6 июня из Спасского собора Минусинска увезли мощи святой Матроны Московской. На протяжении нескольких дней православные юга Красноярского края и Хакасии имели возможность поклониться святой и попросить у нее помощи. В последний день пребывания святыни в Минусинске там побывал Наш корреспондент и попытался разобраться, почему мощи Блаженной Старицы произвели в Сибири настоящий фурор.
Новый Иерусалим
Для тех, кто не в курсе, о чем речь, небольшая справка: святая Матрона Московская или Блаженная Старица Матрона – урожденная Матрена Дмитриевна Никонова. Родилась в 1881 году в Тульской губернии. По легенде, родители Матрены, которая появилась на свет слепой, хотели оставить ее в приюте. Однако затем мать передумала, увидев сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на ее груди.
Как сообщает житие, в возрасте восьми лет Матрена исцеляла больных и предсказывала будущее. В 18 лет у нее отнялись ноги. Умерла Матрена Никонова в 1952 году, в 1999-м была канонизирована как московская месточтимая святая, а в октябре 2004 года состоялась общецерковная канонизация.
Существует версия, что в начале Великой Отечественной войны Блаженная Старица имела беседу с Иосифом Сталиным, в которой предсказала победу над Германией.
Сейчас в интернете есть сайт Матроны Московской, на котором люди описывают различные чудеса, которые происходили в их жизни после обращения к помощи святой: к примеру, не решался квартирный вопрос, сходила на могилку Матроны – на следующий день дали квартиру, или не было работы, пришел на могилку, прижался лбом – через пару дней предложили работу и дали денег, и т.д.
Весной 2012 года мощи Матроны Московской из Покровского монастыря Москвы повезли по Сибири: сначала ковчег был выставлен в Красноярске, а 28 мая святыню привезли в Спасский Собор Минусинска. Можно сказать, что в Минусинске паломничество к мощам святой выглядело куда более впечатляюще, чем в столице края, хотя и к Покровскому собору Красноярска стояла очередь протяженностью чуть ли не в автобусную остановку. Вряд ли в Красноярске поклониться московской Старице пришло меньше людей, чем в Минусинске, однако на фоне маленького южного городка очередь в храм смотрелась очень внушительно.
А еще Минусинск, в отличие от северного соседа, впечатлял некоторыми яркими образами. Вот на лужайке за храмом преспокойно спит человек, состояние которого, очевидно, не позволяет проснуться от церковных песнопений. На завалинках соседних с храмом домов курят почему-то преимущественно женщины, видимо, нервничают перед встречей с заступницей. Сигареты, правда, рядом не продают, зато вовсю работает цветочный бизнес. Днем хризантемы и лилии можно было купить от 100 рублей, а вечером старушки начали продавать розы по 70 рублей.
В дни паломничества из большинства цветочных киосков Минусинска вообще исчезли цветы дешевле 100 рублей за штуку.
– Да "вошкаются" люди, покупают, – делится продавщица одного из магазинов. – Ага, миллиарды зарабатываем!
Трудно сказать, сколько точно людей посетило храм за те дни, пока мощи были в Минусинске. 5 июня ваш покорный слуга намеревался честно отстоять очередь, но, по прошествии получаса продвинувшись всего на пару метров, оставил эту затею. Позже женщина из Минусинска рассказала, что заняла очередь в половине первого дня, а в храм попала в половине восьмого вечера.
Из-за наплыва посетителей храм не закрывался даже на ночь, в отличие от Красноярска и Кемерова, где церкви не принимали прихожан в ночные часы. Православная религия учит терпеть: именно этим и занимались тысячи человек, приехавших из разных населенных пунктов Хакасии, Красноярского края и даже Улан-Удэ. Впрочем, многим терпения не хватало: люди уходили домой, не попав в храм, а некоторые уезжали на "скорой", не выдержав несколько часов на 35-градусной жаре.
Кто, куда и зачем
Не желая стоять в очереди, ваш покорный слуга отправился искать другие пути внутрь храма. Через черный ход пускали без очереди прихожан с маленькими детьми, но, как назло, никакого бесхозного ребенка рядом не оказалось.
Впрочем, иной раз проходили люди с чадами, которые по размерам явно превосходили своих родителей. Акселерация, что поделаешь! Нет-нет, да и просачивались женщины, дети которых, очевидно, ждали в храме заранее. Человек в казачьем обмундировании, стоявший на входе, объяснил, что фотографировать в церкви нельзя, и если есть желание попасть в храм, то стоит попробовать пройти через другой вход, "через полицию".
Обстановка у другого входа показывала, что шансов на благоприятный исход мало.
– Еще раз повторяю, пускаем беременных женщин и с грудными детьми, а то посмотри, пятилетних уже ведут, – возмущается человек в штатском на входе.
Стоявший рядом полицейский, услышав вежливую просьбу корреспондента, отрезал:
– Вам же сказали! Хотите пройти – ночью приходите!
– Уже восьмой день пошел, а вы только появились, – с укоризной добавил служитель храма в штатском, что, видимо, означало "нам реклама уже не нужна, а вы тут приперлись".
