Вторник, 21.01.2025, 03:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ СВ. АФАНАСИЯ (365 – 373 ГГ. )

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ СВ. АФАНАСИЯ (365 – 373 ГГ. )

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ СВ. АФАНАСИЯ (365 – 373 ГГ. )
Св. Афанасий преставился 2 мая 373 года, после сорокасемилетнего управления Александрийской Церковью. За пять дней до кончины своей он рукоположил на свое место одного из старейших пресвитеров своей Церкви, Петра, потому что ариане только и ждали кончины блаженного святителя, чтобы ввести в Александрию своего, уже поставленного ими епископа, Люция...
7. 2. Творения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Св. Афанасий умиротворял взволнованную еретиками Церковь. В своих трудах он старается объяснять недоразумения между державшимися правой веры и оказывал снисхождение к тем, которые увлечены были на сторону еретиков обманом и угрозами...

7. 1. Жизнеописание

Исполнилось уже сорок лет, как св. Афанасий в святительском сане, на престоле и в изгнании, всегда неутомимо подвизался за слово истины.

Современные заблуждения, распространяясь в народе, требовали предостерегательных наставлений и для стоявших в ограде Церкви. Здесь не столько нужна была подробная полемика против ухищренных умствований, сколько простое указание тех оснований, на которых утверждаются догматы спасительной веры, ложно изъясняемые еретиками. В таком именно духе св. Афанасий написал свое наставление «О явлении во плоти Бога слова и против ариан», где он словами Писания доказывает истину веры о Божестве Сына Божия и Духа Святого и касается других догматов, на ней основанных.

Но забота святителя Александрийского простиралась не на одну его паству. Узнал он, что в смежной с его кругом Карфагенской области явились проповедники, которые противопоставляли важности собора Никейского Ариминский, несчастно окончившийся согласием исключить из Символа слова единосущный. Св. Афанасий, от лица всех египетских епископов, написал и туда послание в защиту Вселенского собора и догмата, им утвержденного. «Слово Господне, – говорит в своем послании Святитель Божий, – изреченное Вселенским собором в Никее, во веки стоит».

Из этого послания видно и то, что св. Афанасий писал к папе Римскому, Дамасу, против Миланского епископа Авксентия. Тогда как прочие защитники арианства на Западе – Урзаций и Валент – были уже низложены, этот сообщник их оставался еще на своем месте, во вред Церкви. И настояние святителя не осталось без действия. На Римском соборе Авксентий был осужден.

Руководствуя других к правому разумению и защите догматов веры, св. Афанасий с утешением взирал на труды вновь являющихся защитников истины, помогал им своими советами и поддерживал их. Некто Максим Философ, уроженец Александрии, представил ему свое опровержение нечестивых арианских толков, в том числе и о воплощении Бога Слова. Одобряя этот труд в целом, св. Афанасий тем не менее указывает на те его стороны, на которые не было обращено внимание сочинителя. Когда иноки кесарийские вознегодовали на то, что их архиепископ, св. Василий Великий, однажды, проповедуя о Духе Святом, опасаясь ариан, не именовал Его в своем слове Богом, хотя неоднократно из Писания и силой умозаключений доказывал, что Он есть Бог, – тогда св. Афанасий писал к неблагоразумным ревнителям, чтобы они повиновались своему архипастырю, как дети отцу, и не противоречили тому, что он находит нужным. «Все мы смело можем сказать, что Василий есть украшение Церкви, подвизается за истину, и если является немощным, то для немощных, да немощныя приобрящет. Возлюбленные наши братья, имея в виду цель его истины и приспособления к обстоятельствам, должны прославлять Господа за то, что Он даровал Каппадокии такого епископа, какого желала бы иметь всякая страна».

Но борясь за истину и одобряя новых защитников ее, св. Афанасий в то же время заботился об умиротворении Церкви. Св. Василию Кесарийскому и епископу Руфиниану он сам сообщил постановления Александрийского собора о принятии в церковное общение ищущих мира с Церковью.

