Среда, 01.05.2024, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 790
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (293 – 325 ГГ. )

ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (293 – 325 ГГ. )

ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (293 – 325 ГГ. )
1. 1. Жизнеописание
1. 2. Творения св...
Св. Афанасий сравнивает образ Божий в человеке с иконой, на которой «лик сделался невидимым от внешних нечистот». «Можно было бы, конечно, оставить эту старую доску и создать иконописный образ на новой, но Бог восхотел иное: он не пишет новой иконы, а восстановляет потускневший свой образ на старой доске»...
1. 3. Появление арианства...



1. 1. Жизнеописание

Сведения о первых годах жизни св. Афанасия очень скудны. Будущий святитель родился в Александрии в 293 году в христианской семье. Его детство совпало с периодом ужасного гонения на христиан при Диоклетиане в 303 году. Во время гонения он был в таких годах, что у него не осталось личных воспоминаний. В одном из своих сочинений св. Афанасий упоминает, что слышал от людей своего времени, как некоторые язычники скорее готовы были подвергнуться лишению имущества и терпеть тюремные заключения, чем выдать христиан мучителям.

Александрия представляла много средств св. Афанасию для образования ума. Он получил научное образование, нужды века и обыкновенный порядок тогдашнего учения заставили его знакомиться с произведениями языческих мудрецов и поэтов Греции. Его раннее сочинение «Слово на язычников» показывает его знакомство с Гомером и Платоном. На все это, по свидетельству св. Григория Богослова, он употребил «не много времени». Богословское образование св. Афанасий получил от «свидетелей Божества Христова» – исповедников, потерпевших от языческого гонения. Особенно он изучил все книги Ветхого и Нового Завета, как другой не изучил и одной. Тщательное воспитание в православной вере будущий пастырь получил от наставников Огласительного училища в Александрии.

Сама жизнь в Александрии была воспитанием. Здесь он, вероятнее всего, соприкасался со всеми формами торговой и культурной жизни, с писателями из разных стран и с приверженцами различных форм языческой и еретической веры. Ему, наверное, приходилось быть свидетелем влияния иудейства и поведения христиан, совращающихся к различным формам ереси.

Одним из таких событий, которое в будущем повлияет на жизнь св. Афанасия, был Мелетиев раскол в 301 году. Он произошел вследствие вопроса о падших, который осложнился спором о правах Александрийского епископа. Мелетий был епископ Ликопольский, занимавший кафедру, которая в Египте по своему достоинству считалась второю после кафедры Александрийской, занимавшейся епископом Петром с 300 по 311 годы. Во время гонения при Диоклетиане Петр удалился из своей епархии и Мелетий без всякого полномочия присвоил себе право рукополагать священников в другие епархии и отправлять обязанности первосвятителя. Позже он был низложен св. Петром и одним собором египетских епископов. Вместо того чтобы подчиниться этому приговору, Мелетий сразу же стал во главе раскола, который был осужден в 325 году на Вселенском Соборе в Никее. Впоследствии мелетиане соединились с арианами и доставили много зла Церкви, в особенности будущему святителю Афанасию.

Другое событие, происшедшее в это время, было прибытие Ария в Александрию. Сначала он поддерживал Мелетия, а затем перешел на сторону св. Петра, которым он был рукоположен в диакона, но впоследствии подвергся подозрениям. Будучи мальчиком, св. Афанасий, вероятно, часто видел его и, быть может, даже слышал его беседы, мало сознавая, какую выдающуюся роль им придется играть в будущие годы.

В 311 году архиепископ Петр удостоился мученического венца. Если св. Афанасий не был личным свидетелем славной кончины этих верных христиан, то его детская душа не могла не получить сильного впечатления от рассказа о их мужестве.

Умственное образование св. Афанасия довершено было в обществе подвижников, которых он любил и с которыми отыскивал случаи знакомиться. Известно, что он многократно видел преподобного Антония Великого, а самого Афанасия за строгую жизнь считали в числе подвижников.

В 312 году, после непродолжительного епископствования Ахилла, на александрийскую кафедру был избран Александр. Вскоре после его избрания случилось одно интересное событие, передаваемое Сократом: «Руфин рассказывает, что будучи еще ребенком, Афанасий со своими сверстниками уже играл в священную игру: это было подражание священству и сословию посвященных. В сей игре Афанасий получал престол епископа, а их прочих детей каждый представлял либо пресвитера, либо диакона. Такую игру дети повторяли всякий раз в тот день, когда совершаема была память мученикам и епископа Петра. В это время александрийский епископ Александр, проходя мимо, увидел игру детей и, призвав к себе их, спрашивал у каждого, которое лицо кто из них представлял в игре, и по игре старался предузнать что-нибудь касательно их особенностей. Он приказал также водить этих детей в церковь и учить их, особенно же Афанасия». Таким образом, св. Афанасий еще с ранних лет сделался известным епископу Александрийскому Александру. Известно, что Афанасий, будучи еще немного более чем мальчиком, занял место в качестве любимого члена в доме св. Александра, жил с ним «как сын с отцом».

Таким образом, он провел несколько плодотворных лет в центре церковной деятельности, под кровлею первосвятителя, авторитет которого признавался более чем ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя. Афанасий стал домашним секретарем в письменных сношениях по церковным делам. В 319 году он был рукоположен в сан диакона.



