"Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить! " – эта бессмертная фраза Бориса Ельцина, сказанная им 6 августа 1990 года в Уфе, открыла в свое время первую страницу истории перераспределения властных полномочий в нашем государстве. Потом было многое: "парад суверенитетов" автономных республик, "независимая Чечня", комплект граничащих с Россией государств... Даже Хакасия, в свое время поняв, что к чему, ловко отделилась от Красноярского края и превратилась в самостоятельный субъект Федерации. В общем, с той поры и тех слов Бориса Николаевича пошел уже двадцать второй год. Последняя глава этой самой истории написана будет еще не скоро...
Но очередные страницы пишутся прямо сейчас, на наших глазах. Некоторые подробности из них — в материале нашего корреспондента.
Подоплека издалека
Мало кто из обычных людей знает, что конец лета и всю осень в Москве реализуется весьма любопытная политическая реформа, направленная на перераспределение властных полномочий между федеральным центром и регионами. СМИ рассказывают об этом скупо, а простому люду гораздо интереснее выборы. Между тем все происходящее имеет к той же Хакасии самое прямое отношение — мы, конечно, выберем депутатов в декабре, но гораздо интереснее знать, чем (включая деньги) абаканский Серый дом будет иметь право распоряжаться в будущем самостоятельно, а на что правительству Виктора Зимина придется спрашивать разрешения у Москвы, причем уже в будущем году.
Короче говоря, суть проста. Еще с лета этого года Кремль решил часть федеральных полномочий передать "на места", то есть в регионы. А чтобы процесс выглядел демократично, "наверху" поинтересовались: что бы вы, регионы, хотели иметь из полномочий у себя, а от чего хотели бы избавиться, передав свои права в центр? Предложения посыпались из регионов мелким горохом, рабочая группа Совета Федерации одобрила большинство из них.
Таким образом, скоро — возможно даже, в следующем году — Хакасия кое-что получит себе, а от чего-то ей придется избавиться. Вопрос лишь в том, что это за "кое-что"? Какие, так сказать, перед нами маячат "пряники", что за "кнуты"? И самое главное – что ждать от этого простым жителям республики?
На тебе, Боже,
что нам негоже...
Итак, соберитесь: это чтение не предполагает рассеянности. Регионы предложили Москве получить в свое ведение 35 местных полномочий и отдать нам, сюда, 63 полномочия. Пропорция уже сама по себе любопытна и располагает к размышлению, но сейчас не об этом.
Обо всех полномочиях мы, конечно, не скажем, но основные перечислим.
Сначала о том, что Хакасии, как и всем другим субъектам, кажется "негоже" и не по статусу. Федеральному центру предлагается забрать — и, ясен перец, содержать на свои деньги — поиск и спасение людей в морях, учет и контроль радиоактивных веществ, создание спецучреждений для содержания мигрантов накануне депортации, а также определение статуса, обеспечение и подготовку мировых судей. В области здравоохранения аборигены желают отдать на федеральный уровень вопросы обеспечения больных дорогостоящими лекарствами, зубопротезирования льготников, оказания санитарно-авиационной помощи. Образованием в тюрьмах и колониях, в том числе детских, по их мнению, тоже должен заниматься федеральный центр. Также центру предлагается взять на себя ответственность за поддержку военных пенсионеров, реабилитированных лиц и работников тыла во время Великой Отечественной войны, обеспечение жильем детей-сирот, выплаты доплат к пенсии пенсионерам, компенсаций на оплату ЖКХ – учителям. Регионы считают, что проводить кадастровую оценку земель и распоряжаться госземлями логичнее было бы центру, а также вести лесной реестр и охранять леса. Хотят регионы централизовать и ведение племенного реестра, борьбу с опасными заболеваниями животных и лечение людей при заражении этими болезнями. В области недропользования федеральному центру предлагается оценивать запасы полезных ископаемых и давать лицензии на их разработку.
Красиво? Жирно? Действительно. И сразу видно, что власти "на местах" явно хотели бы "спихнуть" с себя наиболее материально затратные обязанности, включая "социалку". При этом не стоит забывать, что если такое произойдет, именно на Кремль и Белый дом можно будет кивать в случае каких-либо проблем с российской экономикой.
Ну, скажем, кризис, цена на нефть падает, доходов в российском бюджете мало — и тем же хакасским военным пенсионерам, детям-сиротам или учителям, решившим выходить с плакатами на Первомайскую площадь, вполне можно спокойнехонько посоветовать обращаться прямо в Кремль, мол, у них сейчас эти полномочия.
Есть и второй вариант: все хорошо. Россия пухнет от нефтедолларов, социальные обязательства выполняются — и тогда вся слава хорошей жизни в Хакасии достается Москве, которая не только присылает сюда деньги, но и управляет процессом, например, зубопротезирования льготников.
Оба эти варианта имеют право на существование без права предпочтения какому-либо из них. Рядовой житель Хакасии при этом должен знать, что если все вышеперечисленное из полномочий уйдет "наверх", жить ему будет, с одной стороны, лучше и веселей, а с другой — бюрократически проблемней.
Москва, как известно, слезам не верит и вообще далека.
Аппетит приходит
вовремя...
