Продолжаю рассказ о своей любимой машине. Пошел четвертый год, пробег перевалил за 75000 км. Уже можно сделать кое-какие выводы о надёжности.
Пробег был в основном по Москве, на дачу, также ездил в Питер, были поездки в Финляндию, одна зимой, вторая летом. Зимняя поездка в Финляндию и летняя в Питер пришлись на экстремальную для наших мест погоду, зимой было около 25 градусов мороза, летом не меньше 30 тепла. Машина всегда заводилась без каких-либо предварительных ухищрений, а летом исправно охлаждала пассажиров. Зимняя поездка вообще оставила самые приятные впечатления, в том числе и от машины. Почти всё время дорога была засыпана снегом, но, несмотря на порядком изношенную резину, я чувствовал себя уверенно и в принципе мог ехать заметно быстрее потока. Машина очень устойчива, электронные помощники (ABS и ESP) срабатывают в нужные моменты и весьма прогнозируемо и стабильно, что важно. Выехал в 5 утра и доехал, один за рулем, уже к 10 вечера, несмотря на очень сложные условия (от Москвы до Куопио 1250 км). Что особенно приятно, осталось достаточно моральных и физических сил на отмечание встречи с друзьями в тот же вечер.
Климат работает выше всяких похвал. Музыка продолжает радовать. Чейнджер работает без нареканий.
Мотор масло расходует минимально, доливки между заменами не требуется. Вообще мотор ещё «раскатался» и радует ровной тягой, начиная с 2000 об/мин. В целом сочетание этого мотора и МКПП довольно гармонично, передаточные числа коробки выбраны грамотно: недостатка тяги не ощущается, всегда можно влиться в поток, не создавая проблем другим водителям. Нет проблем и при напряженных обгонах, главное не ошибиться с выбором передачи. Включение кондиционера никак не отражается на динамике разгона. Средний расход бензина летом, при минимальных пробках, не поднимался выше 9 л/100 км, сейчас уже перевалил за 10, что неудивительно при таком трафике.
Вопреки прогнозам тросы ручника (на передние колеса! ) пока держатся. Тормозные диски не менял, возможно, передние придется менять при следующей замене колодок. Оборудование салона полностью работает, включая обогревы сидений. Ничего не облезает, не отламывается и не затирается. Салон не гремит, сверчков практически нет. Перегорела (или я перебил при перевозке барахла) одна нить обогрева заднего стекла. Фары продолжают освещать дорогу очень хорошо, стекла не затерты, я их никогда не тру сухой тряпкой. Лампочки в фарах стали перегорать заметно реже после того, как я стал покупать более дорогие (типа «Лонг лайф»), хотя сначала относился к этому скептически. Проблема в очень неудобном доступе к лампам, левую ещё можно достать, сняв аккумулятор, а правая – это засада. У меня туда рука совсем не пролезает. Когда лампа перегорела летом в Финляндии, пришлось просить заменить её супругу. Руку она исцарапала, меня слегка обматерила, но домой ехали со светом.
Боковые стекла довольно мягкие, на передних уже много царапин от вытирания грязи. Зеркала не затираются, механизмы регулировки работают без сбоев.
Хочу отметить основные проблемы и неплановые расходы, с которыми пришлось столкнуться:
1. В феврале 2010 на очередном ТО на 55000 км пришлось заменить с правой стороны рулевую тягу и наконечник (с работой около 2500 + регулировка схождения за 1000). Также заменил планово тормозную жидкость.
2. Прошлой аномально холодной зимой были несколько раз глюки с подвеской, которые каждый раз проходили, когда моторный отсек (видимо насос подвески и его управляющая электроника) нагревался от двигателя. Диагностика показала неисправность корректоров высоты. Заменил (2 примерно по 1100 руб. ), но ничего не изменилось, диагностика ошиблась… Когда морозы стихли, глюки пропали.
3. В начале летнего сезона заменил резину. Причем старая Michelin Primacy отходила, по моим прикидкам, совсем немного, никак не больше 40000 км. Это 2 сезона, машину купил осенью и на тот момент она отработала 2 летних сезона и 3 зимних. Это очень мало, учитывая, что износ был совершенно равномерный, без признаков, которые характерны при нарушении углов установки колес или неправильного давления. Причем у меня осталась абсолютно новая запаска, но я не смог найти такую же резину, модельный ряд у Мишлена сменился, пришлось покупать не 3, а все 4 колеса. Выбрал Nokian Hakka H российского производства, пока доволен. Обошлось около 14000 + монтаж. Резина чуть мягче и чуть тише, с управляемостью проблем не заметил, чувствительность к колеям на асфальте даже уменьшилась. Вместо рекомендованного размера 215/55-16 взял 205/60-16. Выбор этих колес связан с более низкой ценой (чем у Мишлена и Континенталя), и особенно с очень высокими результатами, показанными на тестах А******** 2 последних года подряд.
