На очередной встрече в клубе журнала «Карьера» в центре внимания бизнесменов, предпринимателей и журналистов оказался вице-премьер Латвии, лидер Первой партии Айнар ШЛЕСЕРС. Думаем, эта импровизированная пресс-конференция будет интересна для многих читателей. Предлагаем (в сокращении) наиболее интересные ее фрагменты.
– Ведется ли в нашей стране учет собственности? К примеру, сколько на сегодняшний день продано земли, зданий, сооружений иностранцам и сколько находится в собственности граждан ЛР?
– Такие данные есть, но я не могу назвать точные цифры. Дело в том, что иногда недвижимость приобретают бизнес-структуры и не всегда известно, кто стоит за ними.
– Будут ли средства ЕС выделяться для создания коммерческих объектов культуры? И второе, будут поддерживаться проекты уже действующих фирм или новичкам еще не поздно включиться в борьбу?
– Ни в коей мере нельзя сказать, что уже сегодня все распределено. Уже в ближайшие три года фонды станут доступны всем латвийским предпринимателям. Правда, претендовать на эти средства можно будет при выполнении определенных четко регламентированных условий. И для этого нам в правительстве предстоит еще принять ряд решений по работе с европейскими структурами.
Что касается сферы культуры. Если проект действительно экономический, то под него деньги будет получить легче, чем, скажем, под строительство того или иного памятника. Еврофонды выделяют средства для того, чтобы мы развивали свою экономику.
– Создана ли в Латвии структура, которая будет работать с еврофондами, и куда следует обращаться за консультациями по оформлению необходимых документов?
– В каждой сфере (образовательной, региональной и т. д.) есть такие. Что касается предпринимателей, то им следует обращаться в Латвийское агентство развития.
– Какова позиция правительства в отношении движения рабочей силы после вступления Латвии в Евросоюз? И второе, товарооборот – это дорога с двухсторонним движением. Но на рынке той же Чехии, к сожалению, почти не видно латвийских товаров. Может быть, дело в слабых связях предпринимателей?
– Латвия однозначно поддерживает свободное передвижение рабочей силы в рамках Евросоюза. Конечно, на Западе есть такие, кто думает, что после вступления восточноевропейских стран в ЕС многие люди отсюда устремятся туда в поисках работы. Такое будет. Но многие, кто хотел, уже уехали. Скажем, в Ирландию из Латвии выехали более 10 тысяч человек. С одной стороны, меня радует то, что в нашей стране есть люди, которые могут работать в ЕС. Но, с другой стороны, утечка рабочей силы и мозгов вряд ли будут способствовать решению экономических проблем Латвии. Мы считаем, что необходимо создавать условия, при которых люди могли бы работать здесь и получать нормальные зарплаты. Уверен, что в ближайшие годы тут будут создаваться такие предприятия, которые решат этот вопрос. Более того, мы заинтересованы в притоке в Латвию специалистов, с тем, чтобы она стала международным финансовым и торговым центром. К этому располагает и уникальное геополитическое положение. Не случайно наибольшая концентрация банков в Балтии наблюдается именно в Риге. Латвия может стать связующим звеном между ЕС и СНГ, как и полезной для транснациональных компаний, даже не работающих в Евросоюзе.
Что же касается сотрудничества с Чехией, то во время своего недавнего визита туда я видел в магазинах латвийские продукты: шпроты, кондитерские изделия... К сожалению, их объем действительно пока не велик. Думаю, здесь сказываются и существующие пока границы с их пошлинами. Уверен, после мая следующего года ситуация улучшится. Впрочем, это будет зависеть и от того, насколько активно мы сами будем работать в этом направлении.
Латвийское агентство развития в этом году открыло пять представительств в крупнейших центрах: Лондоне, Париже, Москве, Стокгольме и Гамбурге. На следующий год предоставляются средства для открытия еще трех. Удастся открыть в Праге или нет, пока неизвестно, но мы будем использовать все каналы сотрудничества.
– В Европе принята социально-рыночная модель экономики. Cогласно ей в ряде стран людям, отработавшим в народном хозяйстве длительное время, в зависимости от стажа, назначается большая пенсия. Почему бы в Латвии тем, у кого трудовой стаж составляет 45-50 лет, не довести пенсию хотя бы до прожиточного минимума. По некоторым подсчетам, это всего-навсего составило бы 2 млн. латов. А во-вторых, такой шаг имел бы воспитательное значение для молодежи, показав, что Латвийское государство заботится о своих ветеранах труда.
– Я согласен с тем, что все должны иметь зарплату и пенсии в таком размере, чтобы чувствовать себя человеком. Но надо понять, что Советский Союз разрушился лишь 12 лет назад, а новую систему создать весьма нелегко. И откуда брать дополнительные деньги? Увеличить расходы мы можем лишь повысив доходы.
Во время обсуждения госбюджета на следующий год в правительстве шли жаркие дискуссии о снижении налогов. Сейчас – об участии Латвии в предстоящей всемирной выставке в Японии. Эта ситуация напоминала мне август, когда министры яростно защищали свои приоритеты. На заседании правительства только я и министр экономики г-н Луянс боролись за то, чтобы 800 тысяч латов, которые потребуются от нашей страны, были найдены. Но даже пример Чехии и Польши, где работает более ста японских фирм, принося доход бюджетам этих стран, не был принят во внимание.
