Мне часто приходит по почте примерно такой вопрос: «А как начать бизнес, если есть идея, чем заниматься, но нет начального капитала?» Этот вопрос меня радует, он означает, что на рынок выходит новый бизнесмен, двигатель которого работает на намерении и идеях, а не на «деньгах партии». На самом деле трудности встретятся и в том и в другом случае, но при наличии стартового капитала обеспечен лёгкий старт и большие риски при развитии, а при его (капитала) отсутствии есть риск умереть, едва успев начать.
Давайте сразу расставим все точки над «i» — что значит «стартовый капитал». Когда меня спрашивают, куда инвестировать 10?000 долларов, я обычно отвечаю, что в обучение. Так как это не сумма для стартового капитала даже небольшого бизнеса. Это деньги на карманные расходы, семейный бюджет на месяц, стоимость подержанного автомобиля — но не «сумма для инвестирования»! Если у вас нет хотя бы 50?000 долларов для начала — вы находитесь в положении «отсутствие начального капитала для малого бизнеса». И планировать бизнес надо исходя из этой ситуации.
Итак, вот стратегия входа в бизнес при отсутствии капитала.
До начала всего у вас должна быть бизнес-идея, которая: а) выглядит работоспособной и б) воодушевляет вас. Если вам не нравится заниматься чем-то, не делайте этого. Всё равно ничего хорошего из этого не получится. Найдите деятельность, которая вас привлекает.
Первое правило — не расходовать средства до того, как вы их заработаете. В эту ловушку попадаются многие новички. «О, я нашёл бизнес-идею, которая пр-р-росто гениальна! Ща я стану миллионером, так что чё мелочиться? Снимаем офис (бабки пока есть), нанимаем сотрудников (бабки пока есть), даем рекламу (не умеем этого делать, так что доверяем рекламщикам — бабки пока есть, но уже мало), покупаем тачку… Нет, с тачкой уже проблемы, бабки кончились. Куплю с первых продаж!» Первые продажи. Покупаем тачку. Разоряемся. Сидим думаем: что же мы сделали не так?
Мой знакомый коммерсант полгода ремонтировал арендованный офис на кредитные деньги, чтобы сразу «стартануть по-взрослому». Купил красивую мебель и самые лучшие компьютеры. Издал рекламный материал. Набрал в штат десять человек. Всё на деньги инвесторов. И потом вдруг обнаружил, что услуга (фирма предоставляла услуги) не продаётся. Он начал «на ходу» придумывать модификации услуги в таком виде, чтобы её купили. И успел бы, если бы у инвесторов не кончилось терпение и они не стали требовать деньги. А тут ещё как назло и деньги закончились.
Этот коммерсант уже несколько лет отдаёт долги, которые он создал в тот период.
Помните анекдот про цыгана, который приучал лошадь не есть? Совсем было приучил, только вот сдохла не вовремя…
Одно из основных правил ведения любого бизнеса — программы должны финансировать себя сами.
Современный мир подсажен на наркотик, имя которому «кредит». Как же жили люди, когда не было ипотек и прочих дискотек? Все ли и всегда ли поднимались и зарабатывали свои миллиарды, исключительно занимая деньги на стартовый капитал?
Представьте, что вы попали в такое вот первобытное общество, в котором нет «развитых кредитных механизмов», наркодилеров, психиатров и прочих «помощников» современного бизнесмена. Как начинать-то? Да просто.
В схеме стандартного бизнес-процесса, отражённой на оргсхеме Л.?Рона Хаббарда, сбыт идёт перед производством (в этой схеме процессы идут слева — направо). Слышали такое слово — «предоплата»? Это когда вы «кредитуетесь» не в банке, а у клиента.
Одним из первых людей, у которых я учился административной технологии Хаббарда, был Бад Райкл. Американский бизнесмен, доктор наук и опытный бизнес-консультант — он на тот момент был президентом компании, производящей системы компьютерного контроля производственных процессов Advanced Control Systems . Он не был основателем этой компании, просто за некоторое время до этого его попросили спасти данное предприятие от банкротства. Компания была должна на шесть миллионов долларов больше, чем у неё было активов, дело находилось в суде, и преисподняя банкротства уже разверзла свою пасть. Но светлым ангелом с огненным мечом в руке спустился с небес консультант WISE Бернард Корман (Бад) Райкл. Советами помогать было уже поздно, так что, встав на пост исполнительного директора, Бад предпринял экстренные меры по выведению компании из жёстких минусов. И первым мероприятием был сбор предоплаты с потенциальных клиентов компании. Заметьте — на рынке, на котором предоплаты не приняты. Весь вопрос в том, насколько тебе доверяют клиенты. Тут, конечно, работал профессионал, но тем не менее.
Собрав десять миллионов долларов предоплаты за первую же неделю (Бад делал это по телефону, так как люди были в разных штатах), он погасил сразу же долги компании, а на остальное обеспечил производство того, за что была внесена предоплата. О зарплате речь некоторое время не шла. Но уже через полгода топ-менеджеры компании получали зарплату около полумиллиона долларов в год. А Бад стал совладельцем компании.
Есть кредитоспособность трёх видов. Перед инвесторами — дадут ли тебе кредит? Перед клиентами — готовы ли они на предоплату? И перед поставщиками — отпустят ли товар без предоплаты? И то, и другое, и третье не зависит от количества денег — их может быть много, может не быть совсем или вы можете быть банкротом. Но если кто-то готов дать вам денег вперёд — вы на коне. Кредитоспособность зависит от того, как вы обращаетесь с деньгами, и насколько можете это доказать.
