Многовековая Тверь с 20 ноября 1931 года до 17 июля 1990 года, ровно 60 лет, носила имя своего земляка М.И. Калинина, крестьянина из деревни Верхняя Троица Корчевского уезда Тверской губернии, ставшего профессиональным революционером. Его социальное происхождение, выходца из народа, возможно, определило выбор Ленина в 1919 году кандидатуры Калинина на должность председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), которую ранее занимал Яков Свердлов. С 1919-го по 1945 год М.И. Калинин - бессменный председатель ВЦИКа, а с 30 декабря 1922 года, с образованием СССР, одновременно и председатель Центрального исполнительного комитета Союза ССР (ЦИК СССР) - высших органов советской власти.
Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР от 20 ноября 1931 года о переименовании города Тверь в город Калинин подписал сам Михаил Калинин как председатель ЦИК Союза ССР, и Авель Енукидзе как секретарь ЦИК Союза ССР. Дословно: «Президиум Центрального исполнительного комитета Союза ССР постановляет: ходатайство президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета и Московского областного исполнительного комитета удовлетворить и переименовать город Тверь Московской области в город Калинин». Ходатайство о переименовании было возбуждено накануне дня рождения М.И. Калинина, он родился 19 ноября (7 ноября по ст. ст.) 1875 года.
Как и по чьей инициативе Тверь была переименована в Калинин? Процедура по переименованию города Твери заняла всего десять дней. 10 ноября 1931 года в газете «Тверская правда» было опубликовано три приветствия М.И. Калинину в день 14-й годовщины Октябрьской революции вместе с ходатайством (на его же имя) о переименовании «нашего города Тверь в город твоего имени»: от рабочих фабрики «Пролетарка», рабочих швейной фабрики имени Володарского, от представителей партийных, советских и общественных организаций города Твери. Самих подлинников писем и обращений граждан о переименовании в местных архивах не имеется. В государственном архиве Тверской области в свое время было проведено достаточно пристальное выявление документов о М.И. Калинине. В 1981 году издан каталог документов «М.И. Калинин и Верхневолжье». В него включено 288 документов, правда, большая часть из них - материалы из периодических изданий, в основном из областной газеты «Тверская правда», «Пролетарская правда».
13 ноября 1931 года президиум Московского облисполкома удовлетворил ходатайство Тверского горсовета, общественных организаций и рабочих фабрик и заводов Твери о переименовании последнего в Калинин и внес свое решение на утверждение Президиума ВЦИКа. Президиум ВЦИК и Президиум ЦИК Союза ССР в один и тот же день, 20 ноября 1931 года, рассмотрели вопрос и приняли решение о переименовании Твери в Калинин.
Советское государство с первых дней всячески стимулировало инициативу трудящихся о переименовании городов и населенных пунктов. Это было частью политики пролетарского государства: забыть, «отрешиться от старого мира». Так, уже в 1918 году город Николаевск Самарской губернии был переименован в город Пугачев. Новая власть знала, что делала. К 1931 году уже были переименованы Санкт-Петербург - в Ленинград (1924 г.), Екатеринбург - в Свердловск (1924 г.), Царицын - в Сталинград (1925 г.). При жизни пролетарского писателя Максима Горького Нижний Новгород был переименован в город Горький (1932 г.). Самара переименована в Куйбышев после смерти заместителя председателя СНК Союза ССР Валериана Куйбышева (1935 г.).
Возвращаясь к сегодняшним датам, 132-летию со дня рождения М.И. Калинина и присвоению городу Твери его имени в 1931 году, мы еще не можем подобно пушкинскому Пимену сказать: «Минувшее проходит предо мною… теперь оно безмолвно и спокойно». Нет, минувшее еще очень живо, оно в памяти нескольких поколений, оно в памяти ныне живущих внуков бывшего главы бывшего Советского государства. Интерес к свершившемуся, свидетелем чего мы являемся, постепенно ослабевает, память истончается, в жизни происходит переоценка событий. Настоящее уходит в прошлое, чтобы остаться в нем. Хронологическая удаленность от событий, наше неучастие в них позволяют нам быть более объективными, беспристрастными в трактовке и интерпретации уже свершившихся событий и фактов. Время - это тоже критерий качественных оценок. Об этом, кстати, говорил и сам М.И. Калинин. Снижаются эмоции, мешающие исследователю, историку, но так свойственные публицистам, пишущим «по горячим следам». В этом их сила. Но документальный факт, то есть сама история, в конечном итоге сильнее. Она рано или поздно расставляет все по своим местам.
