Параплан (от слов: ПАРАшют ПЛАНирующий) — безмоторный летательный аппарат, планер с мягким двухоболочковым крылом, надувающимся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемная сила создается благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха (вектор подъемной силы, может быть направлен не только вверх, но и вперед). Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).
Чтобы набрать высоту параплан должен попасть в динамический поток (поток обтекания вблизи холма или горки) либо в термик (термический поток или термопузырь). Благодаря наличию термиков (в основном в тёплое время года, стало возможным набирать высоту вплоть до границы атмосферной инверсии (обычно по этой границе проходит база облаков). Существует ещё один — «смешанный» тип потоков: «термодинамики». В Термодинамике параплан летает у склона, но на большей высоте. В Термодинамике и термике воздух часто турбулизируется и купол приходится постоянно «отлавливать» — компенсировать клевки.
На сегодняшний день параплан это самый легкий аппарат из СЛА (СверхЛёгкая Авиация).
Классификация парапланов
Существуют сотни различных модификаций парапланов, но все они делятся на четыре класса.
Класс парапланов standard
Он предназначен для первого года обучения или для первых 100 полетов. Этот класс парапланов наиболее простой и безопасный, прощающий ошибки пилотирования и самостоятельно стабилизирующийся после складываний или так называемых "схлопываний" купола. Парапланы этого класса просты в управлении, но не обладают столь высокими летными качествами, как спортивные модели. Используются пилотами, изредка летающими ради удовольствия.
Класс парапланов performance
Этот класс — промежуточный. Он требует определенного опыта пилотирования. Но при этом еще не обладает летными качествами спортивных парапланов. В случае частичного или полного "схлопывания" купола этого типа способны восстанавливать свою форму самостоятельно или в результате одного, единственно правильного действия пилота. Парапланами этого класса управлять сложнее, и их цена выше. В основном они используются пилотами, регулярно занимающимися парапланеризмом.
Класс парапланов competition
Для профессионалов и спортсменов. Эти парапланы обладают самыми высокими летными характеристиками и позволяют летать долго и на большие расстояния, что необходимо для соревновательных полетов. Данный класс парапланов требует высокого мастерства и целого набора последовательных действий пилота в случае возникновения внештатных ситуаций во время полетов.
Класс парапланов biplace
Класс с подвесной системой для полетов вдвоем. Эти парапланы отличаются увеличенными площадями оболочек, способными нести двойную весовую нагрузку. Пилотами таких парапланов могут быть только инструктора, имеющие достаточный опыт для выполнения полетов с неподготовленными пассажирами.
Еще один, дополнительный, класс парапланов — моторизированный.
Он являет собой соединение мягкого крыла и легкого двигателя с пропеллером, позволяющих вместе получить сверхлегкий летательный аппарат с уникальными полетными характеристиками. Однако для моторной тяги подойдет не любой купол — наиболее оптимальными будут являться устойчивые крылья класса "Standard". На параплане с мотором можно стартовать буквально с пятачка земли и летать более трех часов (пока бензин не кончится), после чего продолжать полет уже с выключенным двигателем. Кстати, в любой момент вы можете выключить двигатель и насладиться свободным полетом в тишине, а по необходимости осуществить повторный запуск двигателя в воздухе.
Этот клас иногда делят на 2: парамоторы и паралеты.
Парамотор - параплан мотором который крепиться за спиной парапланериста. Используется толкающий винт в сетчатом защитном каркасе. Мотор обычно включается для взлета или набора высоты при полетах.
Паралет - легкая одноместная тележка с мотором и толкающим винтом. Имеет повышенную комфортность для пилота при продолжительных полетах. Паралет сильно распространен, так как требует взлетно-посадочной полосы.
Ссылки:
Paraplan.ru — крупнейший российский форум о парапланеризме
Рaraglidingteam - Сайт российской парапланерной сборной