Важнейшим из примирительных дел святителя Александрийского была забота о восстановлении мира между Церквами Сирии и Малой Азии с Церковью Римской и об умиротворении Церкви Антиохийской. Восточные епископы надеялись, что, когда утвердится мир между Востоком и Западом, западный император Валентиниан может своими внушениями остановить лютость ариан, покровительствуемых Валентом, подобно тому, как прежде Константин II и Констанс содействовали самому св. Афанасию в возвращении на престол. Но Валентиниан не имел того усердия к вере, какое оказывали дети Константина Великого. Впрочем, он с усердием приступил к делу умиротворения, когда епископы восточные через св. Василия предложили ему принять на себя посредство в сих сношениях. Письма св. Василия к Афанасию показывают, какие надежды все они полагали в архипастыре Александрийском; но ни тому, ни другому святителю Господь не дал дожить до исполнения их пламенных желаний.



Св. Афанасий преставился 2 мая 373 года, после сорокасемилетнего управления Александрийской Церковью. За пять дней до кончины своей он рукоположил на свое место одного из старейших пресвитеров своей Церкви, Петра, потому что ариане только и ждали кончины блаженного святителя, чтобы ввести в Александрию своего, уже поставленного ими епископа, Люция. Но и это не спасло ее от страшного арианского нашествия. Церковь Александрийская оплакивала сугубое бедствие: лишение пастыря, которого никто заменить для нее не мог, и расхищение волками стада Христова. Девятнадцать пресвитеров и дьяконов и двадцать три инока из Александрии, одиннадцать епископов их Египта тотчас были сосланы в разные места в заточение. Сам Петр вынужден был бежать в Рим. Снова настало для Александрии царство ужасов: поругания святынь, насилия, жестокости. Но оставивший, по воле Божией, паству свою в страданиях на земле, пастырь истинный тем сильнее ходатайствовал за нее на небесах, содействуя своими молитвами сонму святых, подвизавшихся тогда за православием: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и других.

Память св. Афанасия Великого празднуется 2 мая и 18 января по старому стилю.



7. 2. Творения

К этому периоду жизни св. Афанасия относится его «Послание епископов Египетских и Ливийских (в числе девяноста) и блаженного Афанасия к досточестнейшим епископам Африканским против ариан» (369 год). В нем епископы со своим архипастырем защищают Никейское вероопределение и термин «единосущный», а также говорят о Божестве Святого Духа.

«О явлении во плоти Бога Слова и против ариан» – небольшой трактат, подлинность которого подвергалась сомнению на основании того, что св. Афанасий якобы не мог пользоваться формулой «один Бог в трех Ипостасях», впервые появившейся у отцов каппадокийцев. Однако уже на Александрийском соборе 362 года от утверждал, что термин «ипостась» может быть использован в значении «лицо» и, следовательно, можно говорить о трех Ипостасях.

В «Послании к Эпиктету, епископу Коринфскому, против еретиков» (371 год) св. Афанасий доказывает, что в лице Иисуса Христа ни божество не изменилось в человечество, ни человечество не изменилось в божество, хоть плоть Его была плоть человеческая, принятая во чреве Девы Марии, и Слово, приняв свое личное единство человеческую природу, не заменяло собою души разумной.

«Послание к епископу и исповеднику Адельфию против ариан» (371 год) является ответом св. Афанасия на обвинения, выдвинутые арианами против православных, будто последние поклоняются человеческой природе Христа. Святитель опровергает гностические и манихейские заблуждения ариан, утверждая, что православные не отделяют человеческой природы Христа от Его Божественной природы, и поклоняются не человеку как таковому, а Слову Воплотившемуся.

В «Послании к Максиму Философу» (371 год) св. Афанасий продолжает рассуждение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа.

О воплощении Сына Божия и о Его спасительном пришествии Александрийский пастырь объясняет в двух книгах «Против Аполлинария» (372 год). Они отличаются по стилю и языку от других сочинений св. Афанасия и поэтому считаются неподлинными.

В «Послании к пресвитерам Иоанну и Антиоху» и «Послании к пресвитеру Палладию» (372 год) святитель радуется охранении ими православия и дает им свое пастырское наставление.

