или Тарифы не определяются голосованием Доктору экономики Инне ШТЕЙНБУК трудно позавидовать. На нее то и дело жалуются энергетики, газовики, связисты. И виноват в этом не характер этой обаятельной и отзывчивой женщины, а ее должность. Она – председатель комиссии по регулированию общественных услуг. Это как раз та инстанция, которая устанавливает в Латвии размер тарифов на газ, электроэнергию, связь, пассажирские перевозки.
Но кто бы и что ни говорил о работе комиссии, все отмечают профессионализм и принципиальность ее руководителя. Решения И. Штейнбук, как правило, хорошо продуманы и обоснованы. Она в совершенстве знает особенности и возможности производителей и потребителей услуг, местные и зарубежные модели ценообразования.
У нее хорошая профессиональная подготовка и завидный послужной список. Она успешно работала в Институте экономики АН Латвии, заведовала департаментом анализа и прогноза в Министерстве финансов Латвии, два года была в Вашингтоне советником Международного валютного фонда.
Вот ее-то мы и попросили рассказать нашим читателям, что и как регулирует в Латвии Регулятор общественных услуг.
Меж двух огней
– Прежде всего позвольте задать вам крамольный вопрос – а нужен ли вообще такой регулятор? Сейчас широко бытует мнение, что рынок и конкуренция сами отрегулируют и цены, и тарифы...
– Простите, но это несколько упрощенное понимание роли рынка в современных условиях. В любой стране есть своеобразные монополисты. Скажем, нигде не прокладывают параллельно друг другу железные дороги, линии электропередачи, газопроводы. У владельцев подобной инфраструктуры нет конкурентов, и кто-то должен регулировать тарифы на их услуги. Такое практикуется и в США, где давно действует много разных структур по регулированию общественных услуг. Кстати, модель американской региональной комиссии положена в основу деятельности латвийского Регулятора общественных услуг.
– Но ведь раньше такой структуры в Латвии не было?
– Действительно, наша комиссия была создана Сеймом Латвии только в июле 2001 года. Это было сделано по рекомендации Международного банка, который требует, чтобы в тех странах, которые формируют рыночную экономику, был независимый регулятор размера тарифов на общественные услуги.
Комиссия наша не столь велика, в ней всего пять человек. Исполнительный аппарат, который готовит проекты решений комиссии и контролирует их исполнение, значительно больше.
– И каковы основные функции вашей комиссии?
– Мы контролируем качество работы электроэнергетики, газового хозяйства, телекоммуникаций, почты, железной дороги и регулируем тарифы в этих отраслях в масштабах всей страны. Помимо нас в самоуправлениях есть местные регуляторы, которые устанавливают на местах тарифы на горячее и холодное водоснабжение, канализацию и вывоз мусора.
– Таким образом, вы расположены между производителями и потребителями услуг, интересы которых порой резко расходятся. Кого из них вы отстаиваете в первую очередь?
– Это неверная постановка вопроса. Мы прежде всего исходим из интересов государства и стараемся сбалансировать запросы производителей и потребителей услуг. Если комиссия видит, что потребитель хочет без особых на то оснований увеличить тарифы, мы отклоняем такое предложение. Но если тарифы сдерживают развитие той или иной отрасли, идем навстречу производителям услуг.
– Кто и как определяет величину того или иного тарифа?
– Надеюсь, что ваши читатели согласятся со мной, что размер тарифов нельзя определить голосованием или волевым решением. В основе каждого тарифа лежит строгий расчет по методике, которую разработала наша комиссия. Он учитывает объем затрат на ту или иную услугу, уровень рентабельности, показатель эффективности работы предприятия. Расчет ведет производитель услуг, а мы контролируем соответствие его утвержденной методике и проводим доскональную проверку исходных данных.
– Но ведь расчетчики могут завысить объем затрат, увеличив, скажем, размеры зарплат?
– Могут. Но наших специалистов трудно ввести в заблуждение. Если у нас появляются сомнения в точности расчета, мы просим независимую аудиторскую фирму проверить обоснованность расходов. Так, по нашей инициативе было выявлено в «Латвэнерго» завышение административных расходов на 0,5 миллиона латов. После нашего обоснованного демарша «Латвэнерго» вынуждено было внести коррективы в свои расчеты тарифа.
– Выходит, что последнее слово при определении размеров тарифа остается за регулятором?
– Да, этого требует закон о Регуляторе общественных услуг. Если потребителей или производителей услуг не устраивает решение нашей комиссии, они вправе обжаловать его в суде в течение 30 дней. Правда, мы стараемся не принимать необоснованных решений.
Нет основы для обид
– Если в решениях комиссии нет волюнтаризма, то почему тогда на регулятор обижаются то производители, то потребители услуг?
