На днях в составе администрации города Твери была образована новая структура — департамент здравоохранения и социальной политики. Возглавил его Игорь Барышев, до недавнего времени работавший в должности главного врача городской клинической больницы №6.
Чье кресло — всем было известно
Обязанности по соцобеспечению населения областной столицы ранее исполнял комитет по социальной политике, который напрямую подчиняется соответствующему областному департаменту. Этот комитет, но уже в ранге управления, должен будет войти в состав обновленного ведомства. Еще одним его структурным подразделением станет, по замыслу разработчиков, управление здравоохранения — утративший свою самостоятельность городской департамент здравоохранения. Численность новой структурной единицы пока официально не сообщается, хотя разговоры о ее создании возникли уже достаточно давно. Называли и того, кто должен встать во главе объединенного департамента: основным претендентом на этот пост являлся Игорь Барышев. Постановление главы администрации Твери Василия Толоко о ликвидации департамента здравоохранения как штатной единицы вышло еще 7 августа. А чуть меньше месяца назад всех руководителей медучреждений областной столицы собрали в здании на площади Ленина, где и объявили о предстоящей реорганизации. Тогда же им было сказано, что «во главе департамента здравоохранения и социальной политики станет один из вас». Уверены, что идея создания нового ведомства обусловлена желанием новой администрации сделать систему охраны здоровья тверичей и оказания им необходимой социальной поддержки максимально эффективной и прозрачной. Со своей стороны мы попытаемся объективно разобраться в том, насколько велика необходимость в реформировании, каких результатов городские власти ждут от данной структуры и, главное, не приведет ли это к каким-то малоприятным для налогоплательщиков последствиям.
Каков пригляд — таков и результат
Прежний департамент здравоохранения не имел четко отлаженного механизма контроля над расходованием финансовых средств, уверена председатель постоянного комитета по социальной политике Тверской городской Думы Светлана Вержбицкая. Это и явилось одной из главных причин для реорганизации административной системы.
— Создание департамента здравоохранения и социальной политики осуществляется прежде всего в рамках оптимизации всей структуры городской власти. Администрацией города данное предложение было внесено на рассмотрение в Тверскую городскую Думу, большинство депутатов эту инициативу поддержали. Основанием для этого послужили несколько факторов.
Прежде всего социальная защита граждан и медицина имеют много общих точек соприкосновения, более того, охрана здоровья является главной составляющей социальной политики государства. Не случайно эти две сферы на федеральном уровне уже несколько лет находятся под одним ведомством. Такая практика, какие бы мнения по этому поводу ни звучали, успешно себя оправдала. И тот факт, что нынешнее российское руководство не стремится провести обратной реформы, может стать лишним подтверждением.
Мы видим, что приоритетным направлением сегодняшнего состава депутатов Тверской городской Думы является социальная политика. Так, в бюджете Твери на 2009 год свыше 60 миллионов рублей заложено именно на социальную поддержку. Сюда вошла адресная помощь, бесплатные завтраки для учащихся младших классов и многое другое. Однако большинство социальных вопросов до недавнего времени находились в компетенции региональных властей. Поэтому, создавая при администрации Твери новую структуру, мы, таким образом, открываем для себя больше возможностей в плане помощи людям.
И наконец, в департаменте здравоохранения не было выстроено четкой схемы организации деятельности муниципальных лечебных учреждений, не проводился на должном уровне контроль над расходованием бюджетных средств, выделяемых на больницы, поликлиники, родильные дома. Это подтвердили итоги проведенных нынешним летом ремонтных работ. Например, в рентгеновском кабинете городской больницы №1 линолеум так был «хорошо» положен, что его затем пришлось перестилать. А отделение сосудистой хирургии больницы №4 чуть было не осталось без отопления из-за того, что батареи не были отремонтированы до начала пуска тепла. Возникает вполне резонный вопрос: кто нанимал таких добросовестных подрядчиков и почему никто не следил за ходом работ?
Никто не проводил анализ финансово-хозяйственной деятельности, не составлял перечень задач, профинансировать которые необходимо было в первую очередь. В 2009 году на эту отрасль из городской казны было выделено втрое больше денежных средств, чем в прошлом, но особых результатов как-то незаметно. И можно направлять сколь угодно большие суммы, эффективность все равно останется невысокой. Во многом такая ситуация сложилась еще и оттого, что работу самого управления здравоохранения никто должным образом не контролировал.
Хочется надеяться, что с созданием департамента здравоохранения и социальной политики картина поменяется в лучшую сторону. Отмечу также, что на увеличении численности сотрудников администрации это никак не скажется.
Мы — единое целое
С тем, что медицина и «социалка» шагают, что называется, бок о бок, согласен и Игорь Барышев. Правда, свое назначение на пост руководителя департамента он пока не комментирует и планами на будущее не делится.
— Многие вопросы социального характера приходится решать именно отрасли здравоохранения, и зачастую медперсонал выступает не только в роли эскулапов, но и социальных работников. Яркий тому пример. При выписке пациента из больницы после прохождения необходимого курса лечения выясняется, что у него нет родственников или они находятся далеко. Вот и ложатся на врачей заботы по поиску близких больного, а если таковых не оказывается, этого человека необходимо устроить в социальное учреждение. Или, например, случае смерти пациента больница берет на себя организацию похорон. Плюс проведение экспертиз, сбор всевозможных документов, справок. Поэтому объединить здравоохранение и социальную политику в единое целое на законодательном уровне, я считаю, необходимо.
Не дай бог жить в эпоху перемен
Структурные нововведения, по оценке экс-начальника департамента здравоохранения Юрия Лошкарева, не лучшим образом отразятся на деятельности лечебных учреждений, особенно на первых порах.
— Честно говоря, я не усматриваю никакой логики в желании властей создать новую структуру. Во-первых, переходный период, как правило, болезненно отражается на работе любой организации или предприятия в целом. Основной спутник реформирования — это закрытие банковских счетов, как следствие — приостановка финансовой деятельности и торможение всего рабочего процесса.
Юрий Лошкарев считает, что в течение последних нескольких лет тверская медицина пережила значительный подъем. В качестве примера он привел все ту же 4-ю горбольницу, которая была отремонтирована, оснащена современной техникой и совсем недавно получила статус специализированной больницы скорой помощи.
* * *
Тверь не первый региональный центр, где проводится так называемое укрупнение административных органов. Например, медицина и «социалка» под крышей департамента здравоохранения и социальной политики существуют в Архангельске. А в Белгороде пошли еще дальше, создав при городской администрации департамент здравоохранения, соцзащиты, труда и занятости. отзывы о них как положительные, так и не очень. А чем подобные действия обернутся в столице Верхневолжья, покажет время.