Опосля долгих пересудов и прений был выбран маршрут по Веребушке с возможным заходом на Торботку. Состав группы подобрался весьма разношерстный и разноумелый: от опытных почитателей катамаранов с опытом шестерок до бесхозных матросов, видевших байдарку лишь в кино и мечтах. Среди последних нашлась, даже, девушка с _абсолютно_ новым Тайменем и _без_ капитана! Общий состав был таков: Салют-2, два Тайменя, две кнбешки и два каяка, всего 13 человек на одном Таймене шла мачтой хозяйка судна.
Благополучно стартовав 30-го в 19: 28 на Мурманском поезде, добрались до Окуловки порядка 1: 30. Пока основная часть группы изображала цыганов шумною толпой, разузнали насчет расписания, необходимая лепестричка, до Веребья, подавалась в 5: 25. Немного погодя прибыла группа знакомых из МГУ, в принципе, почти вся наша группа имеет отношение к этому благородному учреждению, а именно к ТП-СТП МГУ. Помотавшись по платформе и потрындив с новоприбывшими и отъев у них с полкило пряников (ни грамма из экипажа! ) пошли досыпать. Опосля тщетных попыток уснуть (эх кто-же мне в палатке на морду наступил! )флегматично перебрали рюкзаки и стали дожидаться поезда. Это было странно, но дождались, правда поезд пришел вместе с моросявником, но это уже мелочи. Забившись в электричку вмести с несколькими группами и порадовавшись наличию пластикового каяка блаженно заснули.
Проснувшись, помогли выкинуть пластик через окошко и приступили к подготовке выброски - поезд стоит меньше минуты. Теоретически, реально выйти не доезжая Веребья одну станцию, но тогда предстоит довольно крутой спуск к воде и захламленный берег. Доехав до Веребья, выкинулись за 0. 5 мин - норма. Вокзал представляет собой довольно приличное строение с каменным перроном и залом ожидания. В самом поселке есть три магазина и собственная пекарня, выпекающая отменный хлеб! От станции до реки ведет грунтовка, а если позволяет погода и дорога можно малость сократить путь - пересечь сразу ж. д. и по внутренней (весьма разбитой) дорожке выйти на основную грунтовку, вперед и направо по ходу поезда. По дороге дошли до моста через Веребушку и облюбовав левый бережок занялись стапелем, от станции до моста около 3 км. И понеслась забава!
Народ впервые увидевший байдарки в живую, пытается понять каким макаром эти кучка железок и тряпок не даст им утонуть и сгинуть в страшных водопадах и многометровых валах местной речушки. А переведя взгляд с Тайменя и Салюта на пару каяков, начинает тихонько подвывать в ожиданиии страшной участи. Вопросы инструкторов на счет способов искуственного дыхания и назначения англицких булавок на спасе проиводят к нервному шоку - девушки не могут одеть юбки, а гидрокостюмы одеваются поверх спасов... В качестве нервной разрядке посылаем людей за дровами - полегчало! у вот, кажется, все суда собраны, обед-завтрак готов, можно трогаться! Он сказал «Поехали! » и взмахнул веслом!
Через метров двести страшный порог - слив почти метровой величины, IMHO, старый мостик. Проход широкий чистый, но по берегам, с боков, остатки подпорок, проходить лучше посередке, ближе к левому берегу. За сливом что-то вроде бочечки, дальше гладкая вода и поворот с кустами метров через 50. По правому берегу, за сливом, четкий уловешник. Самым критичным прохождением отличился Таймень с тройным экипажем - переднему бойцу замочило юбку. а каяках заливало покруче, да и мелко там - я умудрился носом в землю тыкнуться! Для разминки и для интересу потраверсировали струйку, постояли в бочечке и пошли далее.
А дальше, как в песне - все перекаты, да перекаты, изредка встречались мелкие шиверки. Сплошных завалов не было, но те что были, заставили наш доблестный флот покорячится, выгребая на струйке. Посему, вначале шли каяки и указывали путь, а при прохождении вставали на страховку. Километров через несколько, образовалось следующее препятствие - крутенький слив высотой с метр. Проход около правого берега, по большой воде, возможно, и у левого. А посередине живет бульник - я по дурости сиганул посередке, да без просмотра - так скулу левую каячку-то и замял... Народ приветствовал сие развлечение (порог, в смысле) весело повизгивая - видать пообвыклись. Покрутились на струйке и пошли дальше.
Речушка постепенно набирала водичку, да и уклончик иногда появлялся - шиверки да перекаты становились все больше и интереснее. а одном из таких мест и произошел первый киль - на сходе со струи народ расслабился и отправился плавать на спасах. Спасенных и мокрых вытащили на бережок и отправили сушиться и выжиматься. А после сушки преподнесли по букету - молдавскому (вермут такой). Понюхав букетика решился тут мужик (Дмитрий Михайлов - «Миха») на каячок взлесть, и взлез и поплыл и даже на струйке удержался, да вот заметили мы одну неправильность - мужик-то без каски и спаса вышел! Непорядок! Исправить! По сему и заорали «Миха! Иди сюда да касочку одень с паникерчиком! «. Испугали человека, он к бережку и подошел, а я ему касочку и протягиваю... Попытался Миха сей предмет ухватить, да и забыл, что не на кнбешке родимой находится - качнулся и пытаясь выправиться лег в другую сторону! Вот и примерил касочку! Пришлось опять за букетом лезть, но для хорошего человека не жалко!
