Роль народа в Великой Отечественной войне неоспорима, это его Победа. Однако стратегия войны ковалась военачальниками. Многие командующие фронтами и армиями проявили себя талантливыми профессиональными полководцами, которые умели правильно оценивать оперативно-стратегическую обстановку, планировать операции и добиваться успеха в сражениях. Но кроме профессиональных качеств и высокого интеллекта, им в значительной степени оказывали помощь их психические процессы и свойства: волевые качества, характер, направленность, способности и темперамент и главное — развитое творческое мышления, психология мышления командующего при принятии решения, рефлексивное управление противником. Это одно из самых ярких и наименее изученных слагаемых Победы.
Наполеон образно сравнивал дарование полководца с квадратом, в котором основание — воля, а высота — ум. К основным волевым качествам относятся целеустремленность, инициативность, решительность, самостоятельность, дисциплинированность.
Интеллектуальные психические процессы (или качество ума) включают следующие двенадцать качеств: целеустремленность, логичность, самостоятельность, глубина, гибкость, широта, быстрота, активность, ясность, критичность, прогностичность, мобильность. Если волевые качества превалируют, полководец будет действовать решительно и мужественно, но недостаточно разумно, в обратном случае у него будут правильные решения, блестящие идеи, но колебания, безынициативность, недостаточность мужества приведут к неполному осуществлению принятого решения или проигрышу сражения.
Г. К. Жуков для активизации творческой деятельности широко ис¬пользовал прием оценки обстановки с точки зрения противника, то есть метод «мышления за противника» и решение задач «с позиции противника».
А. М. Василевский для решения оперативно-тактических задач особое внимание уделял классификации и систематизации данных о своих войсках и противнике с целью выявления новых тенденций и поиска оригинальных решений.
А. И. Антонов широко пользовался методом «мышления с карандашом».
Особенностью мышления К. К. Рокоссовского было «мышление вслух», то есть размышление в присутствии подчиненных и как бы проверка на них хода своих мыслей.
Командующие фронтами отличались друг от друга индивидуально-психологическими особенностями и подходами в решении боевых задач. Были и
хорошо подготовленные кадровые полководцы к началу войны: Г.К. Жуков, Б. М. Шапошников, И. С. Конев, Л. А. Говоров и ряд других, которые действи¬тельно стали настоящими полководцами, проявив мужество и героизм и военный интеллект при проведении ряда оперативно-стратегических операций в ходе войны. Но были и психологически неготовые к выполнению должности полководцев. К ним можно отнести Маршала Советского Союза Г. И. Кулика, который «не смог ни командовать армией, ни выполнять обязанности предста¬вителя Ставки» (Василевский А. Дело всей жизни»).
В беседе с представителем Ставки Н. Н. Вороновым Г. И. Кулик дал слово «личной храбростью искупить вину». Но не хватило у него духа и на личную храбрость.
Не проявил надлежащих волевых качеств и творческого мышления маршал К. Е. Ворошилов в 1941 году под Ленинградом, став специалистом «по отступлению», как его оценивала Ставка. Поэтому было принято решение «Освободить Маршала Советского Союза тов. Ворошилова от обязанностей главнокомандующего Ленинградским фронтом». Его сменил на этом посту Г. К. Жуков.
Характерной чертой Г.К. Жукова, который обладал неукротимой энергией, железной волей, широтой и глубиной стратегического мышления, было стремление «научить командующих и войска искусству побеждать врага с наименьшими потерями» (Василевский А. «Дело всей жизни»).
В самые трудные моменты войны Г. К. Жуков был деятелен, сосредоточен и целеустремлен. О себе Жуков писал: «Я всегда чувствовал, что нужен людям, что постоянно им должен». Так мог писать о себе только великий человек.
Близким к Жукову по характеру был Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев. Его чертой характера была общительность, он не засижи¬вался в штабе, на КП, а после принятия решения на операцию он стремился бывать в войсках, доходя до каждого командира, а если нужно было, то солдата.
