Книга Шапи Казиева повествует о жизни имама Шамиля - религиозного политического и военного деятеля, героя Кавказской войны, сопротивлявшегося экспансии Российской Империи до своего пленения в 1859 году. Остаток дней имам Шамиль провел в качестве почетного пленника императора Александра II в Калуге и скончался в 1871 году во время совершения хаджа в Аравийском городе Медина.
Борьба горцев с притеснениями чинимыми представителями царского правительства, совершаемыми чиновниками, несмотря на то, что кавказские народы практически спасли юг России от вторжения армий Надир-Шаха, берет свое начало в 1785 году. Шейх Мансур противопоставлял шариатское благочестие, шариатское равенство между людьми мздоимству и жестокости царской администрации. Возглавляемое им восстание в Чечне было подавлено в 1781 году, за 6 лет до рождения имама Шамиля.
Шамиль это мусульманизированное имя библейского пророка Самуила известного своими деяниями по искоренению язычества. Юность Шамиля пришлась на время окончательного присоединения Кавказа к Российской Империи. Тот период можно охарактеризовать высказыванием генерала Ермолова: «Кавказ это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном... Штурм будет стоить дорого". Великодержавные действия генерала Ермолова привели в 1812 году к началу крупномасштабной Кавказской войны, закончившейся только в конце ХIX века и ставшей перманентной трагедией для народов Кавказа и России.
Затихшее, после успешных действий царских войск, восстание с новой силой вспыхнуло в 1825 году. Чеченский старшина Бейбулат Таймиев начал партизанскую по своей сути войну, продолжавшуюся и после его гибели в 1831 году. Военного человека Ермолова сменил ловкий администратор Паскевич, говоривший, что: "Управление гражданское скорее умягчит нравы и вернее приучит познанию взаимных отношений, общественных обязанностей и законов". На начало управления Кавказом генералом Паскевичем приходиться религиозная деятельность первого имама Гази-Магомета.
Магомет пытался заменить устаревшие обычаи горцев адаты законами шариата. В 1831 году Паскевич был срочно отозван в Польшу, а его место занял генерал от инфантерии Георгий Розен. При нем начались широкомасштабные военные действия против горцев, совпавшие с избранием имама Шамиля, зарекомендовавшего себя не только знатоком Корана, но и талантливым военноначальником исполненным личной храбростью.
Власть имама сосредотачивала как религиозные, таки военно-административные функции. Практически диктаторские полномочия имама над телами и душами горцев ограничивались лишь законами шариата. В условиях непрекращающейся партизанской войны, имам был как бы прямым наместником Аллаха для горских народов. Кстати царские войска в Чечне сталкивались с такими же проблемами, что и федеральные войска в наше время. То, что называется сейчас "зеленкой", места мало пригодные для прохождения регулярных войск, но очень удобные для разрозненных партизанских групп, безжалостно вырубалось линейными частями царской армии. Об этой странице Кавказской войны повествует рассказ, тогда еще 26-ти летнего Льва Толстого, служившего артиллерийским офицером. "Рубка леса" - первый "экологический" рассказ в русской литературе.
Борьба горских народов не кончилась с пленением Шамиля. Что не сделали пушки, сделало золото. Царская администрация попросту подкупила наибов и пообещала им формальную зависимость от России, если они откажутся от поддержки Шамиля. Оставшись почти без поддержки, дабы прекратить дальнейшее кровопролитие, Шамиль сдался 25 августа царскому наместнику Барятинскому.
Мятежный имам долго жил в Калуге и поскольку он поклялся на Коране более не участвовать в сопротивлении, то старость свою он встретил в духовных исканиях. В 1870 году Шамиль отправился в хадж, откуда уже не вернулся. 4 февраля 1871 года (10 день зул хиджа 1287 года хиджры по мусульманскому летоисчислению) Шамиль завершил свой земной путь и переселился в чертоги Аллаха.
Судьба разделила детей Шамиля, Гази-Магомет и Камиль-Магомет завершили жизнь маршалами турецкой армии, а Шапи-Магомет стал полковником Императорского конвоя русского царя. Кавказская война, где только в 19 веке русские войска потеряли убитыми более 100 тысяч человек, в том числе 12 генералов, не прекращалась и подобно тлеющему костру то затихала, то разгоралась вновь. Как бы не относились к личности имама Шамиля исследователи различной ориентации, он навсегда останется героем национально освободительной борьбы, подобно Джавахарлалу Неру или Хосе Марти для Кубы.