Исполнилось уже сорок лет, как св. Афанасий в святительском сане, на престоле и в изгнании, всегда неутомимо подвизался за слово истины.
Современные заблуждения, распространяясь в народе, требовали предостерегательных наставлений и для стоявших в ограде Церкви. Здесь не столько нужна была подробная полемика против ухищренных умствований, сколько простое указание тех оснований, на которых утверждаются догматы спасительной веры, ложно изъясняемые еретиками. В таком именно духе св. Афанасий написал свое наставление «О явлении во плоти Бога слова и против ариан», где он словами Писания доказывает истину веры о Божестве Сына Божия и Духа Святого и касается других догматов, на ней основанных.
Но забота святителя Александрийского простиралась не на одну его паству. Узнал он, что в смежной с его кругом Карфагенской области явились проповедники, которые противопоставляли важности собора Никейского Ариминский, несчастно окончившийся согласием исключить из Символа слова единосущный. Св. Афанасий, от лица всех египетских епископов, написал и туда послание в защиту Вселенского собора и догмата, им утвержденного. «Слово Господне, – говорит в своем послании Святитель Божий, – изреченное Вселенским собором в Никее, во веки стоит».
Из этого послания видно и то, что св. Афанасий писал к папе Римскому, Дамасу, против Миланского епископа Авксентия. Тогда как прочие защитники арианства на Западе – Урзаций и Валент – были уже низложены, этот сообщник их оставался еще на своем месте, во вред Церкви. И настояние святителя не осталось без действия. На Римском соборе Авксентий был осужден.
Руководствуя других к правому разумению и защите догматов веры, св. Афанасий с утешением взирал на труды вновь являющихся защитников истины, помогал им своими советами и поддерживал их. Некто Максим Философ, уроженец Александрии, представил ему свое опровержение нечестивых арианских толков, в том числе и о воплощении Бога Слова. Одобряя этот труд в целом, св. Афанасий тем не менее указывает на те его стороны, на которые не было обращено внимание сочинителя. Когда иноки кесарийские вознегодовали на то, что их архиепископ, св. Василий Великий, однажды, проповедуя о Духе Святом, опасаясь ариан, не именовал Его в своем слове Богом, хотя неоднократно из Писания и силой умозаключений доказывал, что Он есть Бог, – тогда св. Афанасий писал к неблагоразумным ревнителям, чтобы они повиновались своему архипастырю, как дети отцу, и не противоречили тому, что он находит нужным. «Все мы смело можем сказать, что Василий есть украшение Церкви, подвизается за истину, и если является немощным, то для немощных, да немощныя приобрящет. Возлюбленные наши братья, имея в виду цель его истины и приспособления к обстоятельствам, должны прославлять Господа за то, что Он даровал Каппадокии такого епископа, какого желала бы иметь всякая страна».
Но борясь за истину и одобряя новых защитников ее, св. Афанасий в то же время заботился об умиротворении Церкви. Св. Василию Кесарийскому и епископу Руфиниану он сам сообщил постановления Александрийского собора о принятии в церковное общение ищущих мира с Церковью.
Важнейшим из примирительных дел святителя Александрийского была забота о восстановлении мира между Церквами Сирии и Малой Азии с Церковью Римской и об умиротворении Церкви Антиохийской. Восточные епископы надеялись, что, когда утвердится мир между Востоком и Западом, западный император Валентиниан может своими внушениями остановить лютость ариан, покровительствуемых Валентом, подобно тому, как прежде Константин II и Констанс содействовали самому св. Афанасию в возвращении на престол. Но Валентиниан не имел того усердия к вере, какое оказывали дети Константина Великого. Впрочем, он с усердием приступил к делу умиротворения, когда епископы восточные через св. Василия предложили ему принять на себя посредство в сих сношениях. Письма св. Василия к Афанасию показывают, какие надежды все они полагали в архипастыре Александрийском; но ни тому, ни другому святителю Господь не дал дожить до исполнения их пламенных желаний.