9 августа 1925 года М.И. Калинин выступил на торжественном заседании, посвященном открытию Кимрского Дома крестьянина, которому было присвоено имя А.С. Енукидзе, секретаря ЦИК СССР, с кем Калинин работал вместе с 1919 года. Бурей аплодисментов было встречено предложение крестьянина Дмитро-Горской волости Рахманова о переименовании Кимрского уезда в Калининский.
Мнение Калинина относительно переименований, зафиксированное в стенограмме его выступления в Кимрах в 1925 году, позднее было широко растиражировано в книге «М.И. Калинин и Верхневолжье», изданной в 1975 году к 100-летию со дня его рождения. «…Товарищи, теперь два слова, лично относящиеся ко мне. Я считаю, что совершенно излишне переименовывать уезд с моим именем. У нас и так все переименовывается. Я считаю, что старые названия надо сохранять. Быстрые переименования по вдохновению ничем не вызываются, и они бесполезны. Каждое переименование стоит тысячи рублей, на всех картах и планах приходится переименовывать, появляется в истории новое имя. Правда, говорят, что новая метла всегда чисто метет, наша власть и так очень много переименовывала. В центре мы стараемся где только можно тормозить переименования, и я ручаюсь, что ваше предложение будет, безусловно, отвергнуто ВЦИК. Кимры - название очень интересное, по-моему, его надо беречь. Трудно сказать, откуда оно, но, мне кажется, его надо сохранить. Кроме того, Калининский уезд уже имеется, если не ошибаюсь, кажется, в Белоруссии. Волостей тоже достаточное количество. Поэтому я решительно возражаю: это нецелесообразно практически и, наконец, это доказывает нашу чрезмерную спешку, наше неуважение, до известной степени, к прошлому. Конечно, мы боремся с прошлым, строим новое - это верно, но все, что ценного в прошлом, мы должны брать. Вот когда мы умрем и пройдет лет 50 после нашей смерти и наши потомки найдут, что мы совершили что-то заслуживающее внимания, тогда они могут вынести решение, а мы еще молоды, мы, товарищи, не можем себя оценивать. Слишком самоуверенно думать, что мы заслужили переименования места нашим именем». Трудно не согласиться. Однако через шесть лет Тверь переименовывают и называют город именем автора этих правильных слов, переименовывают при его жизни. А почти через 50 лет (точнее 44) потомки, как и предполагал Калинин, вынесли свое решение: в 1990 году вернули городу его историческое название - Тверь. Только теперь на возвращение имени городу потребовалось не десять дней, как в 1931 году, а целые годы усилий передовой общественности областного центра во главе с группой «Возвращение».
Одиноко стоит бронзовая фигура «всесоюзного старосты» на площади Революции, которой до сих пор не возвращено имя Соборной. До революции 1917 года сюда собирались к другому Михаилу - святому благоверному князю Михаилу Тверскому. До 1935 года здесь высился красивейший древний Спасо-Преображенский собор, в котором хранились мощи великого князя Михаила Тверского и других тверских князей.
А ведь прав был Михаил Иванович, беседуя с крестьянами Кимрского уезда в день открытия Дома крестьянина 9 августа 1925 года. Потомки поспешили с памятником, установив его 1 мая 1955 года, спустя девять лет после ухода из жизни своего известного земляка. Через 50 лет (это был бы 1996 год) потомки М.И. Калинина уж точно бы не стали сооружать ему памятник. Сейчас ломают головы, как достойно поступить с нынешним памятником М.И. Калинину, в каком месте города наиболее органично впишется фигура одного из соратников вождей пролетариата - Ленина и Сталина.
Каждый раз, проходя мимо памятника М.И. Калинину, мне вспоминается последний, отмечавшийся в ноябре 2000 года в Верхней Троице юбилей Калинина - 125-летие со дня рождения. Мне было грустно. Похоже на панихиду. Чувствовалось, что все уже в прошлом. Пышные юбилеи кончились. М.И. Калинин имел два прижизненных юбилея - 60-летие и 70-летие со дня рождения, которые отмечала вся страна. После смерти празднование юбилеев продолжалось. Особенно торжественным был 100-летний юбилей в 1975 году. Мне пришлось стать свидетелем последнего официального и скромно отмечаемого юбилея. На нем я познакомилась с внучкой М.И. Калинина Екатериной Валерьевной, которая бывает на родине своего деда. Она пользуется уважением жителей и администрации Верхней Троицы и города Кашина. История продолжается, и мы ее участники.