Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол "Чир-Чайаан" в этом году меняет подход к формированию афиши: по мнению председателя экспертного совета фестиваля, театрального критика Олега Лоевского, "Чир-Чайаан" вырос и воспитал свою публику для "серьезных имен" и самых интересных явлений современного искусства. "Фестиваль прошел путь, когда важно было, чтобы было много спектаклей, много гостей – числом поболе, ценой подешевле. Это время закончилось", – говорит Лоевский. Кое-какие секреты фестивальной афиши Олег Лоевский – российский театральный критик, председатель экспертного совета VII международного фестиваля "Чир-Чайаан", член экспертного совета национальной премии "Золотая маска" – раскрыл журналистам 24 января.
Удивительные болгары
Спектакль болгарского театра "KREDO", который зрители фестиваля смогут увидеть в этом году, критик Олег Лоевский смотрел семь раз и говорит, что с удовольствием пойдет и восьмой.
– Это удивительный театр из двух человек, у них есть только два спектакля: "Шинель" Гоголя – этому спектаклю 20 лет и 20 лет он является шедевром и идет по всему миру с большим успехом, и новый спектакль "Папа всегда прав" по сказке Андерсена, который фестиваль привезет в этом году, – рассказывает Лоевский.
Спектакль "Папа всегда прав" сделан по заказу датского правительства к юбилею Андерсена, артисты играют его на разных языках мира, на фестивале в Хакасии будут играть на русском.
Недешево, но зрелищно
Привозит фестиваль и один из самых известных европейских уличных театров – украинский театр "ДахаБраха". Этот театр, по словам Лоевского, делает умопомрачительные проекты, и на "Чир-Чайаан" он приедет с Шекспировским "Ричардом III", который будет сыгран на улице.
Недешевое это удовольствие, надо сказать, но зато и настоящее зрелище. Такого еще Абакан и его гости не видели, – заверяет критик.
Сказка для клабберов
Американский проект "Страна и город" Лоевский сквозь улыбку называет "странной командой" и поясняет: два американца, бывшие студенты российской театральной академии, играют на русском языке сказку, которую, не отрываясь, смотрят посетители московского ночного клуба.
Их энергия и заразительность пробивают даже ту аудиторию, которая пришла выпить и закусить. Мне кажется, они украсят нашу программу.
Обнаженная физическая радость
Приедет на фестиваль, по выражению Лоевского, еще один проект гибридного соединения – хип-хоп спектакль "Одиссея", поставленный французскими балетмейстерами в исполнении мурманских стритденсеров группы "Гаст Лайф". История этого теперь уже популярного проекта началась в Мурманске: как рассказал Олег Лоевский, один француз впечатлился уличным выступлением танцоров, нанял известного французского балетмейстера, и теперь проект с успехом гастролирует по Европе.
Хореографы создали для семи танцовщиков из мурманской хип-хоп команды сагу о северном племени, скитающемся в поисках света и смысла.
Это замечательный спектакль: молодые красивые парни, абсолютная физическая радость. Я видел этот спектакль, когда он игрался на одном международном фестивале для театральной публики. И надо было видеть актрис всех национальностей, когда в финале ребята снимали майки и начинали прыгать и кувыркаться. Это как на хоккее мужчины, так на этом спектакле женщины кричали и в воздух чепчики бросали, – делился впечатлениями театральный критик.
Мобильные зрители
Спектакль Красноярского ТЮЗа "Собаки-якудза", по словам Лоевского, получил немыслимое количество призов. Но самым важным показателем популярности и особенности этого спектакля для критика стал один случай, который можно представить только относительно большого и самого популярного вида спорта. Лоевский рассказал, что после гастролей в Рязани "Собака-якудза" поехала на фестиваль в Москву, а за ним на арендованном автобусе отправились рязанские зрители.
Такое до сих пор было только на футболе, в театре такого не было. Этот спектакль надо обязательно посмотреть, – посоветовал журналистам Лоевский.
Женя и Чулпан
На пресс-конференции Олег Лоевский отметил, что в основе отобранных для афиши "Чир-Чайана" спектаклей лежит движение, пластика тела. Критик считает, что это в каком-то смысле требование времени и ответ действительности.
– Сегодня слово утрачивает свое значение, девальвируется – люди много говорят, а значит, много врут. Поэтому больше доверия возникает к телу, к пластике, – уверен Лоевский.
Программа VII фестиваля "Чир-Чайаан" еще в работе, кроме перечисленных коллективов зрителей ждет немало открытий. Организаторы продолжают поиск необычных этнических коллективов и хотят, чтобы география их была как можно шире.
Предполагается, что на фестивале этого года будет кинопрограмма и программа анимационных фильмов. А особенным гостем должен стать спектакль латышского режиссера Алвиса Херманиса "Рассказы Шукшина" с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.