Тема обожения является центральным пунктом богословия, аскетики и мистики Православной Церкви. “Слово Божие сделалось человеком, и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы человек сделался сыном Божиим” – говорит святой Ириней Лионский. “Бог сый, впоследствии стал человеком, чтобы нас обожить” – учит святой Афанасий Великий. Вот мысли, которые постоянно встречаются в богословии Православного Востока.
При раскрытии идеи обожения, необходимо отметить, что термин “обожение” (греч. ??????) не имеет в православном богословии абсолютного значения. Святые отцы, пользующиеся этим термином, постоянно подчеркивают, что “богом” человек может стать не по естеству, но по “благодати” или “по усыновлению”.
Для достижения состояния обожения необходимы труды и усилия. То есть рост этой духовной силы достигается аскетическим самоусовершенствованием человека. “Мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним” – учит святой Антоний Великий.
Обожение человека, по учению святого Исаака, происходит главным образом путем молитвенного созерцания. Созерцая Бога, человек становится богоподобным, ибо через причастие Божественного Света совершается таинство “обожения” человеческой природы. Это есть высшее предназначение человека и конечная цель духовной жизни. Святой Исаак пишет: “Озарясь лучом высшего света, душа, по непостижимому единству, становится подобной Божеству”. Здесь он вполне согласуется со святоотеческой традицией. Преподобный Максим Исповедник: “Созерцатель по причастию Божества, как бы сам становится Богом”. Апостол Павел пишет: “Мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа” (2 Кор. 3, 18)
Обожение для преподобного Исаака, как и для древних святых отцов – святого Иринея Лионского, святого Афанасия Александрийского, преподобного Максима Исповедника и других святых отцов, - это высшее духовное состояние, которого человек может достичь и к которому призваны все христиане.