Дело в том, что после того как мы с Серегой посидели в каяках и поплавали по речкам совершенно не предназначенным для данного типа судов пришло вполне естественное желание попробовать каяк где-нибудь в более подходящих условиях. Вся зима и часть весны были потрачены на поиски чего-нибудь более-менее пристойного, но для первой вылазки не слишком стремного, а так же того что растает быстрее всего в радиусе четырех часов езды от Москвы, дабы уложиться в выходные. Выбор остановился на двух реках юга московской области: Вошане и Скниге. Но по рассказам очевидцев Вошана представляла собой реку шириной не более ларька в трехзалке МГУ, а на Скнигу народ ходил на Тайменях и прочих масштабных лодках, посему выбор пал именно на нее.
Уже с начала марта при каждой оттепели у меня начали проявлятся симптомы сходные с симптомами клиентов клиники имени Кащенко, однако сообщений о массовом вскрытии рек не поступало и я успокаивал себя починкой каяка и прочими приготовлениями к настуапющему сплаву. Однако после недели интенсивного таяния снега в конце марта мы поняли что первые выходные апреля -- это то, что надо, и даже сильно опасались, что весь паводок уже давно кончился, поскольку весна в Тульской губернии по уверениям коренного жителя Тулы приходит туда на две недели раньше чем в Москву.
Посомневавшись, для приличия, решили таки ехать в пятницу вечером, поскольку расписание электричек построено таким образом, что если опаздать на электричку в 6. 50 с Каланчевки, то можно ехать домой поскольку следующаяя идет, если память не изменяет, в районе часов двух пополудни, а это при трех часах езды сводит на нет все потуги проплыть чего-нибудь в субботу. Правда есть еще пара альтернативных вариантов заброситься в те края: с интервалом примерно в час в Тулу ходят автобусы с той же самой Каланчевки (цена билета 30 р. ), но как добраться с трассы в Ясногорск или в Пахомово я не знаю. Есть еще способ попроще: доехать до Серпухова на электричке, а от Серпухова ходят электрички в Тулу (по моим понятиям примерно раз в час и как я понял на обратном пути они друг с другом стыкуются). Есть конечно и самый простой способ, но конечно далеко не дешевый: в том же месте где стартуют автобусы в Тулу постоянно крутится немерянное количество тульских же таксистов, которые довезут вас прямо до реки, только я дуамю, что по деньгам это будет немерянно.
Посовещавшись с Серегой мы остановились на самом дешевом и надежном способе: поехать в 16. 38 на Тульской электричке, дабы в восемь вечера оказаться в Пахомово и без проблем заброситься на речку, поскольку существовала вероятность поездки на рейсовом автобусе до места сплава.
Итак в 16. 05 встретившись на Комсомольской с Серегой (больше почему-то желающих не нашлось) двинули на электричку, купив по пути пивка и билеты уселись на перроне греться под апрельским солнышком и заодно ждать электричку. Электричка не заставила себя долго ждать и в 16. 30 распахнула свои гостеприимные двери. Отправилась правда по расписанию. Через пару остановок народ набилось столько, что не продухнуть, не то что влезть с рюкзаком. Мы намеренно сели у окна чтобы понаблюдать количества снега в полях, а так же уровень воды в Пахре и Лопасне. И если на уровень снега мы глядели с сожалением, то уровень воды в Пахре нам прибавил сил и оптимизма (помятуя о том сколько воды было летом), уровень воды в Лопасне нас так же изрядно порадовал, поэтому на уровень воды в устье Скниги мы уже не обратили внимание, плюс ко всему, чем ближе мы подъезжали к месту икс тем больше было снега по полям и пару раз мы было подумали, что едем в противоположную сторону. Но сверяясь по карте стало ясно, что едем все-таки туда куда надо. И наконец через три с небольшим часа приехали в Пахомово. Горькое разочарование ожидало нас в плане транспорта до реки -- последний автобус ушел в 16. 00 и по словам местных жителей больше не предвиделось. Прождав минут пятнадцать в ожидании транспорта и так ничего не поймав (дорога кстати очень малооживленная), пришлось идти в разведку к местным жителям, но и они не вселили в нас надежды так как у одного не было бензина, у другого не заводилась, а третий к этому времени был не на ногах. Оставалось одно -- пилить пехом 8(восемь) километров, хотя местные почему-то сакзали что пятнадцать. Правда на обратном пути выяснили как решить и эту проблему, познакомясь с завсегдатаем местой палатки. Всего лишь за одну бутылку пива он нам сообщил, что машину можно добыть обратившись к нему непосредственно в день приезда, а позвонив заранее можно выяснить уровень воды в реке и состояние погоды в регионе.