Оставив всю компанию сушится я взгромоздился в свой баклажан - короткий (3м) и округлый сине-белый каяк по другому и не назовешь, и отправился искать стоянку. Следом потянулся второй каяк и кнб. Примерно через километр послышался совершенно конкретный басовитый рев. Идея пройти сходу помелькав, удалилась, да и остатки молдавского букета быстро выветрились при виде слива под два метра, усеянного камнями и корягами. Посему, вылезши на бережок, стали ожидать остальную братию.
Поосмотрев окрестности, поняли, что вывалились к бывшему леспромхозу, и то, что на карте обозначалось как брод, явилось в виде основательного деревянного мостика. Поскучав на бережку, (я по лености своей, умудрился даже уснуть) решили отправиться на поиски пропавшего остатка группы. Остаток нашли в плачевном состоянии - в многострадальном Таймене было две дыры метра на полтора-два в сумме. В результате группа разбилась на два лагеря - нам было весьма лениво подниматься вверх почти километр, а остальным невозможно доплыть до нашей стоянки. Разобравшись со снаряжением и договорившись о встрече, пошли вниз, попутно прихватив гитару (нефига песни петь - ремонтироваться надо! ) и несколько человек.
Приплыв на захваченной лодке, в лагерь и поимев не большой совет в Филях, решили, что оба каякера идут смотреть Торбинку, а остальные ставят лагерь. Сбросив гидрики, потопали на разведку. Судя по карте, от леспромхоза шла грунтовка до деревни Шабаново, около которой и протекала Торбинка. Грунтовка оказалась разбитой глиняной колеей, по которой могли проползти лишь лягушки да туристы. До Шабаново добрались за час с копейкой, по ходу дела узнав, что речка называется Тороботня, что на нее никто не ходит, а приезжавшие мастера из Питера посмотрели, плюнули и убрались восвояси. Дойдя до самой реки, порадовались - на протяжении километров двух сплошные быстротоки и шиверки. Малость поблуждав по окружающему лесу, дошли до ЛВЭП и пошли обратно. Возвращаясь назад, решили пойти малость другим путем - от Шабаново тянулась нитка трехфазки, и как оказалось, путь был полегче, только выводил на километр ниже. Если идти от моста леспромхоза, то сначала будет прямой прогонный участок, потом резкий поворот направо, с возможным завалом, чуть дальше локальный порожек. Дорога с реки видна, но плохо - более конкретный ориентир - реку пересекает местная ЛЭП, по которой можно выйти на дорогу. При подходе к лагерю произошел интересный случай - бухой местный гай попытался выяснить отношения, а другой, менее бухой, отговорил со словами «Это-же туристы, они просто плавают! » вот так-то! Дошли до лагеря около 11 вечера, поели и начали обсуждать увиденное.
После долгих пересудов решили, что каякеры с утра идут на Торбинку, а потом встречаемся в устье с основной группой. а прохождение положили около 6 часов, выход в 7 утра, оставшиеся должна были дождаться ремонтирующихся, и после обеда встать на воду. Легли спать. После звонка будильника, в голове осталась всего одна фраза - «Нас утро встречает обломом! » - на улице шел проливной дождь... Помыслив, «Ежели Серега встанет - пойдем «, как оказалось, Серега, лежа в соседней палатке, думал также. В итоге подъем около 11! Часа в 4 дня подтянулись отставшие. Очередное совещание - расширенное. Порешили, что каякеры вдвоем уходят и возвращаются обратно в лагерь, где их дожидается экипаж Салюта, остальные идут до Мсты. Из разговора с местными, выяснили, что с Веребушки сняться проблематично - автобусы не ходют, а в такси(попутки) не содют, за неимением таковых - дороги, понимаете-ли... Сход с маршрута оптимален лишь после выхода во Мсту. Попели, попили и завалились спать. а этот раз все вышло удачно - подъем, костер, вопль «Лагерь подъем! », и в путь!
Пообсуждав наши каякерские дела, взяли малость-малость еды и ремнабор с рюкзаком, принарядились в юбчонки и полезли в свои коробчонки. Доплыли до пересечения с нужной дорожкой, взвалили каяки на плечи и рванули вперед. Дорожка хоть и была получше чем в первый раз, но после дождя луж, грязи и лягушек значительно прибавилось. По дороге обогнали местных, переносящих увязший трактор(! ), которые утверждали, что несут части кровли (кровля ржаво поскрипывала и имела вид коленвала)! До реки дошли за 50 минут! Загидрились, утопили бутыль с чаем, и тронулись в путь. Речушка после дождя значительно вздулась - водичка ощутимо поднялась. Километра два весело сплавлялись, пытаясь не упускать друг друга из вида - количество мостиков, мосточков и переметов в пределах деревни и ее окрестностях изумляло. За это время приключился один ремонт и осуществлена поимка бешеного каяка, который сплыл, оставив хозяина висеть на дереве.
