На четвертом году войны, когда враг был изгнан до границ СССР, но до Берлина было еще далеко, Калининский обком ВЛКСМ и областной Дом народного творчества выпустили методическое письмо сельским райкомам комсомола, районным Домам культуры, клубам, избам-читальням. Оно называлось «О сборе фольклорных произведений». Для культуры народа, которая была опоганена немцами, фольклор все-таки имел первостепенное значение.
Письмо — выцветшая несброшюрованная книжица — удивительный документ. Воспроизводим его с небольшими сокращениями.
Соберем лучшие патриотические фольклорные произведения
«…Начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего» — так говорил Алексей Максимович Горький на I съезде советских писателей. Этот призыв величайшего русского художника слова сохраняет свою жизненную силу и в наши дни.
Народ всегда творит. Русский народ имеет многовековую традицию устно-поэтического творчества, то есть фольклора. Каждое большое историческое событие, имевшее значение для судьбы России, находило живой отклик в фольклоре. Борьба древнего Киева с кочевниками, татарское иго, борьба Александра Невского и Дмитрия Донского, польская интервенция в XVII веке, народные восстания Разина и Пугачева, деятельность Ивана Грозного и реформы Петра I, революция 1905 года и борьба с немецкими империалистами 1914 — 1918 годов, Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война — все нашло свое отражение в песнях, былинах и сказках народных.
Но особое место в богатейшей сокровищнице русского фольклора всегда занимала тема борьбы с иноземными захватчиками, с завоевателями, пытавшимися поработить свободолюбивый русский народ. Эта тема проходит в исторических и лирических песнях, сказках, преданиях, легендах, плачах и особенно ярко в героическом эпосе, в былинах.
Героическая борьба народов Советского Союза с врагами культуры, врагами человечества — озверелыми бандами немецких фашистов — вызвала к жизни новые сокровенные силы народа. События Второй Отечественной войны отражаются сейчас не только в многочисленных художественных произведениях советских писателей и поэтов, но о них поют песни, слагают частушки, рассказы о подвигах сами народные певцы и сказители.
Собрать этот богатейший материл — почетная задача всех работников политпросветучреждений, органов народного образования и комсомольских организаций.
В селах, деревнях и рабочих поселках Калининской области имеется много талантливых народных творцов, которые хранят сокровища старинного фольклора и уже создали песни и сказы, отражающие тематику Второй Отечественной войны. Наш народ бережно хранит свои поэтические произведения, он любит их и умеет их ценить.
Много песен сложено о героической борьбе с фашистами народных мстителей-партизан. Несколько таких песен сложил Николай Михайлович Грешищев из деревни Сухошины Кировского района. Его песни посвящены партизанской борьбе в Калининской области. Горячая любовь к родной земле, беззаветная преданность Родине звучит в каждом слове его песен.
В наших чащах тропы жестокие,
Не уйдет фашистский волк!
Партизаны верхневолжские
С честью выполнят свой долг.
Выжег варвар Селижарово,
Залил кровью древний Ржев.
И над Волгою, как зарево,
Запылал народный гнев.
Волга-матушка, красавица!
За тебя идем на бой.
Горько вороги покаются,
Что глумились над тобой.
О фольклорных богатствах нашей области могут дать некоторое представление следующие факты.
В 1930 году студентами Калининского государственного педагогического института под руководством профессоров Вершинского и Соколова была организована экспедиция в Лихославльский район. Экспедицией было собрано и записано свыше тысячи произведений, из которых 976 номеров хранятся в архиве фольклорного отдела Московского государственного литературного музея. Там же хранится еще одно собрание записей народных произведений, собранных в Весьегонском, Сандовском и других районах нашей области. Всего в Московском литературном музее имеется до 48 тысяч фольклорных записей, собранных в Калининской области.
Первым и непременным условием записи фольклорного произведения является ее абсолютная точность. Это значит, что каждое произведение, будь то рассказ, сказка или песня, должно быть записано сразу же во время рассказа или пения (с голоса). Нельзя записывать произведения по памяти. Ни в коем случае нельзя добавлять от себя, исправлять произведение. Кроме того, нужно записывать так, как говорит, произносит отдельные слова сам сказитель или певец, то есть сохранить наиболее существенные особенности местного говора (диалекта) и поставить ударения в тех словах, где есть расхождение с общепринятым литературным произношением.
Эти условия необходимо соблюдать потому, что поэтика устного народного творчества, выработанная веками, имеет свои специфические особенности. И все богатство и разнообразие художественных приемов (то есть звуковая инструментовка стиха, внутренние и конечные созвучия — рифмы, звуковые повторы и другие приемы) могут быть в полной мере осознаны только при условии точного воспроизведения живого говора.