Итак, в своих размышлениях Католическая церковь признала богоотровенность, спасительность нехристианских религий (см. : ч. I, гл. 2) и крайнюю необходимость объединения всех верований в одну всемирную религию. «Церковный законодатель, - говорится в каноническом праве Католической Церкви, - обязанный воспринимать Второй Ватиканский собор как свое alter ego (второе «Я»), разумеется, не мог не отозваться на этот экуменический настрой всего соборного учения. И в самом деле, уже глава об образовании клириков напоминает в каноне о необходимости осознания учащимися «миссионерских и экуменических проблем»».
Однако в «Декрете о миссионерской деятельности Церкви» говорится следующее: «…при нынешнем порядке вещей, из которого рождаются новые условия для человечества, Церковь, соль земли и свет миру, призывается неотложно спасать и обновлять всю тварь, чтобы соединить все под Главою Христом и чтобы люди в Нем составили единую семью и единый Народ Божий. Поэтому Священный Собор…, желает изложить начала миссионерской деятельности и соединить силы всех верующих, чтобы Народ Божий, идя узким крестным путем, мог повсюду распространять Царство Христа, Господа и Бога веков, и Ему, Грядущему, предуготовлять путь». Далее в «Декрете»: «Это всемирное предустановление Божие о спасении рода человеческого совершается не только как бы тайным образом в сердцах людей, или через начинания, даже религиозные, посредством которых они многообразно ищут Бога, не коснутся ли Его и не найдут ли, хотя и не далеко Он от каждого из нас (Деян. 17,27): ибо такие начинания должны быть просвещены и исправлены, хотя по благостному, промыслительному совету Божию они могут быть детоводительством к истинному Богу или предуготовлением к Евангелию».
Несложно даже в столь незначительных примерах увидеть двойственность позиции Католической церкви в зависимости от того с кем, и по какому вопросу, она ведет диалог: когда речь идет о экуменическом единении, Католическая церковь с глубочайшим признанием и уважением отзывается о религиозном опыте языческих верований; когда же осмысливается христианская позиция –провозглашает Христа единственным Спасителем всех людей (см. выше). В конечном итоге, в столь тонкой политике Ватикана цель совершенно определена – главенство Католической церкви над всем мировым сообществом и, конечно же, под чутким предводительством римского епископа – папы. «Ибо только через Католическую Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту спасительных средств. Мы верим, что Господь вверил все богатство Нового Завета только одному Собору апостолов (римской коллегии. – Ф. С. ), глава которого Петр (в лице своего приемника – папы. – Ф. С. )…».
В чем же заключается миссионерская деятельность Римской церкви если она столь нестабильна в определении своих симпатий? Кого в таком случае просвещать, если все «…предназначены к Народу Божию различными путями?». Еще большее недоумение вызывает политика Ватикана по отношению к Восточным Церквам, в частности, к Русской Православной Церкви. В «Декрете об экуменизме» (глава 3) «О Церквах и церковных общинах разъединенных с апостольским римским престолом» говорится: «Священному Собору отрадно напомнить всем, среди других важных данных, что на Востоке процветают многие отдельные или поместные Церкви…, между которыми первое место занимают Патриаршие Церкви. Поэтому у Восточных преобладали, и еще сегодня преобладают, забота и попечение о соблюдении в общении веры и любви, братских сношений, которые должны существовать между поместными Церквами, как сестрами».