Потом начались завалы, много завалов, ну просто очень много. Некоторые перепрыгивали и переползали, под некоторыми продирались, большинство обносили. Брежки довольно крутые, посему часто приходилось искать места для чалки и спуска на воду. Ситуация как в известной песне «Ходят кони над рекою... ». Правда, со спуском было легче - находили приемлемый обрывчик и с него падали в воду уже в лодках - «Вот и прыгнул конь буланый». Со временем наловчились и вылезать и падать на автомате. В часов шесть вечера остановились перекусить и зализать мелкие раны - Серега схлопотал очередную дырочку. Упали на воду, пошли дальше. Около восьми вечера услышали равномерный шум - дошли! Участок с долгожданными десятью метрами на километр перед нами!
Солнце в глаза, поворотов куча, сучков да деревьев хватает, уловов почти нет - рулеззз. Пробежались с километр вдоль потока - картина довольно однообразная, но интересная - мощная струя в русле шириной 3 - 5 метров, изобилующем камнями, берега каменистые. Местами попадались завалы. На всем протяжении просмотра струя скорости не теряла, уклон был отчетливо виден на глаз. Вернулись к каякам, перекусили, к тому времени и солнышко перестало по глазам бить. Договорились зачалиться около первого завала. Поехали! Я первый, Серега следом с дистанцией в метров десять. До завала не дошли - долетели! Встал за камнем вплотную к поваленному дереву. Струя проходит под деревом и бьет в лежащую дальше березу, завалившуюся с другого берега. Дальше крутой поворот с прижимом и остатки какого-то мостика, времен Столыпина. Сергей появляется как черт из коробки и тыкается носом мне в борт. Одной рукой нахожу зацепку в береговом булыжнике, другой пытаюсь притянуть Серегин каяк к своему. Последний подставляет борт под струю и ложиться, упуская весло! После хитрых манипуляций двуми каяками, веслом и какой-то матерью оба оказываемся под первым бревном, причем Сергей прижат к берегу. Совместными усилиями вытаскиваем подтопленный каяк, хозяин вылезает сам.
Пытаюсь проползти под бревнышком и траверснуть к дырке под вторым... Блажен, кто верует - бревно, выдержавшее до этого обоих, с хрустом подламывается и трескает мне по кумполу, погружая меня гораздо ниже уровня воды. Блин! Струя довольно шустро вымывает меня из под сей уютной коряги и запихивает под следующую - тяжела ты, участь каякера! Но нет худа без добра! Из под березы Серега вытащил не только меня но и свое весло! Мокрые и довольные влезли в лодки. Вздрогнули. Мир привычно сузился до намеченного прохода и ощущения звенящего в струе весла.
Уклон все меньше, русло все шире, скорость все меньше. Да и с освещением уже видимые проблемы, точнее не видимые, но ощущаемые. Из-за очередного поворота появляется очередной завал - перепрыгиваем. Следующий перепрыгнуть не удается - приходится вылезать прямо на деревья. Каяк, видать почуствовав свободу, проходит под бревнами. Обыдна, да! С воплем «Стоять, Зорька! » бросаюсь рыбкой вдогонку - под следующим деревом продираемся уже в обнимку.
Большое желание приделать фонарь на каску... Поворот, за поворотом шум воды и шикарный ночной пейзаж из ветвей и стволов... Решаем плюнуть на желание дойти до Веребушки и вылезаем на берег. Уж полночь скоро (одинадцать с хорошим гаком! ), а устья еще нет... Все кусты и кусты, а за ними вода. Вода? Вода!!! Дошли! Как оказалось, что шумела Веребушка. Дойти-то дошли, да вот бережок... метра полтора, а нам надо на другой - там дорога проходит. «Вот и прыгнул конь буланый с этой кручи окаянной... » Течение довольно плотное, сносит лихо. Вот и попробуй в таких условиях сделать точный траверс при свете фонаря. Попробовали - получилось!
Вылезли на бережок, расположились прямо на дороге и начали разборку судов. В «баклажане» дыра с ладонь и винт на кильсоне градусов под 30 погнут! Собрали рюкзаки, доели остатки колбасы и халвы. Сил стоять или сидеть не было, да и руки под весло отрихтовались. Последний полуторачасовой рывок - 7 км и мы в лагере. Взглянули на часы - 4 утра! Стянув мокрые гидры залезли в спальники с радостной мыслью о предстоящей дороге на станцию. И о мокром Салюте-2, который надо дотащить туда-же - домой.