– Пустите, у нас в три часа автобус в деревню, – предпринимают попытку штурма женщины с цветами.
В ответ получают нечто среднее между "не положено" и "всем на автобус надо". Пришлось им возвращаться "в деревню" без небесной благодати.
Впрочем, из-за жары ворота церкви были распахнуты, поэтому наблюдать, что происходит внутри, можно было достаточно легко. Служители настойчиво просили прихожан поторопиться и не задерживаться перед ковчегом с мощами, так что о том, чтобы остаться со святыней наедине, можно было и не мечтать.
– Сфотографируйте меня, пожалуйста, на фоне храма, – вдруг попросил мужчина крепкого телосложения и мгновенно встал в боксерскую стойку. – Меня зовут Иван Анатольевич Лебедев, я мастер спорта по боксу из Белого Яра, брат Дениса Лебедева, чемпиона мира по боксу среди профессионалов, вот пришел просить за здравие близких и за брата.
Свою принадлежность к семье и тренерскому штабу Дениса Лебедева Иван Анатольевич подтвердил, показав футболку с надписями "Витязь" и "Lebedev team".
Две девушки лет по 17, видимо, тоже не желая стоять в очереди, жадно смотрели, как в храм пропускают "льготников": беременных женщин и молодых матерей. Услышав вопрос: "С какой целью пришли в храм?" – девушки попросили их не фотографировать и бросились бежать в разные стороны. Возможно, застеснялись, а может, и в самом деле не знают, зачем пришли?
Мощи, да не те!
Большинство паломников, с которыми удалось поговорить, трактовали цель своего визита в храм, как "попросить у Матроны здоровья", "попросить за себя и своих близких" или "попросить всего, чего обычно просят у Бога". Одна женщина, к слову, отстоявшая в очереди почти восемь часов, сказала:
– Не знаю, если честно, зачем столько людей сюда пришло, на Пасху бывает в разы меньше, видимо, надеются на чудо, как и я, а вдруг поможет!
Правда, от чего или с чем "поможет", прихожанка так и не уточнила.
Как рассказал нам директор Абаканской православной гимназии Александр Горбатов, догмат почитания мощей святых в христианстве был принят на Седьмом Вселенском Соборе.
– Мощи сохраняются и почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями, и, по учению Православной церкви, являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки. Мощи святых должны находиться в каждом храме, иначе в храме попросту нельзя проводить литургии, – объяснял "ШАНСУ" таинство Александр Горбатов. — Сейчас проблема в том, что многие придают мощам больше магическое значение, чем религиозное, то есть считают, что они помогут им обязательно победить болезнь или поправить материальное положение. Смысл же не совсем в этом: соприкоснувшись со святыней, человек должен, прежде всего, покаяться, ощутить свою низменность, а значит — измениться.
Также Александр Горбатов рассказал, что в храмах Абакана мощи святых хранятся на постоянной основе:
– Мощи Матроны Московской хранятся в Преображенском Храме Абакана, также там есть мощи новомучеников. В храме Серафима Саровского два больших мощевика, в частности, там хранятся мощи Паши Саровской, святой, которая предсказала Николаю Второму рождение наследника и гибель империи. Поэтому для Минусинска нынешнее паломничество – праздник, но, могу сказать, что в у нас Абакане — праздник каждый день.
Получается, мощи той же самой святой постоянно хранятся в Абакане, а люди, сломя голову, несутся прикоснуться к привезенным святыням? Почему?
Многие паломники о существовании мощей в храмах Абакана просто не знали, а о том, что останки Матроны Московской везут по стране, услышали из средств массовой информации, отсюда и ажиотаж. "В первый раз слышу, что в Преображенском храме есть мощи, видимо, мощи, да не те!" – поделилась со мной женщина из Саяногорска.
– Я только сегодня узнала, что в Абакане есть мощи Матроны Московской. Даже не могу сказать, чем они отличаются, наверное, ничем. Но все же сюда идут, – рассуждает прихожанка из Минусинска.
Однако были и те, кто поклонялся мощам Матроны в Абакане.
– Да, в Абакане тоже есть святыни, останки святых, но здесь паломничество, особая энергетика, "намолено" очень хорошо, поэтому верующим нужно здесь побывать, – высказалась женщина, приехавшая из Краснотуранска.
По мнению же отца Александра Горбатова, на фоне серьезной "информационной поддержки" паломничества у людей попросту могло проявиться стадное чувство.
– Все поехали, и мне, значит, надо — многие люди думают именно так. Это хорошо, когда человек приехал, скажем, из Абакана в Минусинск, чтобы поклониться мощам, в этом нет ничего плохого, но когда он действительно осознает, зачем это делается, а не едет, как в Сочи или в Анапу, – заключил Александр Горбатов.
Ну а вместо послесловия, оценивая все происходившее в эти дни в Минусинске, можно заметить, что служителям Русской Православной Церкви было бы полезно поработать на ниве туризма: так привлекать клиента туроператоры пока еще не научились.