На прелестных розовых и голубых чайных "тройках" (два блюдца и чашка) – клеймо знаменитого Кузнецовского завода. Династия Кузнецовых была фактически фарфоровым императором России. Их заводы выпускали посуду, выражаясь языком современным, для разных сегментов рынка: от дешевой керамики, которой пользовались даже крестьяне, до сервизов для императорского двора. Интересно, что с 1832 года (год основания фарфорового завода в Дулеве) и до 1917 года, пока новая Советская власть не отобрала завод у законных владельцев, Кузнецовы развивали свое производство точно так же, как это нередко происходит и сегодня в крупных компаниях и холдингах. Только сегодня менеджеры руководствуются экономическими теориями, знаниями, полученными в университетах, и богатым практическим опытом, накопленным в мировой практике, а бывшим крестьянам-старообрядцам Кузнецовым приходилось действовать исходя из собственной смекалки и интуиции. В ход шли и охота за лучшими "головами и руками" на конкурентских предприятиях, и социальные программы (рабочим поднимали зарплату, давали жилье, для них строили больницы), и освоение передовых технологий (пока все смеялись над торфяным топливом, Кузнецовы наладили на нем обжиг, отказавшись от дорогих дров). Каждому вновь принятому рабочему дарили Библию – считалось, что религиозность способствует дисциплине на заводе.
Однако вместе с набожностью хозяева порой проявляли и хитрость. Поговаривали, что лучший фарфоровый завод Гарднера, выпускавший роскошный фарфор для аристократов, развалили и довели до банкротства именно промышленные шпионы Кузнецовых, внедрившиеся на работу к конкурентам. Пошатнувшееся предприятие впоследствии было куплено Кузнецовыми с правом использовать на всей продукции, счетах и деловых письмах всех своих заводов медали и награды завода Гарднера. Некоторые источники утверждают, что улучшение материально-технической базы нередко совершалось за счет страховых компаний: старые деревянные склады набивали бракованным фарфором, а затем поджигали. На деньги, полученные на таком "уроне", впоследствии возводились новые кирпичные здания.
Как бы то ни было, более ста лет фарфоровая империя Кузнецовых процветала. Купцы и чуть разбогатевшие люди мелких сословий охотно покупали посуду "как у аристократов, но подешевле". Специально для этих целей были изобретены сервизы с позолотой, "подражавшие" роскошной дворцовой посуде. Фарфор попроще – не золоченый, но с росписью – был почти в каждой городской семье. Казалось бы, до наших дней такой посуды должно было дойти немало. Однако посуда, как известно, легко бьется. Потерявшие пару чашки, разрозненные сервизы хозяйки всегда стремились заменить новой, модной, более актуальной посудой. "Обычные" бытовые предметы обретают свою истинную ценность только со временем. Особенно, если могут похвастать еще и увлекательной историей…
Вот эта изящная голубая чашка прибыла к антиквару Скобову от потомков ссыльного поляка, дворянина, сосланного в Сибирь за излишнее свободомыслие и участие в "нехороших" политических кружках. В ссылку за тысячи километров отправлялись, взяв с собой только самое ценное – связки книг, портреты родителей и… вот этот фарфор, возможно, напоминавший о доме.
Другой образец – чашка с изображением сцен уже из китайской жизни – прибыл в Сибирь не в результате торговли с азиатским соседом – старинная чашка приехала в багаже китайской семьи, оказавшейся здесь в послевоенные годы. Предполагалось, что едут ненадолго, а оказалось – навсегда – граница захлопнулась, возвращение в Китай стало невозможным. И чайная пара из старого семейного сервиза долгие годы была не просто кухонной утварью – ниточкой, связывавшей с родиной.
Почему люди расстаются с такими вещами, с которыми впоследствии нелегко расстаться даже антиквару, чья деятельность, казалось бы, нацелена не только на любование старинными вещицами, но и на их продажу? Мотивы бывают разными. Кто-то приносит семейную реликвию, потому что очень нужны деньги. Печально? Да. Но еще печальнее, когда реликвии давно уже перестали быть таковыми для потомков. Иногда антиквары просто спасают ценные и раритетные, но совершенно обесценившиеся в глазах молодых людей вещи. Бывает, что у брезгливо перевернутого бабушкиного сундука выбор невелик: либо спившиеся внуки "выручат" в антикварной лавке деньги за "бабкино барахло", либо предметы полетят на свалку… Такие истории, к сожалению, не так уж и редки. Тем приятнее бывает передать чьи-то хрупкие воспоминания в бережные руки нового, понимающего владельца.
Мы, улыбаясь, разливаем в кузнецовские чашки "сибирский" чай с чабрецом и думаем о том, что где-то тонкая девушка-художница любуется на подарок жениха – кофейную пару, сделанную на рижском заводе Кузнецовых. А в летнем доме одного очень состоятельного семейства хозяйка изумляет гостей, подавая холодный суп в изящной супнице, в которой (о ужас!) еще в прошлом году потомки сибирских купцов цинично выращивали огуречную рассаду. Гости, которых уже не удивить ни муранским стеклом, ни японскими сервизами, осторожно передают друг другу кузнецовские тарелки: фарфор хрупок, но он все еще хранит в себе воспоминания (или иллюзию воспоминаний?!) о жизни, которая была когда-то…