На днях удалось побывать в гостях у одной многодетной семьи с приемными детьми. Общались, пили чай с конфетами, потом всей гурьбой вышли во двор, где мне показали домашнюю живность — котят, котов, собак, телочку маленькую, курочек, поросят. Всех погладили, приласкали, угостили...
Одним словом, забавная получилась поездка. И совсем не пафосная, как если бы занесло меня в какой-нибудь столичный показательный семейный детский дом, вроде "Китежа" или "Ориона".
Надо сказать, что таких скромных детских домов у нас в Хакасии хватает. Делом они занимаются очень важным — дают семейное тепло осиротевшим детям, учат их не выживать в условиях иерархии детского дома с режимом и распорядком дня, а просто жить. Это означает, что если захочется выпить стакан молока прямо из холодильника, можно это сделать, не спрашивая на то разрешения; посмотреть любимый фильм по телевизору, когда есть настроение, или уединиться с книжкой в саду; а прибираться в комнате не в наказание, а включив музыку...
Много еще чем отличается детство в детском доме от семейного благополучия. Именно эти мелочи формируют личность и учат быть счастливыми. О семейных радостях в приемной семье – этот наш рассказ.
Приемный ребенок
может стать родным
Порой — совершенно случайно. Сейчас у Галкиных большая семья, где подрастает шесть приемных ребятишек. Старшая приемная дочь Анна замужем и сама ждет ребенка. Есть и родная дочка Настенька. Именно ее инициатива, поддержанная отцом — Юрием Галкиным в 2002 году, так кардинально изменила состав семьи. Инициатива пошла, видимо, из-за одиночества подрастающей девочки, которая мечтала о сестренке или братишке. А поддержка ее отца — от желания сделать что-то по-настоящему важное в жизни.
Ирина Галкина сначала не поняла домашних, но когда мысль дозрела до уровня "а почему бы и нет?", зашла в городской отдел опеки. Просто так. Узнать.
– Я бы хотела попробовать взять приемного ребенка, – обратилась она к специалистам.
– Это вам, женщина, не котенок! – опешили чиновницы.
Тем не менее, через какое-то время Галкины ребенка взяли, вырастили, потом еще одного и еще... Нынешней осенью трое их ребятишек пойдут в первый класс, а еще трое уже школьники от 12 до 15 лет.
О сотрудницах отдела опеки и попечительства ГУО администрации Абакана у Галкиных теперь очень хорошие воспоминания. Именно они помогли им в первое время организовать быт, оказали психологическую помощь и детям, и самим родителям.
Обыкновенное чудо
С чудесами семья знакома не по наслышке. Последнее, например, произошло буквально на днях. Маленькой Кате медикаментозно лечили близорукость, и, как это иногда бывает, вдруг обнаружилось, что сетчатка на левом глазу отслоилась. После двух операций ребенок ослеп на один глаз. Конечно, медицинское обслуживание для детей-сирот бесплатное, предоставляются квоты, проезд в специализированные медицинские центры бесплатный. Только радость эта невеликая. Да и красноярские врачи сразу сказали:
– Квоту, конечно, получите, и на операцию направим, только бесполезно это все — эффект будет лишь косметическим, нерв уже не восстановится.
С таким напутствием вернулись они домой, ждать свою квоту. А однажды, причесывая дочку, Ирина прикрыла ей здоровый глаз рукой, а та у нее и спрашивает что-то про заколки.
– Подожди, ты же не видишь этим глазом, – не поверила ей Ирина и снова попробовала прикрыть рукой глаз.
– Да вижу я! – отмахнулась девочка и унеслась играть.
Его зовут Сэм
На мое приветствие: "Здравствуйте, дети! Давайте знакомиться", – первым откликнулся очень красивый мальчик лет 12 и представился:
– Я — Сэм.
Потом, правда, выяснилось, что Сэма зовут Володей, а означает Сэм — Самуил, то есть "посланный Богом". Это имя Володя-Сэм выбрал себе сам после общения с психологом, когда от него отказались прежние родители. Психолог ему сказал, что правильно выбрать имя — очень важно. Мол, как вы яхту назовете — так она и поплывет.
У Галкиных в это время уже жила родная Володина сестренка — Наташа. Когда из опеки позвонили Ирине и спросили, не хотят ли они взять в семью еще и Володю, Ирина сказала:
– Можно сначала посмотреть на мальчика?
И сама над собой чуть не рассмеялась: чего его смотреть, мальчика-то, тем более, его сестра с ними живет — значит, уже не чужой человек появится в семье. Ну а Сэм-Володя думает, что все так удачно совпало от того, что он имя вовремя поменял. Одним словом, очень запутанная история.
