С особенной силой святитель Григорий Богослов отстаивает Божественность Святого Духа. В 70-х годах IV века не было единого мнения по этому вопросу, даже на II Вселенском соборе, который утвердил почитание Святого Духа как Бога, было множество споров и пререканий и к единому решению пришли не сразу. «Одни почитали Духа действователем, другие тварью, иные Богом, а иные не решались сказать ни того, ни другого, из уважения, как говорили они, к Писанию, которое будто бы не выразило об этом ничего ясно. А потому они не чтут, но и не мешают чести Духа, оставаясь к Нему в каком-то среднем, вернее же в весьма жалком расположении. Даже из признавших Его Божеством одни благочестивы только в сердце, другие же осмеливаются благовествовать и устами…» – говорит святитель Григорий.
Раскрытие Божества Святого Духа для святителя Григория было главным делом, миссией всей его жизни. «Никогда ничего не предпочитали мы и не могли предпочесть никейской вере. . , но с Божией помощью держимся и будем держаться этой веры, проясняя только неясно сказанное там о Святом Духе, ибо тогда еще не возникал этот вопрос».
Впервые о своем намерении отстаивать Божество Святого Духа святитель Григорий заявил в речи, произнесенной вскоре после епископской хиротонии в городе Назианзе, где он по поручению своего отца (тоже епископа) принял обязанности по управлению паствой.
«Пусть всем у нас управляет Дух… Который есть Бог. Ибо до каких пор скрывать нам светильник под спудом (ср. Мф. 5, 15) и лишать других совершенного Божества? Не подобает ли уже поставить (светильник) на подсвечник, чтобы он светил всем Церквам, и душам, и всей полноте вселенной, чтобы вера в Божество Духа была не воображаемой и начертываемой лишь в уме, но чтобы она открыто провозглашалась? Ибо именно в этом заключается совершеннейшее проявление богословия, в удостоившихся такой благодати через Самого Иисуса Христа».
Ведя терминологическую полемику с противниками почитания Святого Духа (пневмотомахами) святитель Григорий пользуются терминологией античной диалектики, он утверждает, что «Святой Дух может быть либо субстанцией – сущностью, либо акциденцией – принадлежностью. Если Дух есть «принадлежность», то его можно считать и «энергией» Бога. Будучи «энергией, он не является источником энергии, а получает энергию от другого, следовательно, он прекратится вместе с прекращением источника энергии. Однако Писание говорит о Духе как активном бытии, а не как пассивном преемнике энергии другого». Согласно Писанию Дух творит (Иов 33, 4) воссоздает в крещении (1Тит. 3, 5), дышет идеже хощет (Ин. 3, 8), наставляет (Ин. 16, 3), глаголет (Мф. 10, 20), посылает (Деян. 13, 4), гневается (Ис. 63, 20), подает откровения (1Кор. 2, 10), просвещение (Евр. 6, 4) и жизнь (Рим. 8, 11) – все это свойственно «движущему», а не движению.
Аргументируя почитание Святого Духа, святитель Григорий предлагает обратить внимание на завещание Господа «крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Если Дух – тварь, то, как в него можно верить и креститься? Верить можно только в Бога, а поскольку между Богом и творением нет ничего среднего, следовательно, Дух – Бог, а раз он – Бог, значит не тварь, не произведение и не сослужебное и вовсе не что-либо из носящих низкие имена».
Святитель Григорий не сомневается в Божественности Святого Духа и вопреки нареканиям оппонентов о том, что Писание ясно не говорит об этом, он приводит массу прямых и косвенных указаний из Писания. «Рождается Христос – Дух предваряет (Лк. 1, 39). Крестится Христос – Дух свидетельствует (Ин. 1. 33 - 34), искушается Христос – Дух возводит Его (в пустыню) (Мф. 4, 1), Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Возносится Христос – Дух преемствует».
Отсутствие ясного указания на Божественность Святого Духа в Священном Писании святитель Григорий объясняет тем, что эта истина вводится постепенно и окончательно открывается лишь в новозаветное время. «В продолжение веков было два преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг. 2, 7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении – о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому… Оба Завета вводились не вдруг… Для чего же? Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают… Первое есть дело употребляющего насилие, а последнее собственно наше… Первый Завет, запретив идолов, допустил жертвы, а второй, отменив жертвы, не запретил обрезание. Потом, которые однажды согласились на отменение, те уступили и уступленное, одни – жертвы, другие – обрезание, и стали из язычников иудеями, а из иудеев христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями… Сему хочу уподобить и богословие… Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына. Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о нем познание. Не безопасно было, прежде чем исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде чем призван Сын (выражусь несколько смело) обременять нас проповедью о Духе Святом…».
Святитель Григорий говорит, что в данном случае, нельзя к изречениям Писания относиться буквально и пассивно, нужно и сквозь букву проникнуть во внутреннее. «Из именуемого иного нет, но сказано в Писании, иное есть, но не сказано. Еще иного нет, и не сказано, еще иное есть, и сказано о нем. Так, например, сказано: «Бог спит и пробуждается (Пс. 43, 24; Дан. 9, 14), гневается (Втор. 11, 17), ходит и престолом имеет херувимов (Ис. 37, 16)» – но все это не действительность, а метафора, образное выражение приноравливающееся к нашему слуху, ибо когда «Бог имел немощи…или тело. Здесь представлено, то чего нет». Поэтому отсутствие прямых свидетельств в Священном Писании о Божестве Святого Духа, не есть еще аргумент в пользу противников святителя Григория и почитания Бога Духа. Святитель Григорий убежден, что познать, что Дух есть Бог, можно лишь приобщившись полного духоносного опыта Церкви, потому что это тоже некое откровение Духа, показывающего явные признаки Своего Божества.