– Это несложно объяснить. Одни хотят, чтобы тарифы росли быстрее. Другие мечтают о их снижении. Порой производители услуг даже подают на комиссию в суд. Правда, пока они ни одного иска не выиграли. Меня друзья успокаивают, мол, не переживай. Если жалуются, значит, вы хорошо отстаиваете интересы людей и государства. Однако на практике объяснить верность наших решений не менее трудно, чем сбалансировать интересы производителей и потребителей.
– А как вы оцениваете позицию комиссии по отношению к «Латвэнерго» и «Латвияс газе»? Со стороны кажется, что она была против повышения тарифов на электроэнергию и газ, а потом дала «добро» на их увеличение...
– Вначале давайте разделим эти две отрасли, поскольку у каждой своя история повышения тарифов. В «Латвэнерго» тарифы не повышали 6 лет, а это надо было сделать уже давно. Тогда бы повышение было менее заметным и болезненным. Но наши политики долго откладывали эту непопулярную меру на потом.
Дошло до того, что прибыль этой отрасли стала неуклонно снижаться. За девять месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года она уменьшилась более чем в два раза. А ведь нужны средства для обновления инфраструктуры электроэнергетики.
Надо отдать должное нынешнему Сейму и правительству, которые с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации.
– Иначе говоря, они не стали мешать регулятору и «Латвэнерго» в пересмотре тарифов?
– Верно. А что касается наших споров с «Латвэнерго», то они шли вокруг величины роста тарифов. «Латвэнерго» предлагало увеличить их для населения на 20 процентов. По оценке комиссии выходило, что на данном этапе достаточно и 15 процентов. Мы сумели отстоять свою позицию.
– А что помогло АО «Латвияс газе» переубедить вашу комиссию? Говорят, газовики трижды обращались к вам с требованием повысить тарифы?
– Уточню, они даже подавали в суд иск к регулятору. Но их претензии вначале было несложно отклонить, поскольку они пытались увеличить тарифы еще до того, как подорожал газ из России. Кроме того, они медлили с обновлением методики расчета и изменением размера абонентской платы.
После долгих переговоров и согласований с «Латвияс газе» мы добились снижения размера абонентской платы и понизили потолок увеличения тарифов на газ для населения и предприятий. Мы ввели принцип в систему расчетов, согласно которому тарифы для крупных потребителей должны быть меньше, а для малых – больше. Это вполне соответствует логике и требованиям рыночной экономики.
Мы – не наблюдатели, а партнеры
– Судя по всему, вашей комиссии пока не удалось найти общий язык с «Латтелекомом»?
– К сожалению, дискуссия по этой проблеме пока не нашла положительного решения. «Латтелеком» по-прежнему настаивает на необходимости существенно увеличить абонентскую плату за фиксированные телефоны. Но пока он так и не сумел обосновать свои предложения. Более того, мы до сих пор не получили нужной информации в том формате, который необходим комиссии для принятия решения об изменении тарифов.
– Есть ли шансы на понижение тарифов на связь, ведь число операторов растет, и конкуренция должна сказать свое слово?
– Понижение этих тарифов уже назрело. По нашим прогнозам, это может произойти через два-три года. А пока по величине тарифов на разговоры с фиксированных телефонов в Латвии мы уступаем в Европе только Чехии. Наша комиссия помнит об этом и будет добиваться снижения тарифов.
– Вы говорили, что в задачи комиссии входит не только регулирование тарифов, но и контроль качества услуг...
– К этому нужно добавить и контроль за непрерывностью их предоставления и безопасностью. Это особенно важно в электроэнергетике и газовом хозяйстве. И в этой области «Латвэнерго» и «Латвияс газе» предстоит многое сделать. Контроль качества работы телекоммуникаций мы уже наладили. Теперь предстоит усовершенствовать его в других отраслях. В этой работе мы рассчитываем и на помощь потребителей услуг.
– Они, видимо, могут направлять свои предложения относительно повышения качества, непрерывности и безопасности услуг и в адрес вашей комиссии?
– Совершенно верно. Потребителям на местах нередко виднее изъяны в работе производителей и поставщиков услуг. Мы организовали постоянный прием потребителей, внимательно анализируем каждое деловое предложение. Ведь наша комиссия не какой-то сторонний наблюдатель, а полноправный партнер производителей и потребителей услуг, заинтересованный в повышении их качества и доступности.
Мы готовы всегда прийти на помощь своим партнерам и в решении спорных вопросов. У нас они нередко решаются быстрее и корректнее, чем в суде.
– Спасибо за исчерпывающие ответы. Желаем вам и впредь делом доказывать, что Регулятор общественных услуг рынку не помеха.