О тех, кто не с ними...
… Напоминают залепившие стену в мальчишечьей спальне грамоты и медали еще одного приемного мальчика. Сергей занимается баскетболом и волейболом, поэтому часто ездит на соревнования и сборы. Вот и в день моего визита дома его не было. А о старшей дочери Анюте — настоящие натюрморты. Выполненные маслом, на холсте и чудно украсившие сейчас родительский дом даже на простом подрамнике. К ней Ирина на днях собирается в гости, в Новокузнецк, где сейчас живет Анна с мужем Женей. Молодая семья ждет ребенка, и этот визит придется как нельзя кстати — Ирина и с дочерью повидается, и с малышом, как настоящая бабушка, поможет.
Первый раз
в первый класс
Таких в семье Галкиных трое. Карина, Катя и Саша. Они по очереди показали мне свои выпускные альбомы с фотографиями. Катя и Карина там настоящие маленькие принцессы — в платьях до пола, шелковых перчатках до локтя и с локонами. Одна – с иссиня черными, другая — со светло-русыми. А Саша очень серьезный, в галстуке и брюках с наутюженными стрелками. Сказочная красотища!
– Воспитательница ахнула, когда их увидела. Говорит, мама, наверное, вам с шести утра волосы завивала. А они и вправду уже в пять утра на ногах в тот день были. Волновались, – вспоминает мама.
А как не волноваться! Только те родители, кто пережил первый класс своего чада, способны оценить, что это такое — первый класс, первые домашние задания, слезы из-за "двойки" (или что там у них сейчас вместо оценок), сборы портфеля с вечера. Теперь умножьте все эти прелести на три. Впечатляет? А вот Ирине Галкиной — хоть бы что. Радуется, глядя на подросших ребятишек. Она прекрасно помнит, какими маленькими и больными оказались они в их семье три года назад.
Квартирный вопрос...
…Тут никого не испортил. Как только начал портить — обменяли свою двухкомнатную квартиру в Абакане на дом с земельным участком в селе Новомихайловка Алтайского района. Что-то пристроили, где-то отгородили — получилось жилье, где хватает места всем. Спальня родителей, спальня для мальчиков, спальня для девочек, гостиная, кухня-столовая. Не хватает только "комнаты-дурилки". Это чтобы играть, не сильно заботясь о порядке. "Комната-дурилка" для многодетной семьи — вещь совершенно необходимая.
– У вас хорошо, – говорят порой чиновники из районной опеки, – вон чего понастроили, даже туалет теплый с ванной в доме имеется!
Конечно, имеется. А как с малышами без ванной и туалета? На такую ораву в проруби не настираешься. Живи они вдвоем со взрослой дочкой — им бы и старой "двушки" в Абакане хватило, а детям простор нужен.
Здесь, в Новомихайловке, совсем другое отношение к приемной семье. Не понимают местные, что смысл этого предприятия вовсе не в дотациях и пособиях — просто так уж сложилась жизнь, что живут они большой, дружной семьей. В деревне. Где, в отличие от города, соседи языками почесать любят и объяснить ребятне при случае не ленятся, чем приемыш отличается от родного ребенка. Особенно, если те шалят поблизости. Деревенская жизнь и другие коррективы накладывает. Например, когда в ту же поликлинику или за покупками в город едут, ребятня вся в багажник иномарки набивается. Им весело, а инспектор один, как увидел, дар речи потерял:
– Не иначе ваш отец — директор птицефабрики!
Еще в деревне нет возможности в музыкальной и художественной школах заниматься, посещать секции, бассейн. А ведь это так важно! Думают опять в Абакан перебираться, только пока не знают, как это все организовать. Свою усадьбу в деревне продать Галкины могут чуть дороже миллиона. На эти деньги ничего приличного в городе не купишь. Снова надо ходить по кабинетам, просить, справки собирать. Только бы еще знать заранее, кому какие справки нужны и какая из них поможет решить квартирный вопрос с большей вероятностью.
Ломают голову, но, думается, придумают что-нибудь. Какие-то они очень уж настоящие, что ли. Работящие, заботливые, красивые и любящие. У таких должно все получиться.
P.S.: Если кто-то из читателей, государственных учреждений или частных организаций в силе помочь в получении земельного участка под строительство дома для приемной семьи или приобретении дома, недостроя, просьба откликнуться. Телефон Юрия и Ирины Галкиных — в редакции.