Словацкая Республика – одно из самых молодых государств Европы. И многие процессы, происходящие там, так или иначе напоминают наши. Более того, Словакия, так же как и Латвия, приоритетом своей внешней политики сделала вхождение в Европейский союз и НАТО. Так что было о чем поговорить с очередным гостем нашей рубрики Чрезвычайным и Полномочным Послом Словацкой Республики в ЛР Йозефом ДРАВЕЦКИМ.
– Наше правительство приняло решение об открытии посольства в Латвии в июне 2000 года (с охватом Эстонии и Литвы). 21 июня я уже был в Риге. А 24 июля вручил свою верительную грамоту президенту Латвийской Республики госпоже Вайре Вике-Фрейберге.
– Давайте напомним историю вашей страны.
– Мы говорим так: «Старая нация, но молодое государство». Оно впервые в истории как независимая демократическая республика возникло 1 января 1993 года. Население – 5 млн. 400 тысяч жителей. Как видите, тоже маленькая страна. Может быть, и поэтому у нас немало общих интересов.
– Вы по образованию...
– ...математик. Являюсь доцентом по математическому анализу Братиславского университета. В 1991 году после смены режима был назначен заместителем министра международных отношений Словацкой Республики, которая тогда входила в состав Чехословакии. Через год стал временным управляющим чехословацкого посольства в Болгарии, а после провозглашения независимости Словацкой Республики – ее послом. Признаюсь, навыки анализа, логического решения математических задач помогают мне в дипломатической деятельности.
– Тогда вам легче оперировать цифрами, характеризующими торгово-экономические отношения между Словакией и Латвией.
– Возможно. После открытия в Риге нашего посольства они стали динамично развиваться. И это отметил тогдашний премьер-министр Латвии Андрис Берзиньш, посетивший Словакию с официальным визитом в 2001 г. В частности, только за год рост торговли составил 40%. Продолжается он и сейчас. Правда, мы ввозим к вам больше, чем Латвия к нам. Большая часть нашего экспорта составляет сырье для «Родия» (бывшего Даугавпилсского завода химволокна). Но ввозим и автомашины «Фольксваген», собранные в Братиславе, лекарства, пищевые продукты, пиво, минеральную воду, бумажные изделия, обувь, мониторы для компьютеров, видеомагнитофоны, сделанные в Словакии.
– У вас проходит их сборка?
– Не только. Там работают самостоятельные предприятия, в которые вложены иностранные инвестиции. Самая значимая от «Фольксвагена». Начав выпуск с марки «Фольксваген-Пассат», в этом году владелец уже производит «Фольксваген-Туарег» и «Порше-Кайнен». Сейчас начинается строительство автозавода в Трнаве, с конвейеров которого будут сходить «Пежо» и «Ситроен». В Восточной Словакии на инвестиции американской фирмы USStеel действует металлургический комбинат. А это, как понимаете, и создание новых рабочих мест.
– Безработица большая?
– Когда в 1998 г. ушло в отставку правительство Мечиара, она составляла около 19%. Сейчас – 14%. Причем в разных регионах уровень неодинаков. В Братиславе, к примеру, только 3%, а в Восточной Словакии – 20%.
Главное в том, что проводимые реформы уже дают положительные результаты, что позволяет нам с уверенностью смотреть на вступление в Евросоюз.
– А что получаете из Латвии?
– В основном древесину и немного рыбопродуктов. В целом же замечу, что за первые шесть месяцев этого года мы получили из Латвии товаров на 4,5 млн. долларов, что на 17% больше соответствующего периода 2002 года. И за этот же период поставили сюда товары на 15,4 млн. долл., рост по сравнению с прошлогодними показателями составил 32%. Так что за полугодие общий торговый оборот вырос на 28% и в реальном выражении равен почти 20 млн. долл.
В целом по Словакии экспорт превышает импорт. Хотя еще не так давно все было наоборот. Причем львиная доля падала на энергоносители, которые мы получаем из России. Но за счет торговли с другими странами мы изменили баланс, и в апреле-мае добились перелома ситуации.
– Вот чему бы поучиться нашему правительству. А как в отношении туризма?
– Словакия имеет достаточно прочные традиции в этой сфере. На ее территории есть озера, горы, пещеры, немало исторических достопримечательностей. Дело за повышением уровня комфорта. И правительство намерено инвестировать на эти цели нужные средства. Мне очень приятно, что с каждым годом нашу страну посещает все больше жителей Латвии. Даже будучи в отпуске довелось встретить одну группу в Высоких Татрах. Правда, у нас нет моря, а Балтийское все-таки и летом не такое теплое. Поэтому наши туристы предпочитают более южные страны.