Св. Афанасий преставился 2 мая 373 года, после сорокасемилетнего управления Александрийской Церковью. За пять дней до кончины своей он рукоположил на свое место одного из старейших пресвитеров своей Церкви, Петра, потому что ариане только и ждали кончины блаженного святителя, чтобы ввести в Александрию своего, уже поставленного ими епископа, Люция. Но и это не спасло ее от страшного арианского нашествия. Церковь Александрийская оплакивала сугубое бедствие: лишение пастыря, которого никто заменить для нее не мог, и расхищение волками стада Христова. Девятнадцать пресвитеров и дьяконов и двадцать три инока из Александрии, одиннадцать епископов их Египта тотчас были сосланы в разные места в заточение. Сам Петр вынужден был бежать в Рим. Снова настало для Александрии царство ужасов: поругания святынь, насилия, жестокости. Но оставивший, по воле Божией, паству свою в страданиях на земле, пастырь истинный тем сильнее ходатайствовал за нее на небесах, содействуя своими молитвами сонму святых, подвизавшихся тогда за православием: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и других.
Память св. Афанасия Великого празднуется 2 мая и 18 января по старому стилю.
7. 2. Творения
К этому периоду жизни св. Афанасия относится его «Послание епископов Египетских и Ливийских (в числе девяноста) и блаженного Афанасия к досточестнейшим епископам Африканским против ариан» (369 год). В нем епископы со своим архипастырем защищают Никейское вероопределение и термин «единосущный», а также говорят о Божестве Святого Духа.
«О явлении во плоти Бога Слова и против ариан» – небольшой трактат, подлинность которого подвергалась сомнению на основании того, что св. Афанасий якобы не мог пользоваться формулой «один Бог в трех Ипостасях», впервые появившейся у отцов каппадокийцев. Однако уже на Александрийском соборе 362 года от утверждал, что термин «ипостась» может быть использован в значении «лицо» и, следовательно, можно говорить о трех Ипостасях.
В «Послании к Эпиктету, епископу Коринфскому, против еретиков» (371 год) св. Афанасий доказывает, что в лице Иисуса Христа ни божество не изменилось в человечество, ни человечество не изменилось в божество, хоть плоть Его была плоть человеческая, принятая во чреве Девы Марии, и Слово, приняв свое личное единство человеческую природу, не заменяло собою души разумной.
«Послание к епископу и исповеднику Адельфию против ариан» (371 год) является ответом св. Афанасия на обвинения, выдвинутые арианами против православных, будто последние поклоняются человеческой природе Христа. Святитель опровергает гностические и манихейские заблуждения ариан, утверждая, что православные не отделяют человеческой природы Христа от Его Божественной природы, и поклоняются не человеку как таковому, а Слову Воплотившемуся.
В «Послании к Максиму Философу» (371 год) св. Афанасий продолжает рассуждение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа.
О воплощении Сына Божия и о Его спасительном пришествии Александрийский пастырь объясняет в двух книгах «Против Аполлинария» (372 год). Они отличаются по стилю и языку от других сочинений св. Афанасия и поэтому считаются неподлинными.
В «Послании к пресвитерам Иоанну и Антиоху» и «Послании к пресвитеру Палладию» (372 год) святитель радуется охранении ими православия и дает им свое пастырское наставление.
В «Сказании об Аввах Феодоре и Паммоне», адресованном епископам Аммону и Ермону, святитель Афанасий говорит о случае, происшедшем с ним во время четвертого изгнания, а именно – о прозорливости этих отцов-монахов.
«Послание к подвизающимся в иноческой жизни». В нем св. Афанасий предостерегает монахов от ариан.
Сохранились его «Праздничные послания», адресованные александрийской пастве. Согласно традиции, по которой епископ Александрийский специальным посланием оповещал свою паству о начале Великого Поста и дате празднования Пасхи. Св. Афанасий ежегодно, даже находясь в изгнании, обращался к народу с посланиями, в которых преобладает радостный тон; подчеркивается важность Великого Поста как времени подготовки к Пасхе.
В «Отрывке из 39-го праздничного послания» святитель перечисляет все канонические книги Ветхого и Нового Заветов, которыми мы сейчас и пользуемся. Поименовав все канонические книги св. Афанасий говорит: «Вот источники спасения, чтобы заключающимся в них словесами напоеваться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним и не объемлет от них чего-либо». К этому списку присоединен перечень книг, не внесенных в канон, но одобренный отцами для чтения оглашаемым: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Иудифь, Есфири и Товии, так называемое учение Апостолов (?????? ) и Пастырь («Пастырь» Ерма). Св. Афанасий впервые перечислял 27 книг Нового Завета как одно целое.
