Понедельник, 29.04.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 790
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

СВЕТ И ТЬМА ВОСТОКА

СВЕТ И ТЬМА ВОСТОКА



Религиозный мир Индии многолик и разнообразен. Его можно представить в виде пестрой и очень красочной картины, которая постоянно переливается всеми цветами радуги, причем цвета – это различные религиозные системы. Индуизм не похож на те религии, знакомые и привычные для человека западной культуры, - христианство, иудаизм или ислам. Он в отличие от них, не представляет собой целостного учения, которое можно было бы сформулировать коротко и ясно. Можно назвать несколько представлений, обобщающих индуизм, разделяемых, вероятно, всеми, кто его исповедует: культ вед, убеждение (по-разному интерпретируемое) в справедливости кастовой системы и почитание коровы как священного животного. Однако можно заметить, что, будучи объединены, они не составят целостного мировоззрения, оставаясь лишь своеобразными опознавательными знаками принадлежности к индуистскому сообществу.

Другая особенность индийской религии – невозможность исповедовать ее человеку, не принадлежащему к ней по рождению. Индусом можно только родиться. Тем же, кто не рожден в семье, относящейся к одной из варн (сословий, на которые подразделяется традиционное индийское общество) – к брахманам (жрецы), кшатриям (воины), вайшьям (торговцы и ремесленники) или шудрам (остальные индусы), – остается лишь утешаться надеждой, заслужить такое рождение в следующей жизни.

Однако такая перспектива вовсе не пугает западного обывателя, о которой он попросту может и не знать. На фоне бессмысленной повседневной жизни индуизм поражает его воображение романтичностью и загадочностью.

Восточные проповедники, со своей стороны, делают все, чтобы привлечь к себе как можно большее количество последователей, используя, зачастую, методы приспособления и обмана. «Когда брахманы хотят обратить какое-нибудь туземное племя, почитающее поросенка, то они рассказывают, что поросенок – это аватара Вишну». Современные секты пошли еще дальше, не стесняясь, они могут, например, сказать, что Иисус – сын Кришны, Бога-Отца, а не какая- нибудь аватара Вишны. Подобные утверждения дают свои результаты. Многие люди, имея поверхностное представление о христианстве, принимают это утверждение за истину, даже и не представляя себе, какая огромная пропасть лежит между Кришной, и вообще всем индуизмом, и Христом. Для индуизма же это не является чем-то существенным, подобные действия (включение в пантеон новых богов) происходят в нем на протяжении уже многих тысяч лет, в конечном итоге все они (боги), по учению Упанишад, представляют один мировой Абсолют.

Индуизм является настолько богатым учением, что может позволить себе иметь сразу несколько точек зрения, по вопросу избавления человека от страдания и смерти - пусть иногда и противоречащих, но все же взаимодействующих и дополняющих друг друга своими перспективами.

Основной источник вероучения индуизма – веданта (завершение вед) – состоящая из Упанишады, «Брахмасутры» и «Бхагавадгиты». Наиболее устойчивой и значимой до сегодняшнего дня является адвайта-веданта (недвойственная), основные положения которой сформулировал Шанкара (VIII – IX вв. по Р. Х. ), на основе комментариев «Брахмасутры», нескольких основных Упанишад и «Бхагавадгиты». Великому мыслителю удалось восстановить древнюю, строгую форму Веданты и установить канон ортодоксальной философии. В индийской философии она получила название классической Веданты.

Согласно принципам адвайта-веданты, в мире существует единственная абсолютная реальность, чисто духовная сущность, которая называется «Брахман». Весь мир – эманация брахмана, то есть переход от высшего, совершенного бытия к различным ступеням несовершенства. Брахман не является Богом-личностью, с которым можно входить в общение. Он – безличное духовное начало.

За многообразием материального мира скрывается единый брахман, который наполняет все. Брахман в той мере, в которой он входит в мир и становится душой и движущей причиной мира, называется атманом. И поскольку брахман по сути своей недвойственен (адвайта), все видимые различия на самом деле не реальны и иллюзорны (майя), различия воспринимает только тот, кто захвачен круговоротом сансары и связан невежеством и иллюзией.

Человек, по своей материальной природе, также является эманацией брахмана, но занимает более высокую, по сравнению с вещами, ступеньку в ряду не совершенств. Если тело человека принадлежит иллюзорному материальному миру, то его душа – это атман, проявление единого брахмана, следовательно, единосущна ему. Однако такое положение не ставит человека в привилегированное положение по отношению к другой твари. «Он не только не противопоставляется остальному миру, скорее напротив, рассматривается как одно из явлений этого мира, связанного с остальными существами всеобщим законом, имеющим моральное значение и определяющим место и роль человека в мире». Моральный закон и одновременно долг по его выполнению выражается категорией дхарма. Человек смертен и обречен на нескончаемую цепь перевоплощений, переселения души (сансара). Такое переселение подчинено закону кармы, определяющему, куда переселится душа в зависимости от того, как она исполнила свою дхарму.