Отличительными психическими свойствами и чертами характера Р.Я. Малиновского были высокое мужество, умение не терять управления войсками в любой обстановке, настойчивость в достижении цели и высокая скромность, сердечность.
Требовательным и настойчивым был Л. А. Говоров. Внешне он казался скрытным. А на самом деле был добрейшим человеком, который никогда не повышал голоса, если и видел неправду в докладе, донесении, но зато потом требовал искренности, правдивости, если чувствовал, что человек готов к покаянию. Он проявил незаурядные качества на штабной работе и после войны был начальником Генерального штаба.
Многие при встрече с полководцами отождествляют требовательность с грубостью. Да, были и грубые начальники типа Мехлиса, Еременко и др.
Умение сдерживать эмоции, управлять своим поведением — это отличи¬тельная черта многих наших советских полководцев в ходе Великой Отечественной войны. Маршал Конев, когда ему Верховный главнокомандующий сделал замечание, что он груб с генералами-артиллеристами, ответил: «А у меня не девичий монастырь, а фронт. И генералы не святые отцы, чтоб нельзя их обругать, если заслужили...», Но это было на пользу дела. Конев сочетал высокую требовательность с уважением личного достоинства подчинённых и заботой о них. Но он не терпел людей необязательных, у которых расходилось слово с делом.
В прошедшей Великой Отечественной войне, кроме умения воевать и желания разбить врага, у большинства полководцев был свой стиль и характер руководства войсками.
Особенно важно умение управлять противником в бою, сражении, операции. М.Н. Тухачевский подчеркивал, что «…действительное управление должно быть управление всем процессом боя, т.е. не только своими действиями, но в какой-то степени и действиями противника, навязанными ему нашими действиями…».
Управление противником, в частности, широко использовалось Г.К. Жуковым.
В основном это было рефлексивное управление противником, вероятностный характер управления, оно несло социально-психологический характер, рефлексивный аспект. Это достигается передачей тем или иным приемом «управляемому» противнику информации для принятия им решения, выгодного для «управляющей» стороны, путем силового давления, маскировки, показа силы, применение таких приемов, как «блеф силы», «блеф вооружения», вступление в переговоры и.т.д.
Рефлексивное управление противником — это высокое искусство, подобно шахматам отражающее интеллекты лиц обеих противоборствующих сторон.
В период Великой Отечественной войны использовались самые различные приемы управления противником. Сошлюсь на некоторые из них. Например, «показ силы в слабом месте». Г.К. Жуков, командуя в сентябре 1941 года Ленинградским фронтом, увидел в окопах ополченцев столб, окрашенный зелёной краской. На следующее утро приказал установить на южном краю обороны триста макетов орудий и танков.
Неожиданным было и массовое использование зенитных прожекторов для освещения боя в Висло-Одерской операции. Войска 1-го Белорусского фронта под командованием Жукова Г.К. на Кюстринском плацдарме для прорыва обороны на Одере в ночных условиях 16 апреля 1945 года для атаки танков и пехоты применили 143 прожектора для ослепления противника.
Вот как описывает этот бой сам Жуков: «И вот наступила эта знаменитая ночь на 16 апреля. Никто не спал. Я с нетерпением поглядывал на часы. Казалось, стрелки засты¬ли. За три минуты до начала огня мы вышли из землянки на НП. До конца дней буду помнить приодерскую землю, подернутую весенним туманом. Ровно в 5 часов все началось... Ударили «катюши», заработали двадцать с лишним тысяч орудий, послышался гул сотен бомбардировщиков... А через тридцать минут жестокой бомбардировки вспыхнули сто сорок зенитных прожекторов, расположенных цепью через каждые 200 метров. Море света обрушилось на противника, ослепляя его, выхватывая из темноты объекты для атаки пехоты и танков. Картина боя была огромной впечатляющей силы. За всю свою жизнь я не испытывал равного ощущения...»
А.Ф. ШИКУН, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор Военной командной академии противовоздушной обороны им. Маршала Жукова Г.К., доктор психологических наук, профессор ТвГУ