В апреле текущего года в "ШАНСЕ" под заголовком "Без доли виноватый" вышла публикация о злоключениях бывшего бизнесмена Александра Сюльского. Герой нашего материала считает себя пострадавшим в результате действий мошенников, лишивших его доли в уставном капитале одного из коммерческих банков Хакасии и жилья. Более двух лет этот человек пытается добиться справедливости, однако его заявления и обращения в правоохранительные органы нашей республики не приносят желаемого результата. Сегодня мы решили вернуться к этой истории, так как недавно в ней появились новые обстоятельства.
"Увести"
лучшего друга
Напомним, 10 лет назад Александр Сюльский был владельцем ряда фирм (в том числе – ООО "Интерпродукт"). Кредиты для проведения своих торговых операций бизнесмен получал в ООО "Хакасский муниципальный банк" (далее – ООО "ХМБ"), где он был не просто крупным клиентом, но и одним из совладельцев – Александру принадлежала доля в уставном капитале банка, равная 4,79%. По его словам, он часто находился в Москве, но так как у него были доверительные отношения с руководством кредитного учреждения, поэтому спокойно оставлял в банке чистые листы со своими подписями "для оперативного решения коммерческих вопросов".
Было ли так на самом деле, мы не знаем. Во всяком случае прежнее руководство ООО "ХМБ" в лице экс-председателя правления А.В. Коваль и начальника юридического отдела банка Д.В. Шмидт этого не подтверждают. Зато достоверно известно, что прежние партнерские отношения между ними испортились, когда у бизнесмена начались проблемы с торговлей и, соответственно, с расчетами по взятым в банке кредитам.
В 2002 году хакасские фирмы Сюльского практически не работали. Сам он надолго выехал в Москву и появился в Абакане только в 2005 году. Тогда-то он и узнал, что в его отсутствии долг банку резко вырос. Более того, без его на то согласия еще в 2003 году его лишили доли в уставном капитале ООО "ХМБ". В пользу господина Коваля. Причем сам Коваль тогда уже в банке не работал, переехав на ПМЖ из Абакана в Красноярск, поэтому новость о якобы добровольной продаже доли удивленному бизнесмену сообщил господин Шмидт (на тот момент занимавший пост заместителя руководителя ООО "ХМБ").
– Известный рекламный слоган – "Мой лучший друг – мой банк муниципальный!" – с тех пор стал звучать для меня как издевка, – вспоминает Александр Сюльский. – Выяснилось, что я "продал" свою долю ООО "ХМБ" по ее номинальной стоимости – всего за 479 тыс. рублей. Для отчуждения ее были использованы те самые чистые листы с моими подписями. Договор об этой сделке подписала Татьяна Ерш – на тот момент уже бывший директор моей фирмы ООО "Интерпродукт". Ее же подпись была поставлена и на приходном кассовом ордере о получении денег.
В счет погашения долга и процентов по нему банк также забрал у Сюльского три земельных участка в центре Абакана, на одном из которых располагался дом. Это было его единственное жилье, лишившись которого бывший предприниматель фактически превратился в бомжа. Последнее обстоятельство настолько ударило по его самолюбию, что Александр перенес инсульт и в декабре прошлого года стал инвалидом.
К слову, Александр делает особый акцент на том, что никогда не пытался увильнуть от ответственности по кредиту. Пусть даже он и не согласен ни с его суммой, ни с драконовскими процентами. Но и не собирается прощать тех, кто обманным путем лишил его довольно ликвидного имущества. По его подсчетам, практически пятипроцентная доля в уставном капитале ООО "ХМБ", которую у него "увели", должна оцениваться отнюдь не по номиналу. Бывший Бизнесмен уверен в том, что речь в данном случае должна идти не о 479 тысячах, а как минимум о нескольких десятках миллионов рублей. И именно поэтому он требует от правоохранительных органов республики вернуть похищенное и наказать виновных.
Милицейский
"пинг-понг"
Два года назад Александр Сюльский подал в УВД по городу Абакану первое заявление о привлечении к ответственности за мошенничество ряда лиц. С 2008 года по его заявлениям проводилось множество доследственных проверок. Этим занимались ОБЭП и СУ УВД по городу Абакану. 18 раз милицией принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела. 15 раз эти решения отменялись прокуратурой Абакана и три раза признавались незаконными Абаканским городским судом. Между тем странностей в материалах проверки по заявлению Сюльского скопилось предостаточно.