«Им познал я Бога, Он Сам есть Бог» - говорит святитель Григорий. И вообще «можно ли быть духовным без Духа? Причастен ли Духа не чтущий Духа? И чтит ли Духа крестящийся в тварь и сораба?» «Само лицо Святого Духа, открывающего нам эти истины, делающего их для нас очевидными (внутренне), явными, почти что осязаемыми – остается, тем не менее, сокровенным, как бы сокрытым в Его Божестве, которое он нам открывает, в Его дарах, которые Он нам дарует».
Провозглашая и отстаивая веру в Божество Святого Духа, святитель Григорий опирается, прежде всего, на личный опыт встречи с Богом, - живым и ипостасным (личным), точнее триипостасным. Святитель Григорий убежден в том, что Дух – Бог, исходя из контекста крещального опыта христианина.
Дело Святого Духа – возрождать, воссоздавать и обоживать человека в таинстве крещения. «Если Дух не достоин поклонения, то как Он обоживает меня в крещении? Если не достоин поклонения, как он достоин и почитания? А если достоин почитания, то, как он не Бог? Здесь одно связано с другим: это поистине золотая и спасительная цель. От Духа наше возрождение, от возрождения – воссоздание, а от воссоздания – познание о достоинстве Воссоздающего».
Икономия (домостроительство) Духа Святого в мире сообщать людям Божественность, соделывая его «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1, 4), сообщая огнь Божества – нетварную благодать – тем, кто становится членами Тела Христова - «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне» (Антифон 4 – го гласа на Утрени).
Святой Дух является тем источником Божественных благодеяний, благодаря которым «…я делаюсь храмом, богом, совершаюсь…» и при всем богатстве Его благодеяний Он остается безымянным и неоткровенным, и наделяется всем тем наименованиям приложимым к благодати. «Прихожу в трепет, - говорит святитель Григорий Богослов, - когда представляю себе богатство наименований… Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов… Дух сыноположения… Он есть Дух… воссозидающий в крещении и воскресении…, Дух, который дышет, идеже хощет… Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь… Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках и разделяет дарования, творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей… Он иной Утешитель, как бы иной Бог».
Все это богатство наименований (имен) принадлежит природе Божества общей всем Трем Ипостасям Святой Троицы, Святой Дух сообщает, причащает человечество этой Божественной природе (ср. 2 Пет. 1, 4).
В таинстве обожения, о котором говорит святитель Григорий Богослов, происходит единение всего человечества «от конец земли» в едином теле нового Адама, Спасителя нашего Иисуса Христа, который является Главой этого Святого Тела, Ипостасью этого Тела. По слову святителя Григория Богослова, Церковь есть единое тело, «соединенное и связанное союзом Духа … совершенное и достойное самого Христа – нашего Главы». «Я – Христово достояние, храмом и жертвой стал я, но впоследствии буду богом, когда душа вступит в единение с Божеством». «Любовь к Богу есть путь к обожению».
Однако, «единство осуществляется в «единой природе», но человеческая ипостасность при этом сохраняется, она не смешиваются с Божественной Личностью Христа и не сливается, иначе это было бы «безличностным обожением, блаженством, в котором нет самих блаженных».
Дело Христа «относиться к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию».
Таким образом, «Сын Божий дарит Свою Ипостась человеческой природе, тогда как Дух Святой сообщает каждому человеку, каждой личности – Свое Божество. Как это происходит? Это – тайна, тайна уничижения, кенозиса сходящего в мир Духа». Святой Дух, вселяясь в нас, преобразует нас в обитель Святой Троицы, потому что Отец и Сын неотделимы от Божественного Духа. В конечном итоге икономия (домостроительство) Святого Духа сводится к тому, о чем говорил Господь Иисус Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). «Какой это другой огонь, кроме единосущного по Божеству Духа, с коим вместе входит в нас и созерцается Сын со Отцем ?»
Итак, Огонь уже снизшел в тот самый день, когда «внезапно сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом…, явились… разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2, 4).
Но мы, к сожалению «не желаем прийти к Тебе, сами скрываемся от тебя». Путь к обожению лежит через молитву, а молитва есть восхождение ума к Богу, предстояние Ему в молитвенном созерцании. «Хочешь ли стать богом – богом, светоносно предстоящим великому Богу, ликующим с ангелами? Иди же вперед, расправь крылья и вознесись ввысь в быстролетном парении». Через молитвенное предстояние человек приобретает частичное богопознание, которое становится все более полным по мере приближения к Богу.
«Бог с такой же быстротой озаряет наш ум, если он очищен, с какой летящая молния озаряет взор. Мне кажется, что это для того, чтобы постигаемым привлекать к Себе, ибо абсолютно непостижимое является безнадежно недоступным, а непостижимым приводить в удивление, через удивление же возбуждать большее желание, через желание очищать, а через очищение делать богоподобными; когда же сделаемся такими, тогда уже чтобы Бог беседовал с нами как со своими – пусть слово дерзнет на нечто смелое! … беседовать с Богом, соединившимся с богами и познанным ими, может быть, настолько же, насколько он знает познанных Им».
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: для святителя Григория обожение человека, которое совершается благодатью Святого Духа, является главной целью и смыслом всей человеческой жизни. Эта тема была лейтмотивом всего догматического и мистического богословия святителя Григория.
Бескомпромиссное почитание Божества Святого Духа в жизни, нашло место в богословской поэзии святителя Григория Богослова: