Главным событием уходящего года стало начало крупнейшего экономического кризиса, сравнимого с Великой депрессией 1929—32 годов. Начавшись в жилищном секторе американской экономики, он перекинулся на банковскую систему, затем на сферу производства. В год Жёлтого Быка мировая экономика в целом будет находиться в состоянии депрессии, за которой последует полномасштабная рецессия.
Мировые валюты в минувшем году словно взбесились, перестав подчиняться экономическим законам. Наиболее существенным событием для валютного рынка стало ослабление доллара к другим мировым валютам — иене, евро, швейцарскому франку, что связано со сложностями финансовой системы и экономики США, циклом снижения процентных ставок, значительными вливаниями долларовой ликвидности. Учитывая кредитные пузыри, которые были надуты по всему миру в основном в долларах, произошло сдувание пузыря и покупка инвесторами доллара для возвратов кредитов, погашаемых в конце 2008 года. На фоне этого мы увидели сильное укрепление доллара к основным валютам мира.
Примечательность этого факта заключается в том, что мало кто в начале прошлого года мог предположить, что «доллар вернётся». Погашения долларовых кредитов продолжатся, что может привести к временному удорожанию американской валюты, курс которой временами будет возвращаться на несколько лет назад. По мнению ведущих валютных экспертов, это будет последнее движение доллара вверх, а затем он начнёт резко снижаться. В 2009 году будет достигнут пик экономического кризиса, что приведёт к сильным колебаниям в курсах евро?/?доллар и доллар?/?иена.
Учитывая огромные вливания наличности (на триллионы долларов) в экономику со стороны Министерства финансов США, несомненно, американская валюта неизбежно должна дешеветь.
В конце года вместе с долларом укрепилась и японская иена, поскольку отказ от торговли на разнице процентных ставок, популярной ещё в середине года, вызвал репатриацию капитала в Японию и, соответственно, рост курса японской валюты. После осетинской войны произошла смена тренда рубля: его прежнее укрепление обратилось в ослабление к основным мировым валютам. Это стало следствием почти катастрофического снижения цен на основные товары российского экспорта — в частности, металлы, нефть. Примечательным также стал тот факт, что центральные банки ведущих экономических держав вынуждены были пойти на беспрецедентные снижения процентных ставок с целью борьбы с кредитным кризисом и противодействия резкому замедлению темпов экономического роста.
Таким образом, к концу года мировая экономика подошла с отрицательными темпами роста в третьем и, скорее всего, четвёртом кварталах, угрозой полномасштабной рецессии, дефляции и низким уровнем процентных ставок. Кризис ударил по производству и покупательной способности граждан. Это особенно сказалось в странах, ориентированных на производство и экспорт, в частности России (курс российского рубля определяется конъюнктурой на нефть и металлы).
В условиях депрессии им выгоден снижающийся курс национальной валюты, который должен стать новой политикой для многих государств.
По мнению аналитиков, в начале 2009 года ситуация в мировой экономике вряд ли улучшится. Настанет момент, когда глобальный финансовый кризис потребует индивидуального решения. В 2009-м мир начнёт искать замену доллару. На каком-то этапе это приведёт к тому, что сделки по покупке различных видов товаров будут происходить в валютах стран-экспортёров. Таким образом, возможна диверсификация валютных резервов суверенных государств, центробанки которых станут независимыми от монетарных действий властей США. Если этого не будет, в мировой экономике возникнут новые пузыри за счёт практически бесплатных денег, что породит в перспективе экономический коллапс.
Рубль в 2009 году продолжит своё снижение. В первом полугодии мы увидим его падение к доллару, но затем начнётся его укрепление.
В отношении европейской валюты у экспертов нет однозначной оценки. Веским аргументом в пользу сильного евро является то, что управляющий совет Европейского центрального банка дал понять, что в начале 2009 года не намерен снижать процентную ставку. Это вызвано тем, что угроза дефляции для еврозоны не столь очевидна. Эта позиция способствует притоку капиталов в еврозону и, как следствие, росту курса евро. Таким образом, учитывая неоднозначность перспектив доллара США, диапазон колебаний евро в первой половине 2009 года может быть весьма значительным от $1,30 до $1,50. Движения евро к одной из этих границ определится сразу же после очередного заседания ЕЦБ и публикации последних макроэкономических данных по США и еврозоне.
Кредитный «подарок» Латвии в свете глобальных экономических перспектив вызывает сомнения. Однако исходя из логики нашего правительства его, безусловно, нужно принять, исходя из принципа: «Всё равно не отдадим, а вдруг что-нибудь случится…» Однако латвийская элита ошибается, если считает, что сможет бесконтрольно распорядиться выделенным ресурсом. Рассмотрим структуру «помощи», чтобы понять, куда она уйдёт.