«Послание к Маркеллину об истолковании псалмов». Книга псалмов, по утверждению св. Афанасия, является как бы синтезом всех остальных книг Библии и имеет мессианский характер. Различные псалмы соответствуют разным духовным состояниям человека. Пение псалмов в церкви введено, по св. Афанасию, не ради услаждения слуха музыкой, а для того, чтобы дать молящимся больше времени на размышление.
«Толкование на псалмы» представляет собой собрание кратких комментариев св. Афанасия к каждому псалму. «Толкованию на псалмы» предшествует «Предуведомление о псалмах».
Сохранились отрывки «Из бесед Евангелия от Матфея» и «Из толкования на Евангелие от Луки».
«Символ Quicungue», называемый также «Символом св. Афанасия», не принадлежит ему, имеет западное происхождение. В оригинале он составлен на латыни не ранее второй половины V века и содержит в себе западное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (ex Patre et Filio). До VII века Символ не приписывался св. Афанасию. Впоследствии он был переведен на греческий язык, однако выражение «и Сына» при переводе было опущено. В таким виде «Символ св. Афанасия» получил распространение на Востоке.
Недавно появилось в русском переводе сочинение св. Афанасия «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской», «О девстве, или о подвижничестве» и «О душе и теле и Страстях Господних».
nbsp; «Св. Фотий, патриарх Константинопольский, упоминает о написанных св. Афанасием «Толкованиях Экклесиаста и на Песнь Песней»».
В латинском переводе имеется сочинение «О Троице и Святом Духе», которое приписывается святителю Афанасию, но подвергается сомнению.
Архиепископ Филарет упоминает три книги «против Новатиян»: «Они называли себя, как и наши раскольники, чистыми; сохранились только выписки. Св. Афанасий учит здесь: «Как крещаемый священником просвещается благодатию Святого Духа, так тот, кто исповедуется в покаянии, приемлет чрез иерея прощения благодати Христовой».
Тот же Филарет говорит о «Синопсисе Афанасиевом»: «которого предмет одинаков с предметом Пасхального письма: но трудно увериться в том, что принадлежит св. Афанасию».
Архимандрит Киприан говорит о «Посланиях к Люциферу», «Толковании на книгу Иова», «Толкованиях на первое послание к Коринфянам» и «Послании к Африкану», принадлежащих перу св. Афанасия.
Святителю принадлежат также несколько писем по частным поводам, но значительная часть их утрачена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы следует сказать о достоинствах и заслугах святителя Афанасия Великого для Церкви. Их Григорий Богослов в своем «Похвальном слове Афанасию Великому, епископу Александрийскому» кратко изображает в таких словах: «Поелику же провел он такую жизнь, так был научен и учил, что дела и нравы его служат правилом для епископов, а догматы его – законом для Православия».
За 47 лет епископствования св. Афанасий пять раз был изгоняем с кафедры Александрийского предстоятеля, в изгнании он пробыл более 17 лет, но каждый раз, возвращаясь к своей пастве, продолжал свою деятельность. Всю свою жизнь он положил на борьбу с арианской ересью. Святитель Афанасий был «передовым бойцом, человеком борьбы... он вывел свое малое стадо и пробился сквозь “полки чуждых”». «Для него единосущие было боевым кличем, от которого зависела судьба православия и наше спасение». Александрийский пастырь «первый и один, или с весьма немногими, дерзнул стать за истину... исповедав единое Божество и единосущность Трех лиц».
Св. Афанасий умиротворял взволнованную еретиками Церковь. В своих трудах он старается объяснять недоразумения между державшимися правой веры и оказывал снисхождение к тем, которые увлечены были на сторону еретиков обманом и угрозами.
Труды святителя касаются разных областей богословских вопросов, но в данной работе мы не стали делать глубокий анализ творений распределяя их по содержанию. Другую цель имела эта работа: показать, к каким периодам жизни относятся те или иные сочинения св. Афанасия и дать краткое их описание. На основе ее можно предложить для написания другую дипломную, например: «Богословский анализ творений св. Афанасия Великого».