Главной целью человеческого существования становится избавление от кармы и выход из сансары. По учению Упанишад человек может разорвать круг сансары и разрушить собственную карму. Для этого необходимо посредством медитации (йоги) осознать и прочувствовать единство своей души-атмана с брахманом-атманом, заменить свое знание знанием высшего брахмана и перестать привязывать себя к достижению мирских благ, то есть к иллюзии. Таким образом, жизнь каждого человека заключается в правильном исполнении своей дхармы, что ведет к главной цели – мокше, освобождение от нескончаемых перерождений и растворение в Абсолютном брахмане. Сливаясь с безличным брахманом, человек теряет свою индивидуальность, поскольку индивидуальность есть осознание своего отличия от брахмана, и осознается лишь тогда, когда человек захвачен круговоротом сансары и является жертвой невежества и иллюзии. В состоянии мокши открывается высшая истина: индивидуального «Я» не существует.

В обычной жизни человек настолько связан опытом предшествовавших перерождений и собственными предшествовавшими действиями (т. е. кармой), что вынужден совершать поступки вне зависимости от желания. Ведь только правильное исполнение своей дхармы, будь ты брахман, воин или крестьянин, дает тебе возможность достичь мокши, переход из одной варны в другую невозможен.

Своей собственной кармой скован,

естеством порожденной, сын Кунти,

ты свершишь, даже против воли,

то, что делать, безумный, не хочешь.

Таким образом, в настоящей жизни человеку предписывается довольствоваться своей кармой и выполнять свой долг, каким бы он ни был. Так фатализм становится одним из принципов Веданты. «Человек оказывается чем-то случайным – и именно потому, что все его действия неизбежно-необходимы. … Ибо если условие моего бытия коренится не во мне, но в предшествовавшей мне причине, в не зависящей от меня причине – то мое бытие не самодостаточно, не необходимо и, значит, случайно».

Шанкара, как и вся индийская традиция, считал единственным источником истинного знания Веды, без изучения которых невозможно достичь освобождения. И здесь классическая Веданта становится перед проблемой, разрешить которую, логическим путем, не представляется возможным. Низшим кастам запрещалось изучение Вед, источника истинного знания, что ставило под сомнение тезис о сущностной одинаковости индивидуальных душ и их родстве с мировой душой.

Таким образом, смыслом иллюзорного человеческого существования (не жизни, потому что – это иллюзия, а именно существования) индуизм видит в осознании человеком своей и мировой иллюзорности. Индуизм не находит смысла в жизни, потому что не понимает смысла своего существования. Страданием для него является не реальность надвигающейся смерти, а реальность будущего рождения, которое вновь ввергает его в круговорот бессмысленности. «Человек в индуизме ни для чего не предназначен, его появление случайно, как и появление всего мира, … существование вселенной – это великая Игра божества, «лила», космический танец безграничных сил». Творение заканчивается разрушением, которое ничего не прибавляет к бытию Абсолюта. Таким образом, мироздание представляется как бесцельный круговорот. Однако для рядового индуса это и не имело большого значения. «Рядовой индус всегда знал, что его участь зависит не от того, каковы его суждения об устройстве мира, а от того, насколько тверд он в следовании дхарме. Последнее же всегда означало и означает выполнение кастовых законов». Его удел – жить согласно закону своей касты и надеяться на рождение в следующей жизни в высшей касте, в которой есть возможность достичь мокши, а это может произойти еще и не через одну жизнь.

Не следует, однако, путать классический индуизм, который описан выше и тот, что мы можем наблюдать в повседневной индийской жизни. Индуизм народных масс представляет собой идолопоклонническую и политеистическую религию. Количество богов, по разным источникам, колеблется от 33 до 3003. Практические религиозные обряды, захватывающие все сферы жизнедеятельности индуса, с момента рождения и даже посмертного существования, включают в себя паломничества, запрещение определенных видов пищи, медитация, участие в богослужениях, которые, правда, совершаются на санскрите, а потому для рядового индуса не понятны. Но в индуизме главное чтобы брахман правильно совершил обряд, только это может придать или не придать ему (обряду) действенность, а если человек, ради которого он (обряд) совершался, его не понимает, то это ничего не меняет. Поклонение богам, (самые известные Брахма, Вишну и Шива) имеющим личностные свойства, обуславливало стремление народной религии, возвести их в принцип бытия и поставить на место безличного брахмана-атмана.