Сделать можно это следующим образом: если звонить из Москвы (код только выясните ст. Пахомово Тульской ж. д. и если узнаете впечатайте в текст) телефон следующий: 25-4-01 спросить Володьку Абрамова (так он нам представился), а если в день приезда, то из кассы позвонить 4-01, звонить просил после 17. 00. Мужик он хоть и алкоголического вида, но лазит по окрестностям с бредешком и ружьецом, поэтому вроде как заданные проблемы понимает. Ну и конечно не забудьте ему чекушку подвезти, он по-моему только рад будет.
Ну а нам оставалось только вперед пешком с надеждами поймать чего-нибудь по пути. Дорога была конечно была красивой: весенний лес вдоль дороги, местами снег по полям и неистовое журчание весенних ручьев оживляло наши исстрадавшиеся за зиму души. Шлось необыкновенно легко несмотря на то, что ни одна сволочь так и не остановилась, и даже невзирая на то, что шпангоуты оказались под самой под спиной (позор на мою седую голову) -- вероятно потому что мы знали впереди -- ОНО, то бишь река пугающая и неизведанная. Пройдя часа примерно два мы сначала услышали, а затем взобравшись на мост и увидели то к чему стремились. ЭТО было восхитительно -- речка петляющая промеж деревьев причем с приличной скоростью. Стало понятно одно -- вода есть и по ней надо завтра плыть, смущало одно -- явное обилие снега по берегам и в окрестностях, а также непосредственная близость Дмитриевского. Место для стоянки выбрали справа от дороги не переходя автомобильного моста, прошли метров тридцать и уткнулись в пешеходный мост через Скнигу. Поскольку тропинка была слабо хоженной, а мостик хлипковатым решили, что в гости ночью вряд ли кто пожалует. Терзали опять таки смутные сомнения, каким образом на снегу в тридцать сантиметров ставить палатку. Посомневавшись немного Серега вынес предложение выкопать веслами снег из под палатки, с тем чтобы он под нами не протаявал и не пролеживался, что и было незамедлительно исполнено, правда у моего буржуйского весла в результате этих манипуляций слегка отслоился пластик. Далее была очередь за костром, ну и тут мы показали чудеса профнепригодности, и это несмотря на то, что я облачившись в неопреновые носки надыбал некоторое количество дров. Дрова оказались на редкость паршивыми и гореть не хотели ни под каким предлогом, в конечном итоге натопленная из снега вода закипела только под натиском сухих репейников положенных в костер. Короче говоря поужинали и собрались отойти ко сну только во втором часу ночи. К ночи вдарил мороз такой, что даже наст под мной не проваливался, и несмотря на сугревающие изнутри меры подзадубели за ночь довольно прилично.
День второй. Стапель. Сплав.
