Отмена ограничения числа латвийских нотариусов – результат давления со стороны мировых макроэкономических группировок, считают участники прошедшей в Риге международной конференции «Латвийский нотариат на пути в ЕС».
В 1993 году были упразднены нотариальные конторы советского образца, и 74 нотариуса получили из рук председателя Верховного суда орудия труда – именные печати. Сейчас в Латвии работает 96 нотариусов – по одному на каждые 25 тыс. человек. По мнению нотариусов, этого вполне достаточно. Именно поэтому поправки к закону «О нотариате», вступившие в силу два с лишним месяца назад и отменяющие ограничения числа нотариусов, продолжают вызывать шквал критики.
Латвийский совет присяжных нотариусов надеется, что закон будет пересмотрен в ближайшем будущем. «Эти поправки – ложный путь. Ведь нотариус только с финансовой стороны является представителем свободной профессии, он также выполняет и делегированные ему государством функции. Поэтому применять к нему методы свободного рынка некорректно», – считает председатель совета Инга Муциня.
Главный аргумент правительства в защиту пополнения «полка нотариусов» – длинные очереди в нотариальные конторы и чрезмерно высокие тарифы на услуги.
«На мой взгляд, латвийский нотариат слишком долго был неприкосновенным. От этого пострадало качество его услуг. Так что эти поправки станут тропинкой, проложенной нами на месте будущей дороги к полному обновлению Закона о нотариате», – отметил министр юстиции Айвар Аксенок.
Трудно не согласиться с министром. Особенно «нотариальные заморочки» бьют по предпринимателям, коим по роду деятельности часто приходится заверять различные бумаги. На прием к нотариусу приходится записываться за неделю.
Вот только долго ли продержатся поправки к закону «О нотариате»? Ведь количество нотариусов ограничивается государством практически во всех развитых странах Европы.
Участник конференции, швейцарский нотариус Мишель Мерлотти, считает, что снять ограничение числа нотариусов латвийских законодателей заставила не только зависть к их гонорарам, но и давление со стороны мировых экономических группировок. «Сейчас идет безжалостная борьба между романо-германской (европейской) и англосаксонской (американской) судебными системами. Победит в этой борьбе тот, кто привлечет на свою сторону страны с молодой демократией. И Латвия, изначально строившая судебную власть по европейской модели, приняв поправки, сделала шаг в сторону Америки», – считает он.
Министр юстиции, выслушав критику, заявил участникам конференции, что Латвия со временем, возможно, восстановит ограничения.
«Посмотрим, сколько нотариусов нужно нашему обществу, и снова изменим закон», – отметил господин Аксенок.