– Существуют ли совместные словацко-латвийские предприятия?
– В Словакии их несколько. Здесь уже упомянутая «Родия» принадлежит французам, но менеджмент там словацкий. Почему? «Родия» в Восточной Словакии тоже имеет фабрику, откуда в Латвию поступают гранулы, и в Даугавпилсе из них делают волокно.
– Накануне референдума по вступлению Латвии в ЕС все громче раздаются голоса евроскептиков. И действительно, люди не знают, что они могут приобрести после вступления нашей страны в Евросоюз, но четко видят, что они потеряют при этом. А какова была ситуация в Словакии перед вашим референдумом?
– Не скажу, что преобладали евроскептики. Из принявших участие в голосовании 92% проголосовали за вступление в ЕС.
– А сколько избирателей пришло на участки?
– 52 процента.
– Чуть больше половины. Однако...
– По закону достаточно. Для такой маленькой страны, как Словакия, нужен большой рынок. Это стало ключевым моментом. Все знают, что будет конкуренция, но, думаю, мы готовы к ней. И сможем на равных работать там.
– Судя по названным вами инвестиционным проектам, такое вполне реально. К сожалению, Латвии особенно нечем похвалиться.
– Ваша страна может полностью использовать свое удачное географическое положение и увеличить транзит через свою территорию. Вероятно, нужны и дополнительные импульсы для развития производства. Не исключено, что они появятся после вступления Латвии в ЕС.
– А зачем Евросоюзу развивать у нас передовое производство, когда там достаточно своих компаний, которые рвутся на наш рынок?
– ЕС заинтересован в том, чтобы все страны, входящие в него, были одинаково сильны. В противном случае это будет угрожать ему самому. В ХХ веке Словакия тоже развивалась в интересах всей страны, имею в виду Чехословакию. Теперь у нас сильная промышленность. Автомобилестроение, металлургия, химическая промышленность, электроника...
На данный момент приватизация в стране практически закончена. Остались только естественные монополии, где большинство акций принадлежит государству. Уверен, оно должно создавать для предпринимателей такие условия, чтобы им было выгодно воплощать такую политику, которая приносила бы всем людям пользу.
– Такое возможно в своем государстве. Но вступив в ЕС, оно вынуждено будет подчиняться законам, действующим там. И волей-неволей будут ущемлены многие малые и средние предприниматели, я уже не говорю о простых людях.
– А почему эти законы не должны работать на нас? Почему в Евросоюзе люди хорошо живут? Потому, что там такие стандарты. Давайте вспомним пример Ирландии, тоже небольшой страны. С другой стороны, Норвегия и Швейцария, которые не являются членами ЕС, тоже приняли европейские правила. Мы не должны бояться евростандартов и общих законов.
– А как быть с зарплатами?
– Сейчас в Словакии средняя зарплата составляет чуть выше половины среднеевропейской. Думаю, не в интересах ЕС, чтобы население 10 стран – новых членов Евросоюза – жило бедно.
– Звучит оптимистично, но недавняя война в Ираке показала, что ЕС отнюдь не един. Впрочем, это подтверждают и другие факты, как обсуждение будущей конституции ЕС, возможное прекращение дотаций сельского хозяйства и т.д.
– Как у каждого человека и государства, у Евросоюза имеются свои проблемы. Но, преодолевая их, мы двигаемся вперед. Убежден, для реализации хороших идей полезны два фактора: демократические решения и рыночная экономика.
В Словакии есть пословица: «Два раза померяй, потом режь». Так что обсуждения, пусть и продолжительные, неизбежны. Но это не значит, что Евросоюз себя исчерпал. В ближайшее время начнет работать межправительственная конференция, в которой примут участие и представители стран-кандидатов. На ней в деталях будет обсуждаться будущая конституция ЕС. Завершится она летом следующего года.
– Перед референдумом делались ли в Словакии расчеты, обоснования и доводились ли они до людей?
– Конечно. Как и требования нашей страны в переговорах с ЕС о некоторых уступках и определенных исключениях.
– Если называть вещи своими именами, Словакия смогла выторговать для себя льготные условия?
– Да. А теперь хотим в ЕС закрепить определенные права для маленьких стран в механизме квалифицированного голосования. Мы заинтересованы в укреплении Евросоюза, потому что он станет нашим общим домом, нашей семьей. И уверены, что сможем внести в ее жизнь свой положительный вклад.