«Бог создал человека для нетления и создал его образом вечного бытия своего. »(Прем. 2,23)
Ответ на вопрос - как произошло зло в человеке и каким образом грех первых людей начал распространяться по лицу всей земли, мы можем найти в Священном Писании. Очевидно, что не случайно Господь через святого пророка Моисея оставил нам полную картину грехопадения прародителей, ведь грех Адама и Евы направил историю человечества на долгую и скорбную дорогу в Небесное Царство, которую многие ищут, но немногие находят» (Мф. 7, 13-14).
Но прежде посмотрим, каково было состояние первозданнаго мира и первых людей до их грехопадения.
1. 1. Сотворение мира.
Естественно, что довольно трудно представить в нашем сегодняшнем состоянии падения ясное понятие о первозданной природе мира и о состоянии совершенства, в котором были созданы и пребывали наши праотцы по душе и телу. Поэтому обратимся за разъяснением к святотеческому толкованию книги Бытия.
Итак, Библия нам говорит, что человек был сотворен Богом. Этим творением Господь окончил сотворение миров, видимого и невидимого. Но прежде чем Господь приступил к созданию окончательной твари, в которой Он хотел сочетать миры видимый и невидимый, Он приготовил для этой твари Землю. Творил Господь все из ничего, одним Своим Словом. Для совершенного в премудрости Творца: «... труд созидания был излишен: все явилось по Его мысли, по Его слову». «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс. 148,5). На глас Божий явились небо, земля и все светила небесные. Потом земля покрылась различными растениями, из нее же, по слову Творца, произвелись различные животные. Таким образом Земля, созданная и украшенная Всеблагим и Премудрым не имела никаких недостатков. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1,31).
Святой пророк Моисей говорит, что земля, в первоначальном своем сотоянии, не нуждалась в возделывании (Быт. 2,5). Она была создана для вечности: «... и сама производила преизобильно и превосходно достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды. Никаких вредных произрастений не было на ней; растения не были подвержены ни тлению, ни болезням». Вообще все было подготовлено для блаженной и вечной жизни ее обитетелей. «Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковой - самой ясной и благорастворенной. Дождей не было: источник исходил из земли и напаявал лице ее».
Святитель Вселенской Церкви Иоанн Златоуст, в беседе на книгу Бытия, рассуждая говорит, чтобы мы, видя преждесотворенный мир, уготовленный для человека, могли «понять безмерную любовь, какую Владыка вселенной являет роду нашему, «подумаем, - говорит ранее святитель, - что Он после того, как распростер небо, разостлал землю, создал твердь, которая образовала собою как бы стену, разделяющую воды; потом, повелев водам собраться, их назвал морями, а сушу землею, которую после украсил растениями и травами; затем перешел к созданию двух высших светил и многоразличных звезд, которыми украсил небо, потом, произведши из вод одушевленных животных и птиц, летающих по земли, и в пятый день, поелику надлежало создать и земных животных, повелев явиться и этим, как годным в пищу, так и полезным для работы, равно и зверям пресмыкающимся, наконец, когда все уже устроил и всему видимому дал надлежащий порядок и красоту, когда приготовил роскошную трапезу, полную разных и всякого рода яств и показывающую во всем изобилие и богатство, когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу, тогда то, наконец, создает того, кто имеет наслаждаться всем этим - человека».
1. 2. Сотворение человека.