Один из знаменитых философов Индии Рамануджа (1056-1137 гг. ) предложил компромисс, которому суждено было стать основным руслом дальнейшего развития индуизма. Написав собственные комментарии к «Брахмасутрам», к главным Упанишадам и к «Бхагавадгите», ему удалось согласовать традиции санскритских текстов, составленных брахманами, с традициями тамильских небрахманических текстов, составленными поэтами-святыми. Однако основные положения, выведенные Рамануджей, прямо противоположны тем утверждениям, которые сделал Шанкара. Признавая недвойственность брахмана (нет ничего другого, кроме всеобъемлющего существа), Рамануджа наделяет его личностными свойствами: всепроникающий, всемогущий, всеведущ и др. , - обуславливая тем самым, реальность этого материального мира. Сам он, будучи вишнуитом, под брахманом подразумевал бога Вишну. Благодаря этому делается возможной индивидуальность души, и «самостоятельность душ простирается так далеко, что, как иногда говорится, не они заключаются в Брахме, но Брахма обитает в них как начало, входящее в их состав; при этом они, как от вечности существующие, не вполне растворяются в нем». Рамануджа, таким образом, утверждает пантеистическую модель мира. Жизнь у него обретает смысл, поскольку дается богом (Вишну, Шивой или кем-то еще), и имеет своей целью совершенствование человека от жизни к жизни с достижением, в конечном счете, мокши.

Самое же интересное в его учении, что и дало индуизму новую жизнь, – это учение о трех путях достижения мокши, и признание их равнозначными. Разные по своей природе люди различными дорогами движутся к одной цели. Первые две доступны не многим – это джнана-йога, или путь знания, достигается через изучение священных книг, медитацию и самосозерцание; и карма-йога, путь действия, достигается через бескорыстное следование долгу воина, по искреннему внутреннему побуждению. Третий же путь, – бхакти-йога, или путь любви, – доступен каждому, независимо от его происхождения, ума, образованности. Бхакти – это и любовь, и чувство восхищения, и глубочайшая эмоциональная преданность божеству. Со временем она стала истинно народной формой индуистской религиозной практики, для которой не требуется ни духовного совершенства аскета, ни храбрости воина. Каждый человек волен выбрать божество и какой-либо способ служения ему, через это он познает единого Брахмана, достигая после смерти вечную блаженную жизнь в его мире. Это освобождение совершается, смотря, опять же, по различию систем, или в силу божественного предопределения, или с божественной помощью плюс свободная инициатива человека.

В силу этой особенности в трактовке соотношения разных уровней религиозности учение «Бхагавадгиты» (именно на ее основе было выведено учение о трех путях) стало основой того грандиозного синтеза культов и традиций, который в современном мире и получил название индуизм. Одна из концепций индуизма – все боги лишь маски, временные и приходящие личины брахмана, – позволяет простым верующим с легкостью принимать то, или иное божество, ставя его на место брахмана.

Однако, как раз полная противоположность религиозной системы Рамануджи традиционному индуизму, ставит под сомнение ее самостоятельность. Ко времени рождения Рамануджи в Индии уже хорошо было известно о существовании христианства и ислама, которые своими идеями о всеобщем спасении не могли не повлиять на сотериологию индуизма.

Как уже говорилось выше, сложность и многообразие религиозных систем индуизма не позволяет охватить его во всех аспектах, многие из которых противоречат друг другу. Однако однозначно можно сказать, что главной целью своего существования индуизм мыслит в избавлении от кармы и нескончаемого круга перевоплощений. Вся практическая сторона этой религии стремится привести человека к мокши, которая достигается разными способами: знанием, медитацией, посвящением себя какому-нибудь богу, или аскезой, считающейся идеальной формой религиозности. Техническим средством для освобождения человека из мира обмана представляется йога.





Другие статьи по теме:

ПОСЛАНИЕ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА К АРИЮ И АРИАНАМ
ПОСЛАНИЕ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА К АРИЮ И АРИАНАМ

НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Святитель Григорий Богослов о Святом Духе
Святитель Григорий Богослов о Святом Духе

Соотношение Священного Писания и Священного Предания
Соотношение Священного Писания и Священного Предания

БУДДИЗМ

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: pressvl (15.09.2012)
Просмотров: 1094 | Теги: СВЕТ И ТЬМА ВОСТОКА, религия | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Полезные советы]
А вы делаете покупки с применением промокодов? (0)
[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
[Товары для дома]
Система виртуальной реальности (0)
[Бизнес и финансы]
Аренда мест в московских Торговых Центрах (ТЦ): Какие бизнесы пользуются популярностью (0)
 


Самые читаемые статьи

Какие существуют классы парапланов? (0)
Требования к колёсам (0)
Самые ненадежные автомобили (0)
Как правильно тормозить в гололед? (0)
Диета для живота (0)
В ожидании чуда (0)
Какой автомобиль называется Комбат Т-98? (1)
Причины повышенного расхода топлива (0)
Основные правила безопасности при дайвинге (0)
Коррекция фигуры. (0)
Nissan Qashqai 1.6 (0)
Лучший стрелок (0)
Как выбрать себе подходящий велосипед (0)
Недолив бензина, или Кто нас обманывает на заправках? (0)
Skoda Superb 1.8 T (0)
«Магнит в воротах». Фантастика? Нет – реальность АПЛ (0)
Хорошая фигура к следующей среде. (0)
Из жизни отдыхающих (0)
Где можно узнать правила игры на русском бильярде? (0)
Правильный салат (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024