освобождения Калининской области от фашистских оккупантов так и не создан фундаментальный исторический труд, формирующий общее и объективное представление об уникальности военных действий в ее границах военного времени.
— Вследствие этого, под влиянием прозападных псевдоисториков сформировано искаженное представление о содержании и результатах военных действий в границах нашей области, — констатирует профессор Хетчиков.
Действительно, в сборниках «В пламени войны», «Это было на Калининском фронте», «На правом фланге Московской битвы» и в других настольных книгах тех, кто интересуется военной историей нашего края, неисследованной осталась совокупность операций пяти советских армий на территории Калининской области с июля по декабрь 1941 года.
— Более того, такая задача не ставилась и не решалась, — сетует ученый. – Поэтому с целью восстановления исторической справедливости и восполнения пробела в знаниях о динамике противоборства советских и немецких войск на калининском операционном направлении была поставлена и уже частично решена задача создания такого капитального научного труда.
ОСОБЕННОСТИ КНИГИ
Их несколько. Главная — в том, что опровергаются ложные, но широко распространенные утверждения. Назовем их. Во-первых, ошибочно считалось, что «боевые действия на калининском операционном направлении начались 10 октября 1941 года». Во-вторых, что «боевые действия на этом направлении включали Калининскую оборонительную и Калининскую наступательную операции». И, наконец, что «войска 22-й, 29-й, 30-й и 31-й армий отходили на рубеж Осташков — Ржев под натиском превосходящих сил противника» и что «особенно тяжелая обстановка сложилась на правом крыле Западного фронта».
Все обстояло совершенно иначе, не было ни беспорядочного отступления, ни тем более бегства наших войск. Более того, приведены неопровержимые доказательства проведения на калининском операционном направлении (КОН) девяти оборонительных операций, две из которых имели форму контрнаступления.
Вторая особенность книги — в ее конкретности, то есть в том, что особенно ценят кадровые военные. Это военно-исторический труд оперативного уровня. В нем, помимо стратегических и фронтовых операций (о которых упоминается, конечно, но лишь в контексте) рассматриваются армейские операции и сражения, которые для большей наглядности иллюстрированы цветными схемами.
Калининское операционное направление — это вовсе не направление от Духовщины и Ржева к Калинину, как думают некоторые тверские историки.
Появление Калининского операционного направления летом 1941 года отмечал уже маршал Борис Шапошников. Известно, что бои в Себежском районе начались в первой декаде июля. Отсюда еще одна особенность книги — раскрытие динамики противоборства германских и советских войск в границах нашей области, совпадающих с границами КОН.
ПРАВДА СТАНОВИТСЯ ЯВЬЮ
Принимая эти три особенности за основу, профессор развивает их, опираясь на данные Подольского архива.
М.Д. Хетчиков впервые дает пространственно-географическую характеристику КОН, необходимую ему для опровержения утверждений, предложенных автором книги «Провал операции «Тайфун» Д.З. Муриевым, а также авторским коллективом сборника «На правом фланге Московской битвы» (председатель общественной редколлегии — генерал-полковник Юрий Бошняк). Предшественники М.Д. Хетчикова писали о том, что на КОН была проведена только одна оборонительная операция — Калининская.
Что касается военных действий, то в этом вопросе дотошность и въедливость Михаила Дмитриевича выше всяких похвал. Он впервые воссоздал и схематично представил не только оборонительные операции с участием нескольких армий, но и менее объемные операции и сражения, проведенные как войсками 22-й, 29-й, 30-й армий, так и пятью армейскими оперативными группами (к слову, раньше заявлялось, что действовали только три армейские группы). Профессор проанализировал и оценил как совместные действия опергрупп 24-й, 28-й, 29-й, 30-й армий и опергруппы генерала Рокоссовского, так и итоги действий каждой группы в отдельности.
ИЛЬИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ
Летом 41-го на южных границах Западнодвинского района развернулось ожесточенное и кровопролитное для обеих сторон противоборство, шло сражение за Ильинский плацдарм между войсками 29-й армии и 6-го армейского корпуса 9-й полевой немецкой армии. На завершающей стадии противоборство велось по заранее разработанному плану, без признаков дезорганизации. Что это значило в тех тяжелейших условиях, когда немецкие войска быстрым темпом двигались по Смоленщине? Ответ ясен и без подсказки.
ИВАШКОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ
Многие ли сейчас вспомнят о ней, хотя об этой операции громко заговорил андреапольский поисковик и музейщик Валерий Линкевич? А ведь в результате успешно проведенной войсками 22-й и 29-й армий контрнаступательной операции по ликвидации Ивашковского плацдарма немецких войск фашистское командование не смогло реализовать второй вариант операции «Тайфун», предусматривавший более масштабное окружение войск Красной армии.
Противоборство на андреапольско-западнодвинском направлении продолжалось более месяца — с начала осени до 8 октября . Немцы так и не смогли ликвидировать угрозу левому флангу своей группы армий «Центр» со стороны наших 22-й и 29-й армий, расположенных на осташковско-западнодвинском выступе.
«СТРАТЕГИЧЕСКАЯ» ОШИБКА
В книге «На правом фланге Московской битвы» (стр. 14) говорится: «Особенно тяжелая обстановка сложилась на правом крыле Западного фронта». В действительности все было наоборот. На правом фланге Западного фронта, на калининском операционном направлении дела обстояли намного лучше, чем в центре (где в районе Вязьмы были окружены и уничтожены несколько советских армий), чем на левом фланге (окружение и частичный разгром двух армий под Брянском).
В 1941 году на территории Калининской области ни одна советская армия не была окружена и разгромлена. В этом плане КОН выгодно отличалось от московского и брянского (тульского) операционных направлений. Кроме того, М.Д. Хетчиков отмечает, что после поворота сил 3-й танковой группы на Калинин от Вязьмы КОН становится оперативно-стратегическим направлением, что на ранг выше в военной науке.
В книге М.Д. Хетчикова с военной точки зрения все логично. Между тем, до сих пор некоторые вопросы не имеют ясных ответов.
Могли ли ударные танковые и механизированные соединения немцев в самый пик октябрьской распутицы развить по бездорожью наступление на север и северо-восток от линии Торжок — Лихославль — Калинин, особенно севернее Бежецка? Ведь из-за климатических условий планы германского командования, реальные для середины сентября, вряд ли были выполнимы через месяц.
Отчего Тверецкий мост, через который и можно только следовать на северо-восток и восток (на Бежецк, Кашин и Кимры), оказался блокирован нашей противотанковой артиллерией, а оба моста через Волгу, железнодорожный и автомобильный, — нет? Их бомбежки начались лишь с 16 октября, когда 1-я танковая дивизия и 900-я элитная моторизованная бригада 3-й танковой группы оказались далеко в Заволжье. Почему передовые и вполне боеспособные соединения противника при явном перевесе в танках и авиации не продвигались к северо-западу от Медного и Марьина, а вернулись в Калинин и продолжили движение на юго-восток к Москве?
В работе Михаила Хетчикова нет геополитического анализа. Видимо, эта тема станет предметом других исследований.