Священное Писание говорит, что перед сотворением человека Бог совещается Сам с Собой: «Сотворим человека, - говорит Господь, - по образу Нашему и по подобию: и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли» (Быт. 1,26). По единому мнению всех отцов и учителей церковных, в этих словах, предшествовавших сотворению дивного образа Божия, открывается свойство и Самого Первообраза - Бога, открывается Троичность Лиц Его. И человек сотворенный по «образу» и «подобию» Божию составили полноту сходства со своим Творцом. Получив от Бога дыхание жизни люди сделались и причастниками Святого Духа. Получив бытие естественное по человечеству, как прежде сотворенные твари, они вместе с этим получили и бытие сверхъестественное, от соединения с Божественным естеством. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2,7). Душа от первого видимого действия, свидетельствующего о присутствии ее в человеке, - по мысли святителя Филарета Московского, - названа дыханием жизни; само ее вдохновение отнесено к лицу человека, как к той части тела, которая одна по преимуществу служит зеркалом души, выражая на себе характер ее движений и ощущений. Весь человек назван «живою душею», потому, что по соединении души с телом, он сделался единым существом, из души и тела, но существом, в котором полное преобладание имеет душа. Можно сказать, что тело Адама стало домом души, ее одеждой и орудием, посредством которого душа общалась с видимым миром. Подтверждению этому мы находим свидетельство и в Священном Писании и у Святых Отцов. Апостол Петр называет свое тело «храминой», а апостол Павел «хижиной» (2 Пет. 1, 13-14; 2 Кор. 5,1). Преподобный Макарий Великий Сказал, что «Душа окружается и одевается членами тела». «Душа, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - действует посредством органического тела, сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения... Она употребляет тело орудием».
Человек становится по душе и телу причастник Божественного естества, или, по выражению Святых Отцов, человек становится богом по благодати. Преподобный Макарий Великий восклицает: «О неизреченного благоутробия Божия, яко туне Самого Себя дает верующим, дабы они в малое время Бога получили себе в наследие и Бог вселился бы в тело Человека и его соделал Себе благим жилищем! Якоже бо Бог небо и землю создал для обитания в них человеку, тако тело и душу человеческую создал в жилище себе, дабы жити и упокоеватися в теле, яко в Своем доме, с прекрасною невестою, сиречь, с возлюбленною душею, по образу Его созданного... Бог по безпредельной, неизреченной, непостижимой любви и благоутробию своему благоволил сие самое создание умное, драгое и изрядное избрати Себе жилище, якоже писание глаголет: «Во еже быти нам в начаток Некий созданием Его» (Ион. 1,18), в премудрость сиречь, и сообщение Его, в собственное Его жилище, и в чистую невесту». «Такое понятие, - заключает святитель Игнатий об отношении души к телу, - есть естественное: оно истекает из постоянных опытов жизни, из самого ощущения нашего».
Ранее, когда говорилось о сотворении мира, упоминалось создание мироздания из двух как бы природ - видимой и невидимой. По святоотеческой мысли, человек по замыслу Творца должен стать тем связующим звеном, которое бы соединило эти два мира.
И хотя понятия видимого и невидимого мира относительные и образовавшиеся в нас из состояния падения: в котором мы находимся, в котором называть естественно видимую нами часть создания Божия миром видимым, а невидимую - миром невидимым, однако это сравнение довольно ясней раскрывает нам картину мироздания и значения в этом мироздании человека. Тем более, что Писание было написано и предназначено для чтения уже людей с поврежденным грехом разумом. «Адам, - говорит святитель Игнатий, - сиял всеми совершенствами и преизобилующий всеми благами, как бы некий второй мир - в великом малый». Или, употребляя другое святоотческое выражение - микрокосмосом. То есть в нем сосредоточилось все то, что сотворил Гсоподь прежде и, более того, он - Адам, получает образ и подобие Бога. Господь сотворил человека из двух природ: тело принадлежало к миру вещественному, душа - к миру духовному. «Человек производится не единственным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и создается постепенно». Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на употребление Бытописателем нового образа речи. В Писании «Бог говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Недавно мы слышали, как Он по сотворении неба и земли говорил: «да будет свет» и « да будет твердь посреды воды», и еще: «да соберется вода в собрание едино, и да явится суша» и «да изведут воды гады душ животных». Видел ты, что вся тварь в течении пяти дней созидаема была одним словом и повелением? Смотри теперь, какая перемена в словах. Уже не говорит (как прежде): да будет человек; но что? «Сотворим человека по образу нашему и по подобию». Что это за новость. Что за особенность? Кто это созидается, что для создания его Создателю понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все безсловесные животные».