Ну, а что же хотят получить регионы из столицы государства Российского? Это тоже своего рода песня. Региональные власти, отказываясь от оценки собственных полезных ископаемых и дачи лицензии на их разработку, желают сами выдавать лицензии на разработку месторождений рассыпного золота и серебра, как и распоряжаться "участками недр местного значения", в том числе проводить разведку и разработку "общераспространенных полезных ископаемых" (взгляните на карту Хакасии из учебника географии — прим. авт. ). Мы здесь также готовы сами инвентаризировать леса, мониторить лесное семеноводство, определять границы лесопарков и охранять окружающую среду, в том числе и — внимание! – устанавливать нормативы вредных выбросов (привет алюминиевому производству в Хакасии и так не состоявшемуся пока кремниевому заводу — прим. авт. ). Передать на региональный уровень предлагается право пользования водными объектами на территории регионов, регулирование любительского, спортивного и прибрежного рыболовства (напомним, что в республике более 1000 озер, но есть и реки, и ручьи, и ручейки).
Кроме того, регионы хотят получить ряд контрольных функций — например, за исполнением бюджета с правом налагать административные взыскания, за выполнением трудового законодательства, а также контроль в сфере здравоохранения и социального развития, в частности, за использованием средств обязательного медицинского страхования, качества и безопасности медицинской помощи. Контролировать регионы намерены управление госимуществом в сфере охраны памятников и их использования, грузовые и пассажирские перевозки. Кроме того, регионы просят предоставить им право устанавливать предельно допустимые цены на социальные товары.
В общем, ни много ни мало. Вернее, мало не кажется. И у этой "медали" тоже есть две своеобразные "стороны".
Во-первых, если все произойдет так, как задумывается, регионы получат достаточно средств для пополнения собственных бюджетов (в случае с той же Хакасией ей при этом вполне по силам действительно выйти из статуса дотационного региона и перейти в разряд регионов-доноров, скажем, к 2017 году).
Однако, во-вторых, расплачиваться за это предстоит жителям республики из собственных кошельков, ведь ранее за все это платила и все это контролировала Москва, содержа в регионах своих представителей. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы не понимать: одновременно серьезно возрастет роль руководителей регионов, которых, опять-таки, легко может снять Кремль, например, в связи с утратой доверия. Вот такая вот система сдержек и противовесов...
Что из этого получится, неизвестно пока никому. Тем, как говорится, интереснее жить дальше. Мозаика российской власти начинает складываться из очень и очень интересных пазлов...
А ВЫ ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ?
27 июня 2011 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение "О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления". Президент образовал рабочую группу по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Ее руководителем назначен вице-премьер правительства России Дмитрий Козак. Также создана рабочая группа по финансовым и налоговым вопросам и по межбюджетным отношениям. Ее главой стал вице-премьер федерального правительства и полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин.
Итоговые доклады президент должен был увидеть до 1 декабря 2011 года.
СКАЗАНО!
Рафгат АЛТЫНБАЕВ, руководитель рабочей группы Совета Федерации по децентрализации:
Многие предложения регионов совпадают с правительственными, и сенаторы в основном согласны с предложениями Дмитрия Козака. У правительственных рабочих групп есть некая концепция. Мы пытаемся коррелировать предложения, но есть некоторые позиции, которые надо обсуждать. Сейчас речь о том, как развести полномочия федерального центра и регионов, а о полномочиях органов муниципального управления логичнее позаботиться субъектам. Мы хотим установить принцип, чтобы с федерального уровня на местный ничего не передавалось напрямую, только через субъект РФ как делегированные полномочия вместе с деньгами. Субъекты же сейчас ищут, что они смогут выполнять, а что нет. Чтобы не было, как в прошлой реформе власти (начатой в 2001 году указом президента Владимира Путина): гладко было на бумаге, позабыли про овраги. И главы регионов остались один на один с населением, не имея ресурсов на выполнение своих полномочий.
СКАЗАНО!
Ростислав ТУРОВСКИЙ, руководитель департамента региональных исследований фонда "Центр политических технологий":
– Это предвыборная политическая конъюнктура, когда центр опять возвращается к старой доброй тактике – ставке на административный ресурс губернаторов. Для того чтобы стимулировать губернаторов и их ресурс, необходимо пойти на уступки – то есть чем-то поделиться. Если же посмотреть, о чем реально идет речь, становится понятно, что стратегически значимые полномочия центр все равно оставляет за собой и не позволяет даже разговаривать на эту тему. Не случайно центр ни в коем случае не отдает регионам сырьевой Бизнес – нефть и газ, черные и цветные металлы. Это федеральный бизнес, это отношения власти с олигархией и ведущими государственными корпорациями. А Бизнес меньшего формата, но достаточно перспективный и капиталоемкий, передается на региональный уровень. Поэтому для региональных чиновников это может быть большой выигрыш. Для регионов обязательно будет какой-нибудь маленький "сюрприз". Очевидно, что крупные и значимые полномочия регионы не получат. Будут ли довольны региональные элиты таким поворотом событий? Думаю, они будут руководствоваться принципом "с паршивой овцы – хоть шерсти клок". Центр пропишет, что он не только дает полномочия, но и будет жестко контролировать, как это происходит – тем более, что полномочия будут исполняться на федеральные субвенции. Иными словами, центр действительно передаст "текучку" на места, но оставит за собой право очень жестко следить, а по необходимости вмешиваться в исполнение этих полномочий с помощью своих замечательных проверяющих органов. Поэтому то, о чем мы говорим, – "данайские дары".