К половине восьмого поняв, что вздремнуть в теплом спальнике более не удастся, решили что пора выбираться на теплое весеннее солншко из промерзшей палатки для продолжения мероприятия. Солнце хоть и светило, но не грело, ну ничего подумали мы часикам к двенадцати раскочегарится. И пошли собрать дровишки на завтрак, их обилие меня даже слегка удивило, посколько я взял не только топор, но и двуручку. Во время этого благородного занятия еще разок глянули на речку: в лучах солнца она нам понравилась куда больше. Правда погода начала стремительно портиться: задул противный северный ветер пронизывающий до костей, а вскоре небо затянуло сплошными тучами и полился проливной дождь. Спасла от этой напасти сплавная курточка, которая оправдала свое звание непромокаемой. Моя новая герма кстати, сделанная из полиуретана, выдержала довольно хорошо ночной мороз и сгибалась вполне неплохо с ранего утра. Герма кстати сделана в родном отечестве товарищем, который делает «Щуки», причем по моим размерам, всего за день и за очень умеренную цену (ежли кому-то надо телефон следующий (095)421-16-19). Короче говоря стапелились уже под дождем правда через пару часов он кончился, но настроение после дубовой ночевки было довольно поганым. К двум часам дня застапелившись и загермившись (новая герма оказалась снова на уровне благодаря системе завязки) пошли глянуть что творится под мостом, потому как Серегу там что-то напугало до глубин души. Не углядев там ничего криминального решили сплывать тем паче, что времени было уже два часа дня. Единственный плюс снега по берегам оказался в том, что по снегу очень удобно стартовать тюленьим стартом предварительно натянувши юбку и взяв в руки весло. Ровно через десять метров встретился первый ледовый завал, который был успешно преодолен с разгона сначала Серегой, а затем и мной. Зрители на мосту в количестве двых человек были явно разочарованы отсутствием киля. Сразу же за мостом начался очень резвый участок с деревьями в русле и очень пристойным течением для начала сплава. Серега очень виртуозно управлял каяком и посему невольно вырвался вперед и исполнял роль разведчика, у меня же несмотря на целостность костей в каяке управление лодкой както не сразу получилось и поэтому я держался за ним. Через какое-то время я нашел общий язык с лодкой и я понял что лодка хочет от меня, а я от лодки, и дело вроде пошло на лад. Правда примерно через пару часов очень веселого сплава (правда без килей), и одного обноса обливного бревна с перилами над ним, речка вышла из Дмитриевского и перешла в поля, но в русле все равно было деревьев дофига, но скорость течения упала и тут НАЧАЛОСЬ!!! Застрявшие поперек всего русла льдины немеренных размеров, и столь же немеренной толщины, которые веслом не проламывались, а заскочить на них с разгона было без мазы. Временами в этих льдах находились проходы, но для каяков сплошной негабарит плюс острые закраины. Приходилось искать обходные пути вдоль берега по лесу, где было очень неглубоко и к тому же дно было покрыто льдом, который не всплыл. Поэтому раз десять обнеся каяки по берегу (по снегу очень кстати классно! ) и увидев впереди еще штучек пять, решили свалить с речки в первом же удобном месте. Первое же удобное место для свала предоставилось в деревне Чинцово на ЛБ с красивой белой церковью на берегу. Не доплывая до деревни я сбегал в нее и узнал, что до Пахомово тех же восемь километров, три из которых по раскисшему полю. Вернувшись к Сереге, полностью задубевшему, решили заночевать и с утра свалить домой. Разведши костер и отогревшись, Серега пошел набрал немерянное количество дров, в то время как я занимался палаткой. Кстати говоря при постановке палатки и таганка возникла одна интересная особенность, которая не встречалась ранее: в насквозь промезшую землю колышки от палатки и таганка вбивались с преогромным трудом. И еще один полезный совет дать хочу: не лишне взять с собой перчатки, хотя бы рабочие, так как любое падение падение или соприкосновение со снегом, превратившемся в наст, грозит неминуемыми резанными ранами рук, что согласитесь неприятно, а так же хочу пропеть еще один диферамб в адрес неопреновых перчаток, которые мы с Серегой прикупили еще зимой (хочу сказать, что покупались они не в «Октопусе»), а то по весне без перчаток совершенно не в кайф.
Ну да ладнно, увлекся я тут полезными советами, а события шли далее своим чередом. Похлебав супчика на ужин (2 пакетика супа в кан, 1 пакетик на 3 человек), решили слегка согреться и Серега не поленился сварить полтора литра глинтвейна. Да, глинтвейн был бесподобен, но усиливающийся мороз, навеял мысль, что этого будет мало, поэтому решили поставить на ночь пару свечек в палатке. Что характерно, поставили, но тепло было ровно столько, пока я не влез в миску со свечками своим спальником. Отверстие в спальнике получилось, хоть и небольшим, но от греха подальше свечки потушил, а пары глинтвейна грели нас до утра.
