Иногда его можно встретить на торжественных мероприятиях, проводимых общественными ветеранскими организациями, иной раз на приёмах, организуемыми посольствами России, Украины и Белоруссии. Единственный в ЕС, после вступления туда Латвии, ветеран Великой Отечественной войны полный кавалер ордена Славы, высшей награды боевой солдатской доблести, Владимир Трофимович Колесник, которому 84 года, по-прежнему лёгок на подъём, бодр.
Когда-то в нашей республике жило пятеро таких героев Великой Отечественной войны. И они пользовались заслуженным почётом и уважением. Их приглашали на торжественные собрания, частыми гостями были они и в школах, на памятных встречах. Увы, сейчас в Латвии другие времена… Но подвиг тех, кто победил фашизм, никогда не будет забыт.
Войну закончил
в Чехословакии
Наша встреча с Владимиром Трофимовичем началась с того, что он напомнил: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года были учреждены два ордена: Победы — для высшего командного состава, и Славы (трёх степеней) — для рядового, сержантского состава и младших лейтенантов авиации. Когда Сталину принесли проект, а орден Славы предложили назвать орденом Багратиона (четырёх степеней), то он возразил, сказав, что хорошо, что к награде добавили георгиевскую ленту. Но четыре степени много. Вот, мол, призывы к войскам всегда заканчивались словами: «Слава! Слава! Слава!». Пусть орден и будет носить такое название — «Слава».
Первое награждение этим орденом 1-й степени прошло 15 мая 1946 года. А всего им было награждено 863 героя, 2-й степени — 47 тысяч человек и 3-й степени — 49 тысяч».
На его долю с избытком хватило военного лихолетья. А родился он и рос в городе Задонске Липецкой области. Когда началась война, добровольцем пошёл в военкомат. Вскоре уже был в 181-м армейском запасном полку. Когда начались бои за Воронеж, они оказались за линией фронта. Ночами выходили к своим. И вышли в район станции Хоботово Тамбовской области. Погрузились в эшелон, прибыли в Ижевск. Владимир оказался во 2-м пулемётном батальоне. Когда узнали, что у него среднее образование, вместе с такими же ребятами послали в другой удмуртский город, где тогда находилось 2-е Московское пулемётное училище. Учёба пролетела быстро, все рвались на фронт. Начали сдавать экзамены и тут пришёл приказ верховного главнокомандующего — весь ноябрьский набор 1942 года военных училищ направить на пополнение боевых дивизий.
На фронте оказался в апреле 1943 года, связистом проводной связи. Фронтовики знают, что это такое. Почти всё время на передовой, неоднократно был ранен, но поле боя не покидал, под огнём противника восстанавливал такую необходимую связь.
После ожесточённых боев и взятия Кенигсберга их посадили в вагоны, в которых перевозили уголь, и отправили туда, где ещё гремели бои. Будапешт, Вена, Прага… День Победы гвардии старший сержант Колесник встретил в Чехословакии.
Родина высоко оценила его подвиги, наградив орденами и медалями, среди которых особенное место занимают три ордена Славы всех трёх степеней.
После войны окончил Московский институт физкультуры. И снова был призван на службу для подготовки офицеров. Казанское военное училище КГБ, потом Махачкалинское, Калининградское пограничные училища. Затем перевод в Алма-Атинское высшее пограничное командное училище… Демобилизовался в звании полковника. Тогда и узнал, что полковников, полных кавалеров ордена Славы, в Советском Союзе было всего 12 человек.
— В 1970 году в честь 25-летия победы над фашистской Германией пригласили в Москву со всего Советского Союза полных кавалеров ордена Славы, — вспоминает Владимир Трофимович. — Нас собралось 365 человек. Мне вручили пригласительный билет на торжественное заседание в Большом театре. Смотрю, там написано — «президиум». Пришёл в назначенное время в помещение, где собирается его состав. Там генералы, маршалы разных родов войск, и я, майор, оказался среди них самым младшим по званию. Выходим на сцену. Там четыре ряда кресел. Жду, когда все рассядутся. Сел на последнем ряду слева. Министр обороны СССР Гречко начинает собрание вступительным словом. А за ним во втором ряду сидит главный маршал авиации Кутахов. Посмотрел на меня и тут же: «Иди ко мне». Что вы, неудобно же. Не пошёл. Он вторично повторяет, причем более жёстко. Приказ есть приказ. Тихонько подхожу, там свободное кресло, присел. Он мне — что же ты тушуешься? Ведь ты же представляешь здесь всех полных кавалеров орденов Славы. Где живёшь? Отвечаю — в Риге. А воевал где? Тоже сообщил. Дотронулся он до одного из орденов, улыбнулся: «Да он тяжелее, чем моя Звезда Героя». Вот такой случай был.
И личное приглашение от президента России
— Смотрю, встреч у вас было немало. В том числе, вижу фото, и с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.
— В 2005 году весной я отдыхал под Москвой в санатории. Вернулся в Ригу и узнаю, что наша делегация в составе пяти человек для поездки в Москву на празднование 60-летия Великой Победы уже сформирована. Я набрался нахальства и написал Путину. В письме упомянул и про существовавший ранее в России орден Георгиевских кавалеров, преемником которого является орден Славы, и то, что до сих пор нет сборника обо всех полных кавалерах этой самой почётной солдатской награды. Приходит ответ из канцелярии, что моё письмо передано в Министерство обороны РФ. Оттуда переправили в Институт военной истории.
— Зачем?
— Они зацепились за фразу о сборнике. Вот и ответили, что такая книга издана и могут прислать выписку обо мне, что они и сделали. В итоге я получил персональное приглашение от президента России на празднование Дня Победы в Москве.
Там побывал на всех мероприятиях, довелось встретиться и с Владимиром Владимировичем Путиным. Кстати, этот снимок был опубликован в газете «Комсомольская правда».
«С уважением, Константин Симонов»
Перебираем личный архив Колесника, беседуем о уже далёких военных годах, мирных. И неожиданно на глаза попадают два письма. Их автор, Константин Симонов, пишет:
«Дорогой
Владимир Трофимович!
В Москве, на Центральной студии кинохроники, хотят сделать к тридцатой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, большой документальный фильм о рядовом советском солдате, который вынес всю эту войну на своих плечах, отступая с боями от границ до Москвы и Сталинграда, а потом гнал фашистов до Берлина.
Хотят показать в этом фильме и героизм солдата, и его воинский труд, и его жизнь на войне, — в общем, хотят рассказать всё, как оно было.
Мне предложили быть автором этого фильма, я с охотой взялся за эту работу, понимая, конечно, что для того, чтобы её сделать, мне нужна помощь очень многих людей, участников Великой Отечественной войны, и в первую очередь помощь бывших солдат-фронтовиков.
В самом начале работы я обратился в ряд военных комиссариатов в разных концах страны и попросил их дать мне сведения о тех, с кем бы я мог впоследствии встретиться и побеседовать, кавалерах всех трёх орденов ордена Славы, то есть людей, которые знают войну, можно сказать, как никто другой…
Поэтому я хочу обратиться сейчас к Вам с несколькими вопросами, на которые очень прошу Вас мне ответить…
Уважающий Вас
Константин Симонов.
9 сентября 1974?г.».
И второе письмо, датированное 7 апреля 1975 года, на бланке Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии с оттиснутым названием: «Документальный фильм «Шёл солдат» (К 30-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне)».
«Дорогой Владимир Трофимович!
Позвольте мне от имени киногруппы… поблагодарить Вас за то, что Вы в своё время прислали нам ответы на наши вопросы, поделились с нами о событиях Вашей фронтовой жизни. Ваше письмо, также как и письма других товарищей фронтовиков, трижды кавалеров ордена Славы, было нам большим подспорьем, когда мы собирали документальный материал для фильма.
Фильм этот мы сейчас завершили, надеемся, что содержащийся в нем рассказ о подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны, окажется полезным для воспитания молодого поколения.
По поручению всех товарищей, работавших над фильмом,
уважающий Вас
Константин Симонов».
А недавно известный общественный деятель, житель блокадного Ленинграда Карл Априявский торжественно вручил Владимиру Трифоновичу памятный знак ветеранской организации легендарного крейсера «Киров», который после рейда из Таллина в 1941 году принимал активное участие в обороне Ленинграда. Так они отдали дань уважения мужеству и героизму В.Т. Колесника, проявленные им в годы Великой Отечественной войны.