Картины в Чылтысе могли бы заинтересовать Фиделя Кастро
Картины в Чылтысе могли бы заинтересовать Фиделя Кастро
В предыдущем выпуске "Культурного ряда" мы поведали о выставке московской фотохудожницы Екатерины Рождественской. Но не успели рассказать о другой, еще более ценной галерее картин (которую к тому же можно посмотреть в два раза дешевле) в выставочном зале "Чылтыс" – это работы художников Красноярского края Николая Лоя и Андрея Поздеева.
Живопись и акварель, привезенная из Историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское", экспонируется под названием "Жизнь в красках" и являет собой поистине высокое искусство. По оценкам специалистов, художники являются одними из лучших мастеров не только России, но и всего мира. Их работы хранятся во многих зарубежных музеях. Наслаждаться созерцанием уникальных полотен осталось четыре дня – 5 августа эта выставка в "Чылтысе" закроется.
Тем, кто бывал на Севере (ну, а тем, кто не бывал, наверное, тем паче), будут невероятно интересны пейзажи Лоя – его аскетичная, завораживающая тундра, уходящие вдаль туманы, хороводы белых снежинок на фоне корабля и сполохи северного сияния. Неповторимая эстетика промышленных зон, расположенных за 69-й параллелью, тоже найдет своего любителя. Художника по праву называют "певцом Заполярья", с которым, по его же словам, могут соперничать лишь высокогорные районы Памира. Он исколесил тысячи километров, чтобы увидеть красоту Хатангайской тундры, Карского моря и моря Лаптевых, острова Диксон и Архипелага Северной Земли. На оленьих и собачьих упряжках художник избороздил весь Таймыр и даже прошел Северный морской путь на атомоходе "Ленин".
"Север удивителен тем, что совершенно неожиданно вдруг предлагает художнику задачу, которую прежними, уже испытанными средствами не решишь... Если в средней полосе природа где-то допускает "повторение", дает иногда уже аналогичное виденному ранее сочетание тонов и красок, то Арктика беспредельно изменчива. И каждый раз ищешь..." – пишет в своих заметках Николай Лой.
Картины Лоя экспонировались более чем на 150 выставках. Репродукции его работ и статьи о его творчестве публиковались во многих популярных газетах и журналах: "Известия", "Труд", "Огонек", "Смена", "Москва", "Дружба народов", "Художник", "Советский Союз" и др. Сейчас его живописные полотна и акварели находятся во многих частных коллекциях и национальных музеях Франции, Канады, США, Голландии, Японии, Австрии, Финляндии, Кубы. Как лучшие образцы советской живописи, работы Лоя были переданы в дар Фиделю Кастро, премьер-министру Канады Трюдо, газете французских коммунистов "Юманите". Николай Павлович награжден одиннадцатью правительственными наградами, медалью Фонда мира, золотой медалью "Лауреат" и памятными медалями за участие в художественных выставках. В 1976-м Лою присвоено звание "Заслуженный художник России", а в 2003-м за выдающийся вклад в развитие культуры страны – звание "Народного художника Российской Федерации".
Работы Андрея Поздеева, награжденного серебряной медалью Российской академии художеств, не менее притягательны. Кто-то мог не видеть его картины, но памятник Поздееву с зонтиком в руках читатель наверняка видел в Красноярске. Эта скульптура слывет одной из самых популярных в городе и привлекает внимание фотографов. Персональные выставки художника проходили в музеях Таллина и Риги, в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художника в Москве. Картины Поздеева находятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее. Значительное собрание картин художника имеется в Красноярском государственном художественном музее им. В.И. Сурикова.
А начинал Поздеев как обычный любитель. Он работал помощником кочегара. В годы Великой Отечественной войны служил на Дальневосточном флоте. Посещая выставки, музеи и галереи, он постепенно осваивал Искусство живописца и поступил, наконец, в Красноярскую художественную школу имени В.И. Сурикова. Свое понимание творчества он позже сформулировал так: "Художник как личность более индивидуален. Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволяют. Но на нем лежит большая обязанность: отдавать себя, каков он есть. Он обнажается, он "голенький". И он обязан еще иметь голову, думать, как философ. Философы мысли – невероятная вещь. Они говорят об одном и том же, но каждый со стороны своей индивидуальности. А я еще обязан цветом передавать. И я обязан, если я влез в это дело на всю жизнь – а здесь жизни мало, – все время совершенствоваться и развиваться до самого последнего дня, сколько мне отпущено судьбою".
Если вы еще не успели посмотреть картины Лоя и Поздеева, спешите в "Чылтыс". Когда еще представится возможность увидеть своими глазами достояние мирового искусства.