4. Аномально жарким летом столкнулся с тем, что перестало хватать эффективности охлаждения, салона, но вопрос решился на удивление просто: забился салонный фильтр. Замена полностью решила проблему. Впрочем, сам виноват, я и раньше замечал, что его в наших условиях больше, чем на 10000 км не хватает (особенно если эти тысячи пришлись на время «вылета» тополиного пуха), надо было менять вовремя.
5. Вечером на МКАДе ехал спокойно, никуда не торопясь в среднем ряду. Из-за грузовика вылетел уголок пятидесятка длиной 1, 2 метра… Пробил под острым углом карбоновую защиту двигателя и ударил по поддону. Поддон треснул, но, слава Богу, не разлетелся совсем (спасибо защите). После этого до замены проехал около 200 км, масло вытекло граммов 200-300 всего. Поменял поддон на б/у, с работой и маслом около 10000 руб. Дырку в защите заделал своими силами, с помощью двух металлических заплаток, стянутых пятью болтами (по углам и в середине). Получилось прочно.
6. Совсем недавно, осенью заметил ухудшение плавности хода, особенно сзади справа. Эффект быстро прогрессировал и в конце концов правая задняя подвеска стала абсолютно жесткой, особенно это было заметно при проезде лежачих полицейских наискосок. Старался проезжать неровности только левой стороной, но, если пропускал, то сердце кровью обливалось – как удар кувалдой снизу по машине. Причем на плавных неровностях на шоссейных скоростях ничего не было заметно, машина шла нормально. К сожалению, я не имел возможности из-за семейных обстоятельств ни быстро починить подвеску, ни прекратить ездить. Таким образом, я попал еще и на замену подшипников задних рычагов (они там играют роль сайлент-блоков). Операция довольно дорогая, но к счастью сам рычаг не успел пострадать. В итоге заменил все 4 сферы, гидравлическую жидкость LDS (помня о проблемах прошлой зимой) и подшипники на обоих рычагах. Ремонт обошелся (з/ч + работа) в 25000 руб. Сферы купил неоригинальные «комфорт». С ними машина приобрела черты старых Ситроенов, она плавно покачивается при трогании с места и прибавлении газа, в целом стала заметно мягче. Крены, конечно, увеличились, но незначительно, меня не напрягает. Такой вот «антитюнинг по-ситроеновски», пусть все для «улучшения» тюнингуют свои машины дубовыми пружинами и ломом вместо стабилизатора, а мы идем своим путем. Мне очень нравится, но советы не даю, каждому – своё.
7. Отдал на сервис по страховке залечивать очередные боевые раны: царапины на обоих бамперах, причем задний даже заменили (на нем образовалась «волна» под крышкой багажника). Небольшая вмятинка на задней правой двери от зеркала одного джигита и царапины на переднем и заднем правых крыльях. Все покрасили на удивление качественно, отлично подобрав цвет. Теперь машина опять смотрится как новая. Затраты были только на справку, необходимую для страховой.
7. Пришлось заменить и зимнюю резину, причем прежняя (Gislaved Nord Frost 3, жаль, что её больше не делают) прослужила 6 (! ) сезонов, из которых 3 на этой машине, проявила себя она выше любых похвал, в принципе на ней можно было бы отъездить ещё один сезон, но я предпочел не рисковать. Купил Michelin X-Ice Nord немецкого производства на оригинальных ситроеновских штампованных дисках, б/у 1 сезон за 16000 руб. Резиной пока доволен, по износу потом отпишусь.
Теперь мне предстоит дорогое ТО-80000 с заменой ремня ГРМ. Планирую также заменить ремень привода вспомогательных агрегатов, помпу, термостат и антифриз. Думаю, обойдется около 20000 руб.
Несмотря на описанные проблемы, впечатление от машины остаются отличными, все очень нравится, затраты на самом деле небольшие, учитывая возраст и пробег. По-прежнему каждое утро с удовольствием открываю машину, сажусь туда и завожу её, предвкушая поездку. Особенно приятно стало после замены сфер, даже на новой не было такой мягкости. Надеюсь проездить на этой машине ещё год-два, так что продолжение напишу. Хочется верить, что будет минимум проблем и затрат, но максимум хороших эмоций.