К примеру, банк предоставил для разбирательства в милицию документ, вроде бы являющийся оригиналом договора об отчуждении банковской доли Сюльского. Когда следователи сравнили "копию" и "оригинал" этого самого договора, неожиданно выяснилось, что стоящие там подписи разнятся. Почерковедческая экспертиза документа, проведенная ЭКЦ МВД по РХ, показала, что подпись Сюльского в договоре "могла быть выполнена ранее печатного текста" (то есть, возможно, прав был заявитель, когда утверждал, что оставлял банкирам листы со своей подписью?). Более того, эксперты-почерковеды признали и то, что подписи госпожи Ерш, стоящие в договоре и в квитанции к приходному кассовому ордеру на сумму 479 тыс. рублей, на самом деле выполнены не ею. Еще одна почерковедческая экспертиза, проводившаяся красноярским ООО "Юст эксперт", выявила, что подписи на "оригинале" и "копии" от имени Коваля также оказались выполнены разными людьми. А исследование на предмет того, какой печатью заверялись договор и квитанция приходного кассового ордера, показало, что печать там стоит не "Интерпродукта". Выходило, что Ерш документы об отчуждении доли Сюльского не подписывала. Как и экс-банкир Коваль. Печать на документах – "левая". Денег за злополучную долю, кстати говоря, тоже никто в глаза не видел – ни в кассу "Интерпродукта", ни в кассу банка они не поступали. В общем и целом получалось, что некие мошенники, подделавшие подписи в соответствующих документах, украли и деньги, и долю Сюльского в уставном капитале коммерческого банка. В результате перечисленных манипуляций эта доля оказалась у Коваля, после чего последовала регистрация изменения в состав учредителей ООО "ХМБ" в Национальном банке РФ по РХ. Мистика да и только!
Внести ясность в этот "темный лес" могло только полноценное уголовное разбирательство, допросы участников этой более чем странной сделки, уточняющие почерковедческие экспертизы, но этого как раз и не происходило. Ведь, по глубокому убеждению милиции, ни Коваль, ни Шмидт к проблемам Сюльского не причастны. А кто причастен – поди разберись...
В переписке с Александром следователи пояснили, что они просто соблюдают внутренний циркуляр, согласно которому вывод "об обоснованности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Коваля А.В. и Шмидта Д.В. принят руководителем следственного органа субъекта РФ системы МВД РФ и не может быть отменен никем из сотрудников следственных органов системы МВД РХ".
Правоохранительные метаморфозы
После встречи с Александром наш корреспондент обратился за комментарием к руководителю СУ при МВД РХ Александру Сунчугашеву, задав всего один вопрос: будет ли наконец возбуждено уголовное дело? И главный милицейский следователь Хакасии ответил, что для следствия тема Сюльского "бесперспективна", что это – "гражданско-правовой спор, который должен решаться в судебном порядке". И еще, что "проблема вовсе не в милиции, а в самом Сюльском".
Было это сказано в апреле текущего года. Слова Александра Сунчугашева, судя по всему, оказались пророческими, так как в дальнейшем "проблема" милиции усугубилась.
Александр Сунчугашев – заслуженный юрист Хакасии, поэтому в юридических оценках рассматриваемой ситуации спорить с ним, наверное, бессмысленно. Тем не менее, в желании добиться своего Александр Сюльский добрался до Администрации президента страны и до Следственного комитета при МВД РФ. После этого материалы проверки по заявлению Сюльского были запрошены в Москву и изучены в милицейском "главке".
– В итоге в СК при МВД России мне сказали, что принято решение о возбуждении уголовного дела, а СУ при МВД РХ дано указание провести все следственные действия по этому делу, – делится своими впечатлениями от продуктивной поездки в столицу Александр Сюльский.
И случилось необыкновенное чудо: 7 ноября 2010 года следователь СУ при УВД по городу Абакану М.С. Чанчикова вынесла постановление о возбуждении уголовного дела в отношении "неустановленного лица" по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). Следователь уведомила Александра, что для расследования необходима еще одна милицейская почерковедческая экспертиза. Бывший бизнесмен буквально воспрял, поверив в то, что, оказывается, добиться справедливости в правоохранительных органах региона и страны все же возможно! Однако "белая" полоса в его злоключениях, увы, длилась недолго. На следующий же день, 8 ноября 2010 года, долгожданное для Александра постановление следователя милиции было отменено абаканской прокуратурой. И вот что интересно.
– В постановлениях заместителя прокурора города Абакана Евгения Егоренко от 6 мая 2009 года и от 11 августа 2009 года об отмене отказных решений милиции черным по белому указано: "В материалах проверки имеются достаточные основания для возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ", – говорит обескураженный Александр Сюльский. – Но сейчас тот же самый прокурор подписывает совершенно обратное постановление уже о "незаконности" возбуждения уголовного дела, обосновывая это необходимостью выяснения вопросов, ранее неоднократно исследовавшихся в ходе проведения доследственной проверки! Как это прикажете понимать?!
Внятного объяснения столь резкого изменения позиции прокуратуры у Александра, конечно, нет. Пока у него есть только предположения о чьем-то "высоком вмешательстве", о пресловутом "телефонном праве" и тому подобных нехороших штуках.
Действительно, сложно сказать наверняка, что именно случилось с заместителем прокурора Абакана Евгением Егоренко, который прежде был явно уверен в том, что уголовное дело по заявлению Сюльского возбуждать надо, а теперь вдруг передумал. наш корреспондент попытался выяснить это у самого господина Егоренко, но нам сказали, что прокурор сейчас на больничном, и когда вновь выйдет на работу – неизвестно.
Однако, может быть, на наши вопросы все-таки обратят внимание в прокуратуре республики?
"ШАНС" продолжит следить за развитием этой непростой истории.