В «Сказании об Аввах Феодоре и Паммоне», адресованном епископам Аммону и Ермону, святитель Афанасий говорит о случае, происшедшем с ним во время четвертого изгнания, а именно – о прозорливости этих отцов-монахов.

«Послание к подвизающимся в иноческой жизни». В нем св. Афанасий предостерегает монахов от ариан.

Сохранились его «Праздничные послания», адресованные александрийской пастве. Согласно традиции, по которой епископ Александрийский специальным посланием оповещал свою паству о начале Великого Поста и дате празднования Пасхи. Св. Афанасий ежегодно, даже находясь в изгнании, обращался к народу с посланиями, в которых преобладает радостный тон; подчеркивается важность Великого Поста как времени подготовки к Пасхе.

В «Отрывке из 39-го праздничного послания» святитель перечисляет все канонические книги Ветхого и Нового Заветов, которыми мы сейчас и пользуемся. Поименовав все канонические книги св. Афанасий говорит: «Вот источники спасения, чтобы заключающимся в них словесами напоеваться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним и не объемлет от них чего-либо». К этому списку присоединен перечень книг, не внесенных в канон, но одобренный отцами для чтения оглашаемым: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Иудифь, Есфири и Товии, так называемое учение Апостолов (?????? ) и Пастырь («Пастырь» Ерма). Св. Афанасий впервые перечислял 27 книг Нового Завета как одно целое.

«Послание к Маркеллину об истолковании псалмов». Книга псалмов, по утверждению св. Афанасия, является как бы синтезом всех остальных книг Библии и имеет мессианский характер. Различные псалмы соответствуют разным духовным состояниям человека. Пение псалмов в церкви введено, по св. Афанасию, не ради услаждения слуха музыкой, а для того, чтобы дать молящимся больше времени на размышление.

«Толкование на псалмы» представляет собой собрание кратких комментариев св. Афанасия к каждому псалму. «Толкованию на псалмы» предшествует «Предуведомление о псалмах».

Сохранились отрывки «Из бесед Евангелия от Матфея» и «Из толкования на Евангелие от Луки».

«Символ Quicungue», называемый также «Символом св. Афанасия», не принадлежит ему, имеет западное происхождение. В оригинале он составлен на латыни не ранее второй половины V века и содержит в себе западное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (ex Patre et Filio). До VII века Символ не приписывался св. Афанасию. Впоследствии он был переведен на греческий язык, однако выражение «и Сына» при переводе было опущено. В таким виде «Символ св. Афанасия» получил распространение на Востоке.

Недавно появилось в русском переводе сочинение св. Афанасия «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской», «О девстве, или о подвижничестве» и «О душе и теле и Страстях Господних».

nbsp; «Св. Фотий, патриарх Константинопольский, упоминает о написанных св. Афанасием «Толкованиях Экклесиаста и на Песнь Песней»».

В латинском переводе имеется сочинение «О Троице и Святом Духе», которое приписывается святителю Афанасию, но подвергается сомнению.

Архиепископ Филарет упоминает три книги «против Новатиян»: «Они называли себя, как и наши раскольники, чистыми; сохранились только выписки. Св. Афанасий учит здесь: «Как крещаемый священником просвещается благодатию Святого Духа, так тот, кто исповедуется в покаянии, приемлет чрез иерея прощения благодати Христовой».

Тот же Филарет говорит о «Синопсисе Афанасиевом»: «которого предмет одинаков с предметом Пасхального письма: но трудно увериться в том, что принадлежит св. Афанасию».

Архимандрит Киприан говорит о «Посланиях к Люциферу», «Толковании на книгу Иова», «Толкованиях на первое послание к Коринфянам» и «Послании к Африкану», принадлежащих перу св. Афанасия.

Святителю принадлежат также несколько писем по частным поводам, но значительная часть их утрачена.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы следует сказать о достоинствах и заслугах святителя Афанасия Великого для Церкви. Их Григорий Богослов в своем «Похвальном слове Афанасию Великому, епископу Александрийскому» кратко изображает в таких словах: «Поелику же провел он такую жизнь, так был научен и учил, что дела и нравы его служат правилом для епископов, а догматы его – законом для Православия».