День третий. Антистапель. Выброска.
Проснулись в десять утра под колокольный звон призывно зовущий к заутрене, но среди нашего дружного коллектива страждущих не нашлось и дослушав звоны до конца решили вылезать из палатки готовить завтрак и сваливать до дому. Натопив побыстрому снежка (вода кстати бензинчиком пованивает) сготовили похавать и начали собираться в путь-дорогу, попутно доедая раскладочную жратву и наблюдая редкостное явление для данного времени года под названием снежная метель. К двум часам дня представление было окончено, лодки и барахло были убраны в рюкзаки, чай допит, а жратва доедена -- в этот самый момент мы и поняли, что пора двигаться в направлении станции. Если кто хочет повторить -- не советую, но в крайнем случае можно. Значится так: мы ночевали у самой реки и с места нашей стоянки (если перпендикуляр к реке провести) был виден самый край деревни, так вот надо подняться в гору к краю деревни, а далее двигаться по тракторному следу (у меня такие подозрения, что его каждый год исправно прокатывают) и далее по нему (генеральное направление налево от деревни). Отличительная особенность этой дороги -- немерянный овраг с ручьем внизу, поэтому проходить его нужно как можно осторожнее, ибо я и Серега там так навернулись по разику, что поначалу думали, что костей не соберем, но нам вроде повезло и все кости и сухожилия остались целы. В общем где-то в районе часа ходьбы от деревни показалась желаннная дорога на Пахомово. Отмывшись в протекающем ручье (который накануне вечером Серега принял за реку 6 к. с. ) и сменив неопреновые носки на ботинки, уселись ловить попутку или ждать чуда в виде автобуса, который нам напророчил местный мужик. Попутку изловить не удалось, а чудо в виде автобуса через пятнадцать минут вынырнуло из-за поворота, и даже остановилось возле нас (материализация автобуса из воздуха случилась в 16. 30). Через пятнадцать минут езды в его теплом нутре мы были в Пахомово.
Расписание оптимизма не вселило, так как до московской электрички оставалось чуть более трех часов, но тульское пиво и задушевный разговор с представителем местного пролетариата позволил узнать кучу полезной информации (все приведено в начале повествоавния), а так же то что через час будет электричка в Серпухов, которая стыкуется с московской. Купив билеты и попивая пиво побеседовали с еще с тремя типами (любителями зимней рыбалки) от которых узнали следующее. Первое, Скнига -- фигня, а вот Вошана это нечто, чем взрывают мир. Второе, Вошана настолько хорошо течет, что на ней не бывает льда зимой. Засев через час после прибытия в электричку (необычайно кстати теплую) на этот раз решили целенаправленно глянуть на истоки Скниги. Зрелище было потрясающим! Это напоминало кадры из нашумевшего фильма Дж. Кэмируна и фильма про ледокол «Челюскин».
Приехав в Серпухов Серега погнал сведывать расписание, а я приглядывать за барахлом. Через пять минут я углядел четверых личностей явно похожих на нас, тем паче, что у одно из них сбоку рюкзака был привязан кильсон от «Салюта», а дюралевые весла с рекламой одних популярных буржуйских сигарет и вовсе выдавали их с головой.
После загрузки в электричку на город-герой, мы естественно не могли не обсудить особенности Вошаны на которую они ходили. И тут выяснилось нечто! Оказыавется они ходили туда с Костей Зыковым, а один из этих товарищей ходил с моим младшим братом на Кольский. Короче говоря этот мир оказался тесным до безобразия, что в общем неплохо. Еще через пару часов после посадки в Серпухове доехали наконец до городагероя.
P. S. В понедельник меня так ломало, что сил было только за компьютером с чашечкой кофе и тортиком отчет писать.
P. P. S. Как же хорошо дома. Не надо ни снег топить, ни дрова собирать чтобы чашечку кофе сварганить. Можно пожалуй, изредка и домой приезжать.