Западные модели бизнеса продвигают через институты и рекламу идею, созданную финансовыми мошенниками (Рокфеллером и т.?п.), о том, что кредиты надо обязательно брать в банках. А иначе на чём же ростовщики и банкиры будут зарабатывать, если у всех бизнесменов будет грамотный маркетинг? Так что вторым шагом мошенничества было такое усложнение и искажение технологии маркетинга, чтобы никто не смог ей пользоваться. Если не верите — прочитайте «Маркетинг» Филиппа Котлера за один раз от корки до корки. Ваш мозг вскипит и наполовину вытечет. А если вы прочитаете интервью этого «гуру» от 2008 года, то вы увидите, что он так до сих пор и не вышел из замешательства по поводу маркетинга. И сегодня, как и в своей первой книге, он говорит, что не существует универсального определения слова «маркетинг». Бред, но именно этот человек «считается» одним из наиболее авторитетных маркетологов. Так что даже не ходите в этот лес — заблудитесь.
Кстати, вот как раз та вещь, в которую можно «инвестировать» свой «стартовый капитал» размером в четыреста баксов — хороший практический курс по маркетингу, основанный на полноценной, работающей технологии. Займёт у вас целых три дня. При точном следовании рекомендациям способен принести миллионы. Проверял лично.
Ещё о принципах начала бизнеса. Работающие коммуникационные линии — самое главное. То есть те информационные каналы, по которым вы общаетесь с клиентами. Телефоны, факсы, сайты, рассылки, письма. Даже место встречи — это коммуникационная линия. Офис — её разновидность. Но даже он не обязателен, если пока не по карману.
Не пытайтесь казаться крутым — будьте эффективным. Предоставьте действительно хорошую услугу или продукт. Если клиент будет в этом уверен — он заплатит вам, а на крутость вашу ему в большинстве случаев наплевать. Предоставляя то, за что клиент заплатит с удовольствием, вы станете по-настоящему крутым гораздо быстрее, чем думаете. Сосредоточившись на этом уже в начале деятельности, вы выиграете. А дешёвый понт не просто смешно выглядит — он может привести вас к финансовому краху.
При этом держитесь золотой середины в том, что касается имиджа. Искореняйте все элементы «имиджа бомжа» типа наручных часов «Электроника», автомобиля «жигули»- «копейка» или пиджачка «люди в чёрном с китайского рынка». Лучше ходить совсем без часов, чем с кидающейся в глаза дешёвкой на руке (если вы лично контактируете с клиентами). Это снижает продажи. Даже при самом низком доходе можно выглядеть аккуратно и прилично, не вызывая ухмылок и вздохов сочувствия. Если вы миллиардер, можете позволить подобные чудачества, но это будет совсем другой этап — тогда о вас уже знают. А пока ещё только знакомятся.
Ключевые затраты в начале деятельности — помещение и персонал. Делайте что хотите, но живите по средствам. То есть не тратьте на аренду более 10?% от заработанного. Просчитайте свой минимальный доход — и исходите их этого. Если стоимость помещения превышает разумные пределы — обойдитесь более дешёвым. Во многих видах бизнеса в самом начале можно обойтись вообще без офиса, работая на дому. Можно снять квартиру под офис, обычно это дёшево. Можно встречаться с клиентами в холлах гостиниц — там удобно. Склад может быть в гараже. Я описываю экстренные меры начала бизнеса без капитала. И обязательно тратьте деньги и продукцию только после того, как подсчитаете прибыль.
Кстати, если денег для начала бизнеса нет совсем, то есть совсем — устройтесь на работу и поднакопите хоть что-то. Лучше всего продавцом на сдельную оплату — в будущем пригодится.
Кредитоспособность и доверие возникают, когда люди видят как вы обращаетесь с деньгами. Поставщик тоже может отпустить товар в кредит — но вам придётся быть очень убедительным. Мой совет — покажите ему, как будут распределяться средства, полученные от реализации. И жёстко придерживайтесь этой финансовой схемы.
А вот на чём нельзя экономить — это на линиях коммуникации. Вернее, средства надо использовать максимально эффективно, не снижая затрат в эту область. Наладьте общение с клиентами. Узнайте, что они хотят при помощи опросов. Это не сложно — задавайте прямые вопросы типа: «Что мы можем сделать для вас, чтобы вы захотели заплатить нам деньги?» А потом сделайте именно это.
И обязательно считайте деньги перед тем, как тратить. На начальном этапе это настолько важно, что даже если я напишу это тысячу раз, этого будет недостаточно. Чем ниже доход, тем тщательнее должно быть финансовое планирование.
С персоналом вообще просто. Никаких окладов в начале бизнеса. Только сдельная оплата. Всем. Заработали — получили. Точка. Фонд оплаты труда должен быть фиксированным процентом от маржи, например 30%. Тогда вы никогда не войдёте в пике от того, что слишком много тратите на зарплату. Найдите таких людей, которые будут готовы на «сделку-премиалку», обычно это самые продуктивные люди.
Формируйте фонды на все те затраты, которые в будущем поднимут ваш статус. Дорогой офис, транспорт, зарплаты и т.?д. Только выйдя на уровень самоокупаемости, задействуйте эти средства. И всегда смотрите вот на что — а можно ли обойтись без них и тем не менее поддерживать рост прибыли.
Да, напоследок. Никогда, слышите, никогда не поднимайте уровень жизни с внезапного взлёта доходов. Как бы того ни хотелось. Не надо покупать ничего, с чем будут связаны какие-то обязательства, или нанимать кого-то, с кем будут связаны какие-то обязательства. Дождитесь постоянного, ровного дохода, когда это будет по-карману, тогда и тратьте. Иногда гораздо выгоднее потерпеть, чем потом выкручиваться из долгов.
Статья предоставлена для публикации Международной ассоциацией WISE* СНГ