За 47 лет епископствования св. Афанасий пять раз был изгоняем с кафедры Александрийского предстоятеля, в изгнании он пробыл более 17 лет, но каждый раз, возвращаясь к своей пастве, продолжал свою деятельность. Всю свою жизнь он положил на борьбу с арианской ересью. Святитель Афанасий был «передовым бойцом, человеком борьбы... он вывел свое малое стадо и пробился сквозь “полки чуждых”». «Для него единосущие было боевым кличем, от которого зависела судьба православия и наше спасение». Александрийский пастырь «первый и один, или с весьма немногими, дерзнул стать за истину... исповедав единое Божество и единосущность Трех лиц».



Св. Афанасий умиротворял взволнованную еретиками Церковь. В своих трудах он старается объяснять недоразумения между державшимися правой веры и оказывал снисхождение к тем, которые увлечены были на сторону еретиков обманом и угрозами.

Труды святителя касаются разных областей богословских вопросов, но в данной работе мы не стали делать глубокий анализ творений распределяя их по содержанию. Другую цель имела эта работа: показать, к каким периодам жизни относятся те или иные сочинения св. Афанасия и дать краткое их описание. На основе ее можно предложить для написания другую дипломную, например: «Богословский анализ творений св. Афанасия Великого».





Другие статьи по теме:

СВЕТ И ТЬМА ВОСТОКА

ПОСЛАНИЕ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА К АРИЮ И АРИАНАМ
ПОСЛАНИЕ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА К АРИЮ И АРИАНАМ

НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Святитель Григорий Богослов о Святом Духе
Святитель Григорий Богослов о Святом Духе

Соотношение Священного Писания и Священного Предания
Соотношение Священного Писания и Священного Предания

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: pressvl (15.09.2012)
Просмотров: 1290 | Теги: религия, ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ СВ. АФАНАСИЯ (3 | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Мода и стиль]
Аксессуары для косметических наборов: важный элемент красоты (0)
[Полезные советы]
Доставка цветов в Нижнем Новгороде (0)
[Автоновости]
Навигационный терминал Profi 3.0 от Omnicomm (0)
[Строительство и ремонт]
Технологии стоечно-ригельного остекления (0)
[Полезные советы]
Продажа столов различных моделей (0)
[Кулинарные рецепты]
Индивидуальные заказы бенто-тортов: как создать уникальный десерт в Великом Новгороде (0)
[Футбол]
Спортивные события в мире футбола: анализ команд России (0)
[Бизнес и финансы]
Популярная система управления корпоративной почтой в виде современного почтового сервиса RuPost (0)
[Строительство и ремонт]
Изготовление памятников в Краснодаре (0)
[Советы автомобилистам]
Индивидуальный пошив элементов интерьера микроавтобусов (0)
[Строительство и ремонт]
Ремонт теплонасосного оборудования: особенности и нюансы (0)
[Бизнес и финансы]
Бесплатный хостинг для малого бизнеса: Unlocking Your Digital Potential (0)
[Советы автомобилистам]
Эвакуатор во Всеволожск: надежное решение для вашей безопасности (0)
[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
 


Самые читаемые статьи

Россияне отказываются от отечественных автомобилей (0)
Каковы размеры футбольного поля? (0)
Инопланетяне готовят большое событие (0)
В тылу врага возвращается (0)
Выращивание огурцов. (0)
Основные тенденции мужской моды (0)
Тверская область (0)
Splinter Cell 6 учится у Uncharted 2 (0)
БУДЬТЕ КРАСИВЫ И ЗИМОЙ! (0)
Хорошая фигура к следующей среде. (0)
НЛО и аномалии на карте Google (0)
Где можно узнать правила игры на русском бильярде? (0)
Под воздействием НЛО (0)
Как выбрать себе подходящий велосипед (0)
Кто такой Майкл Джордан? (0)
Учимся летать (4)
На нейтральной полосе (0)
Скрип тормозных колодок и проблемы, связанные с шумом (1)
Как накачать мышцы дома? (0)
Забота о коже в летний сезон. (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2025