1) Средства скандинавов (1,8 млрд. евро) и Всемирного банка (400 млн. евро), безусловно, направят на поддержку банковского сектора и поддержание стабильности лата. Его крах вызовет цепную реакцию среди банков Северной Европы, которые и так дышат на ладан. Соглашаясь на эту помощь, ФКТК практически подтвердила свою полную некомпетентность (что подтверждает случай с Parex ) и косвенно призналась в обмане латвийских вкладчиков в ноябре прошлого года. Тогда её представители заверяли общество в стабильности банковской сферы, а полиция безопасности даже возбудила криминальный процесс против «злостных распространителей ложных слухов». По-видимому, было бы логичным, чтобы к ответственности за распространение ложной информации были привлечены сами члены ФКТК. Однако этого не произойдёт…
2) Значительная часть помощи МВФ (1,7 млрд. евро) будет направлена на реструктуризацию внешнего долга Латвии (чуть меньше 1 млрд. латов), а остальное — «на покрытие дефицита бюджета». Опираясь на неполные данные о сборе налогов и росте ВВП, можно сделать вывод, что план по доходам за 2008 год будет недовыполнен на сумму от 400 до 800 миллионов латов. Если к этому добавить необходимость возвратить средства вкладчиков Parex, то сумма государственных обязательств может достигнуть 1,5 млрд. латов. Очевидно, что помощь МВФ сможет покрыть только треть от этой суммы. Даже «коррекция» расходов и продажа активов Parex не дадут закончить 2008 финансовый год с нулевым сальдо. Причина этого просчёта — полное игнорирование реальной экономической ситуации в Латвии прогнозистами Министерства финансов и менеджерами по оценке рисков аудиторских компаний. Они, по-видимому, не знают, что статистические методы нельзя использовать для анализа экономических кризисов. Типичным примером этому является бюджет 2009 года, который в начале осени премьер-министр И.?Годманис характеризовал как «честный». Можно допустить, что сотрудники Минфина очень тщательно и честно распланировали расходы, но доходная часть с самого начала вызывала сомнения, в частности, прогноз экономического роста. В результате был принят новый вариант бюджета, который, по общему согласию правящей коалиции, будет корректироваться. За это сотрудники Минфина при всеобщей экономии бюджетных средств получили премию в 70?000 латов…
3) Принятый Сеймом бюджет 2009 года мог бы быть реалистичным при условии, если Латвия производит некие продукты и услуги, конкурентоспособные на внешнем рынке. По-видимому, НДС был увеличен в целях стимулирования экспорта. Одновременно были повышены акцизы на бензин, алкоголь и сигареты. Даже неискушённому обывателю ясно, что ни одна из этих мер не даст желаемого эффекта. Единственным следствием «новогоднего подарка» стало всеобщее повышение цен и, как следствие, удорожание жизни. Наряду с массовой безработицей это ведёт, как показывает опыт, к экспорту рабочей силы. Переводы из-за рубежа — это то, за счёт чего живут бантустаны. Дополнительный удар по сектору финансовых услуг, дававшему Латвии до 3 млрд. латов ВВП, нанесла ФКТК, установившая ограничения на сделки со счетами Parex, где имелось много средств нерезидентов. Поскольку эти экономические субъекты по определению не ведут хозяйственной деятельности, они не могут использовать средства на своих счетах. Таким образом, заморозив на счетах Parex многие миллионы латов, ФКТК подорвало кредит доверия среди иностранных инвесторов. Более того, поспешно принятый «Закон о национализации банков» показал истинное лицо латвийское государства. К сожалению, его амбиции не совпадают с возможностями, и, по-видимому, международные судебные процессы по акциям Parex надолго (если не навсегда) отложат вопрос его перепродажи.
Таким образом, можно констатировать, что «запланированное» министерством финансов снижение ВВП на несколько процентов окажется очередной ошибкой. По мнению ряда независимых экспертов, падение производства может быть сопоставимо с послеперестроечной депрессией. В этих условиях повышение акциза и НДС не дадут существенного прироста государственных доходов. Даже при благоприятном развитии событий бюджетный дефицит в 2009 году достигнет 1 млрд. латов. По-видимому, его гашение планируют за счёт остальных источников финансирования (Еврокомиссия, ЕБРР, Эстония, Польша, Чехия).
4) Согласно декларациям помощь Еврокомиссии направлена на «воссоздание реального сектора экономики». Однако не следует забывать, что до этого он целенаправленно уничтожался тем же Евросоюзом. Типичный пример этому — судьба латвийской сахарной промышленности. Следует помнить, что организация крупного производства растянется на несколько лет, и, следовательно, первый эффект от инвестиций возможен не ранее 2012 года, когда надо будет платить по долгам. Можно предположить, что опыт работы с латвийской элитой кое-чему научил Брюссель, который, по-видимому, оставит за собой контроль за финансовыми потоками. В этом случае единственным возможным сценарием поведения латвийского правительства станет выполнение требований по дефициту бюджета (5% — в 2008 году, 3% — в 2011 году). При стабильном лате это означает, что уже в этом году расходы основного бюджета должны будут быть урезаны на 15—20% дополнительно. Это приведёт к сокращению чиновничества и очередному скачку безработицы, а следовательно, снижению потребления и, как следствие, бюджетных поступлений. Такой цикл «зачистки» псевдоэлиты может растянуться на несколько лет и в конечном счёте приведет к отказу от латвийской модели государства «всеобщего благосостояния».