Подводя итог всему вышесказанному, можно привести слова святого Иоанна Дамаскина, жившего в VII веке. Он в своей книге «Точное изложение Православной веры» собрал мнения знаменитых Святых Отцов, живших до него. Поэтому, излагая здесь его учение о природе и назначении первого человека, излагается и учение Григория Богослова, Афанасия Великого, Василия Великого, Максима Исповедника и других светильников Вселенской Церкви. «Бог, - говорит преподобный Иоанн, - сотворил природу, созерцаемую умом, то есть ангелов и все небесные чины, которых естество, без сомнения, разумно и бесплотно, то есть бесплотно в сравнении с грубым веществом. Ибо одно только Божество в собственном смысле невещественно и бестелесно.
Еще Бог сотворил и чувственную природу, то есть небо, землю и все, что между ними. И первую природу он сотворил близко к себе, - ибо разумная и одним умом постигаемая природа близка к Богу; а другую, как подлежащую чувствам, сотворил по всем отношениям весьма далеко от себя. Но надлежало явиться существу, смешанному из сих двух природ, которое показывало бы большую премудрость и щедроту Творца той и другой, и, как говорит Богоглаголивый Григорий, было как бы некоторым союзом природы видимой с невидимою. Здесь под словом надлежало я разумею волю Зиждителя, ибо она для Бога есть устав и закон самый приличный... Так из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию; из земли Он образовал тело, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим дуновением».
Таким образом, первые люди, населявшие девственную природу блаженного рая, и пребывая в бесстрастном состоянии, наслаждались богообщением, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в котором были созданы. «Ибо Бог сотворил человека по образу своему, т. е. бессмертным, самовластным и украшенным велиею добродетелию». Святитель Василий Великий, рассуждая о бесстрастии первых людей, не стыдившихся своей наготы (Быт. 2,25), говорит, что «наготы знать не надлежало (им), чтоб ум человека, придумывая себе одежды, не развлекался заботою о восполнении недостающего, и чтоб вообще попечением о плоти не был отвлекаем от внимательного устремления к Богу. Но почему не устроено ему одежды тотчас по сотворении? - задает вопрос святитель, и сам же на него отвечает, - потому что не были приличны ни естественные, ни искусственные одежды. Одежды естественные свойственны бессловесным, таковы: перья, волосы и грубая кожа, способная защитить от холода и переносить зной. И в этом одно животное ни мало не преимуществует перед другими, потому что во всех природа одинакового достоинства. А человеку прилично было, по мере любви к Богу, получать отличные (иные) дарования благ. Упражнения же в искусствах произвели бы недосуг, чего наипаче надлежало избегать, как вредного для человека. Посему и Господь, снова призывая нас к райской жизни, истребляет в душах наших заботу, говоря: «не пещитися душею вашею, что ясте, ни телом вашим, во что облечетеся» (Мф. 6,25). Поэтому неприлично было человеку как естественные, так и искуственные покровы. Напротив того, если бы показал свою доблесть (в противлении греху), для него приуготовлены были иные покровы, которые бы, по Божьей благодати, процвели на человеке, и стали осиявать его какими-то светлыми оболочками, подобные ангельским, превосходящим пестроту цветов, светлость и лучезарность звезд».
Такое будущее ожидало Адама и Еву, а за ними и весь род человеческий, но злость диавола помешала всему этому осуществиться. Бытописатель не указывает, как долго прародители находились в раю, но говорит, что они нарушили завет с Богом и пали (Быт. 3, 1-6). Но «до падения, - говорит святитель Игнатий, - человеческое естество было вовсе не причастно к злу. В нем жило и действовало одно только добро. Никакого опытного понятия о зле человечество не имело. Оно знало только, что существует зло, что опытное познание зла пагубно для человечества (Быт. 2, 9-17;3,2)». Далее святитель говорит, что теоретическое и поверхностное познание о зле не могло иметь никакого вредного влияния на человеческое естество, как познание мертвое, тождественное незнанию в отношении внутренней и внешней деятельности человека. «Падение же человека совершилось через опытное познание зла. Так, например, теоретическое познание о яде не причиняет смерти, даже наоборот, предостерегает человека от нее; практическое же познание яда, то есть, вкушение его приносит смерть»