Поводом для написания этой статьи стал выход в свет книги воспоминаний Екатерины Вощининой «Из далекого прошлого», над которой фонд «Ирида-прос» и Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге работали более трех лет.
Столичный «град Петров», украинский город Одесса, латвийский Дягильно, провинциальный Вышний Волочек… Осколки огромной Россий-ской империи и в то же время единое культурное пространство русской интеллигенции начала XX века. Для Екатерины Вощининой эти слова не только отражение исторических реалий, но и вся жизнь.
Перенеся лишения трех войн, крах двух империй, Екатерина Ильи-нична сохранила чувство искренней любви к своей родине. В этой любви со-крыта и благодарность к близким, и уважение к событиям минувших дней. Не потому ль так трогательны и увлекательны страницы летописания в ее исполнении?
Ее книга «Из далекого прошлого» не сборник ностальгических вос-поминаний по утраченному благополучию дворянского быта. Знания и сила духа, обретенные Катей Вощининой в общении с Путятиными, Ширин-скими-Шихматовыми, Волковыми-Манзей и другими представителями све-та, позволили ей чувствовать себя уверенно в перипетиях минувшего лихо-го века. Это и дань памяти дорогим сердцу людям, вселяющим вдохнове-ние уголкам природы милого Вышневолоцкого края.
Для нас же, современников стремительного XXI века, эта книга — свидетельство очевидца, повествующего о том, каким наш край был еще совсем недавно, и о том, как гармонично вплетены в его историю судьбы многих замечательных россиян. От цветной мозаики ярких детских впе-чатлений на душе становится солнечно, и проступает надежда на то, что не все утрачено бесповоротно, что «Россия вспрянет ото сна» бескульту-рья. А предпосылок для этого возрождения в избытке в нашем недавнем прошлом.
Работая над комментариями к книге, редакция с радостью обнару-жила, что многие имена начала прошлого века из воспоминаний Е.И. Вощи-ниной актуальны и сегодня, через 100 лет. Так, на Мальте до сих пор бе-режно хранят память о Наталье Павловне Табоне (Путятиной), дочери двоюродного брата «дедушки» (Нила Сергеевича Путятина), — основа-тельнице Академии классического танца и основоположнице мальтийского балета. Дело Василия Михайловича Пантюшкина, члена Вышневолоцкой го-родской Думы в 1912 году, продолжает его правнук Алексей Борисович Пан-тюшкин, с 2004 года служащий главой Вышневолоцкого района и отме-тившийся многими добрыми делами для Вышневолоцкого края.
Таким образом, книга «Из далекого прошлого» представляет собой реальную связь поколений, соединяя величие России далекой — прошлой и России будущей, через неустанный труд современников.
Эта аннотация к книге воспоминаний Е.И. Вощининой «Из далекого прошлого» лишь в незначительной степени отражает биографию этой удиви-тельной женщины. Ее отец — Илья Константинович Вощинин (1879 — 1912), закончив Царскосельский лицей в 1899 году (50-й выпуск), был на-правлен сначала в Кашин. Затем его из этого «захолустья» перетянул в Тверь губернатор Николай Георгиевич Бюнтинг. Здесь Илья с увлечением работал в присутствии в должности непременного члена по земским и городским де-лам. Там же в Твери проживала семья князя Нила Сергеевича Путятина с же-ной Александрой Федоровной Путятиной (второй брак с тремя дочерьми).
Свадьба Н.П. Бойль и И.К. Вощинина. Тверь, 1904
Старшая из этих дочерей — Наталья Платоновна Бойль родилась в браке Александры Федоровны с капитаном I ранга Платоном Романовичем Бойль. О Бойлях Е.И. Вощинина опубликовала в петербургском «Генеалоги-ческом вестнике» (№20, 2004) статью «Английские моряки, ставшие рус-скими».
Наталья Платоновна и Илья Константинович Вощинин полюбили друг друга.
Письмо И.К. Вощинина к брату П.К. Вощинину, 22.01.1904 г.:
« Дорогой брат и друг Петя!
Правда Ты сказал, вдвойне и даже больше бываешь счастлив в
любви, когда откроешься друг другу. Мы объяснились, т.е. назвали
друг другу именем своим то чувство, которое в нас давно жило, и
новый совсем мир мне открылся. Ведь я полюбил впервые, т.к. все,
что раньше было со мной, это были пустые увлечения.
Первый раз я себя чувствую так легко, как только на небе верно
бывает, первый раз никакой нет искусственности и неловкости в
отношениях, так легко мы сказали друг другу это слово, так скоро
я незаметно перешел на Ты, что мне или кажется это сном, или
чем-то, что давно уже случилось. Я ей не говорил так, как это
делается в романах, а полунамеками, давно мы об этом уже
высказали. Но раньше как-то все было в зародыше, а теперь ведь
все случилось вчера, и вот сегодня я пишу Тебе и Маме, и сегодня,
видевшись с нею три часа, еще сильнее полюбил, и так чувство все
растет и растет. Меня не пугает, что всю жизнь буду с ней, а
только радует. Да, Петя, я счастлив, и спасибо Тебе за пожелания
и Твои слова в Дягильно, они очень и очень мое чувство подвинули
вперед.
Пишу Тебе до свиданья и прошу — приезжай посмотреть на нас, мне
не верится — я жених. Боже, как это случилось скоро, и вместе с тем
как долго его не было.
Любящий Тебя Илья».
В 1904 году был заключен счастливый брак, о котором Илья сообщил своей матери постфактум, рискуя ее разгневать: он должен был по старому обычаю попросить ее благословения. Но, к счастью, вызвав их к себе в Дягильно и строго присмотревшись к молодой, мать одобрила выбор сына. Обаяние лю-бящей четы было неотразимым.
Жизнь молодых протекала в Твери оживленно: главным развлечением, на ра-дость многочисленных знакомых, были музыкальные вечера. Илья за роялем, а жена, окончившая Смольный, где прекрасный учитель поставил голос, пре-лестно пела.
В 1905 году у них родилась дочь Александра, через два года сын Алексей, а еще через пару лет дочь Катя.
Дети Вощинины на даче под Вышним Волочком, 1912 год
К слову, свои детские годы Екатерина Ильинична описала в книжке для де-тей «Повесть о Шурочке» — кукле, переходившей от поколения к поколе-нию.
Увы, благополучие семьи рано прервалось: в 1910 году Илья Константинович заболел милиарным туберкулезом и летом 1912 года скончался на даче близ станции Академическая неподалеку от Вышнего Волочка. Его похоронили на погосте рядом с этой станцией.
Н.Г. Бюнтинг, сочувствуя большой семье Путятиных, дал им средства к достойной жизни, назначив бабушку (Александру Федоровну Путятину) смотрительницей женской гимназии (ныне школа №5) в Вышнем Волочке. Вышневолоцкая жизнь семьи длилась с 1912-го по 1924 год. Большое влия-ние на детей в это время оказывали друзья дедушки (Н.С. Путятина): князь А.А. Ширинский-Шихматов (1868 — 1927) — создатель первого в России усадебного храма-музея в усадьбе Островки Вышневолоцкого уезда; семья Волковых-Манзеев, владельцев «образцово-ботанической» усадьбы Боровно, и другие вышневолоцкие дворяне.
Н.С. Путятин, не найдя себя в провинции, работал в Петербурге, где его родной брат Михаил Сергеевич Путятин служил начальником царско-сельского дворцового управления. Существует известная фотография, на ко-торой М.С. Путятин изображен с Григорием Распутиным. После революции семья очень боялась последствий за это фото.
В 1924 году Путятины переехали из Вышнего Волочка, в котором с княжеской фамилией было страшно находиться, в Ленинград. Здесь Е.И. Вощинина закончила Высшие курсы иностранных языков профессора С.К. Боянуса и до 1970 года преподавала в ЛГУ.
Е.И. Вощинина автор многих книг, в каждой из которых с любовью вспоминает свое детство на тверской земле.