Увы, сегодня в нашем правительстве не все понимают, откуда берутся деньги. Да, надо повышать пенсии, зарплаты учителям, медикам, думать о детях. Но мы не можем только делить средства. Их надо зарабатывать! Бюджет Министерства экономики составляет немногим более 10 млн. латов. Министерство сельского хозяйства имеет около 100 млн. латов. И это та сфера, которая дает лишь пару процентов валового продукта! А отрасли, дающие все остальное, получают в десять раз меньше! Как же мы можем жить лучше, не инвестируя средства в их развитие?
Вы предлагаете поднять пенсии до минимального прожиточного минимума, а я предлагаю – давайте вначале поддерживать ту политику, которая позволит зарабатывать деньги. Уверен, что если тот миллиард евро, который пойдет к нам в ближайшие три года, будет правильно инвестирован, Латвия станет развиваться. И в нашу экономику пойдут миллиарды. Другого выхода не вижу.
– Вы за улучшение отношений с Россией? Я не буду считать проценты, которые получает Латвия от дружеских отношений отдельных бизнесменов с Россией. Но ведь есть определенные силы, которые противятся этому.
– Я как сопредседатель межправительственной латвийско-российской комиссии могу сказать, что мы заинтересованы в диалоге и добрых отношениях с Российской Федерацией. Недавно встречался с канцлером Германии Шредером, он спросил: «Какие отношения будут в будущем у Латвии с Россией?» Ответил – такие же, как сегодня у Европейского союза с ней.
Что касается практики. Встречаясь в Румынии с министром РФ
г-ном Починком, мы договорились, что надо садиться за стол переговоров и наконец-то работать. Но выборы в Госдуму показывают, что пока преобладают другие приоритеты. Более того, в обеих странах существуют радикально настроенные правые и левые политики. И они с успехом работают на свой электорат, взаимно обвиняя друг друга.
Для меня лично улучшение отношений между Латвией и Россией является одним из приоритетов. Чем больше будет экономических связей между нашими странами, тем лучше будут и политические связи. Уверен, что после вступления в ЕС мы наконец сядем за стол переговоров. И Россия будет использовать Латвию в качестве моста с ЕС.
– Все эти годы Латвия считалась транзитной страной. Но сейчас ситуация меняется. Вы даже гордитесь тем, что 10 тысяч человек уехали в Ирландию. Но что делает правительство, чтобы в ЕС отсюда не было утечки мозгов, чтобы поступали в Латвию современные технологии, а наши умные головы использовали их и из транзитной страны сделали бы Латвию созидающей?
– Латвия не является только транзитной страной. Да, вопрос сухой трубы актуален, но только для «Вентспилс нафта». В целом же объем грузов, которые идут через наши порты, увеличивается. В Риге за нынешний год его рост составил более 20%. Так что мы все-таки развивались. К сожалению, многое не сделано. А те деньги, которые давала приватизация, увы, уходили на популизм, на штопанье некоторых дырок, но не в инвестиции. Там мы очень много проиграли. Но как представитель молодого поколения политиков Латвии я хочу смотреть в будущее, делать в настоящем, а не говорить только о прошлом. То, что сегодня у нас прирост валового продукта 7,5% – один из самых высоких в Европе, свидетельствует о том, что наша страна хорошо развивается, хотя не все это чувствуют.
– Разрабатывался ли нынешним Кабинетом министров сценарий экономического развития страны после вступления Латвии в ЕС? В частности, по тарифной политике, по квотам и т. д.
– Сегодня правительство активно работает над этим. Причем на периоды от одного до трех лет, на 5-10 и на 15-20 лет. Такая стратегия необходима. Поэтому я сейчас активно встречаюсь с банкирами и предпринимателями, депутатами Рижской думы и производственниками. Нужна совместная работа. Что производить на экспорт? То, что покупают.
– Будет ли создана в Латвии структура, которая будет следить за соблюдением евростандартов?
– Она нужна. В том числе и для равных условий конкуренции. С другой стороны, вряд ли будет возможным сразу выходить на высший уровень. Ведь там тоже существуют минимальные требования к продукции и максимальные. И многим нашим производителям понадобится определенное время для их достижения.
– Возрастут ли, после нашего вступления в ЕС, цены на продукцию, поступающую в Латвию из России и Белоруссии?
– У Европы одна система цен. А наша страна станет ее частью.
– Некоторые экономисты считают, что о развитии государства говорит не только внутренний валовой продукт, но и состояние здоровья населения. В Латвии последний показатель оставляет желать много лучшего. Существует ли программа усиления профилактики заболеваний в нашей стране?
– Ситуация с демографией вызывает озабоченность. Сегодня в Латвии ежегодно умирает в среднем 33 тысячи людей, а рождается лишь 20 тысяч. Как понимаете, тенденция крайне опасная. Даже в экономическом контексте. Ибо рост числа пенсионеров отрицательно скажется на общем положении страны. Значит, нужна программа, причем многосторонняя, для исправления создавшегося положения. И мы постараемся это сделать. Но опять-таки, нужны средства. А для этого необходимо работать.
Как видно, далеко не все злободневные вопросы были затронуты на состоявшейся встрече. Но г-н вице-премьер А. Шлесерс любезно согласился дать отдельное интервью нашей газете. Будем ждать звонка от его пресс-секретаря.