1. 2. Творения св. Афанасия в этот период

В это время св. Афанасий пишет первые сочинения «Слово на язычников» и «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти». На них мы остановимся подробнее, чем на последующих.

В творениях св. Афанасия эти сочинения печатаются одно за другим, как два самостоятельных труда. На самом же деле второе сочинение является продолжением первого. Начиная свое второе сочинение, автор ссылается на первое.

В начале своего первого слова св. Афанасий говорит, что появление язычества произошло из-за падения человечества. «Как скоро ум человеческий отступил от Бога, – говорит он, – люди, ниспадая в понятиях и помыслах, прежде всего воздали божескую честь небу, солнцу, луне и звездам, подумав, что они не только боги, но и виновники всего прочего». Дальше святитель, сказав появлении язычества, показывает нелепость и безнравственность мифологических преданий и доказывает ложь и ничтожество язычества. Потом указывает пути к познанию истинного Бога через рассмотрение человеческой души и созерцание нынешнего мира в его гармонии и красоте. Архимандрит Киприан об этом сочинении св. Афанасия говорит: «Автор не возвышается в нем над уже нам известным уровнем аналогичных сочинений II – III веков. Совсем иную ценность имеет «Слово о воплощении».

В этом труде Афанасий показывает, что для восстановления искаженной грехом человеческой природы не могло быть иного средства, кроме Воплощения, Смерти и Воскресения Сына Божия, в доказательство чего приводит многочисленные ссылки на Священное Писание.

В основе «Слова о воплощении... » лежит библейское учение о создании человека по образу и подобию Божию. «Бог даровал людям нечто большее: не создал их просто, как всех безсловесных животных на земле, но сотворил их по образу Своему». Но человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но по причине подобия Сущему, если бы сохранил иное устремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление». Боговоплощение тесно связано с учением об образе. Св. Афанасий видит две причины Боговоплощения. Первая: Бог воплощается, чтобы освободить нас от тления, так как «тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременно смертию». Вторая: Бог воплощается, чтобы через воплощение Слова мы «могли приобретать понятие о самом Отце» и «познавать и Отца... », так как образом Отца является только Сын, Его Слово.



Св. Афанасий сравнивает образ Божий в человеке с иконой, на которой «лик сделался невидимым от внешних нечистот». «Можно было бы, конечно, оставить эту старую доску и создать иконописный образ на новой, но Бог восхотел иное: он не пишет новой иконы, а восстановляет потускневший свой образ на старой доске». Для этого «Слово Божие приходит как человек, приемля на Себе тело, подобное телам человеческим», чтобы обновлять человека, созданного по Его образу.

Далее св. Афанасий касается христологической темы, которая раскроется в следующем, пятом веке: Он говорит, что воплощение Слова не есть ограничение Божества. «В теле Оно было, и находилось во всех тварях, и было вне существ, и успокаивалось в Едином Отце». Испытывая все человеческое, «вкушало пищу, родилось, страдало». Слово – Сын Божий в то же время обнаруживает в чудесах, в смерти и воскресении всю полноту Своего Божества.

Здесь св. Афанасий останавливается на теме об искуплении. Господь «не сложил с Себя тела сам, а так же не избегал злоумышляющих иудеев» для того, чтобы «положить конец не Своей смерти, но смерти всех людей, поэтому Он «принял смерть от людей, чтобы и эту смерть, коснувшуюся к телу Его, истребить совершенно». Истребить смерть воскресением тела потому, что «у Господа главною целию было воскресение тела», а «воскресению же должна предшествовать смерть». «Для чего, – спрашивает св. Афанасий, – Сын Божий, не претерпел Иоанновой смерти чрез усекновение главы, не, как Исаия? – и отвечает, – для того, чтобы и в смерти сохранить тело не раздробленным и всецелым», чтобы воскресло все тело. Христос, следовательно, распространяет блага воскресения на всю природу человеческую, без всякого ее ущерба. Господь не задерживается в Своей смерти, а воскресает немедленно, чтобы «для всех стало явно, что тело умерло не по немощи естества вселившагося Слова, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя». После этих утверждений святитель развивает мысль о бессилии смерти после победы Христа над нею. «А что смерть сокрушена, что крест соделался победою над нею, что она не имеет уже более силы, но действительно мертва, сему немаловажным признаком ясным удостоверением служит то, что пренебрегается она всеми учениками Христовыми, все наступают на нее и не боятся ее, но крестным знамением и верою во Христа попирают ее как мертвую».

Далее св. Афанасий подтверждает свои мысли об искупительном значении Христовой смерти доводами от ветхозаветных пророчеств для уверения колеблющихся иудеев. Наряду с этим он лишний раз обращает свою речь против язычников, чтобы обличить суетность язычества и показать истинность христианского вероучения. Пришествие Христово было нужно для уврачевания недугов и научению людей вере. «Господь пришел не показать Себя, не уврачевать и не научить страждущих». «Никакая тварь не заблуждала в понятиях о Боге, кроме одного человека,... Только люди уклонились от добра», сотворив себе идолов, исказив истину. Пришествия Бога во плоти нужно было для того, чтобы восстановить истину, чтобы человека приблизить к Богу, сделав его причастником божеского естества. Из всего сказанного св. Афанасий выводит заключительную мысль: «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились». Профессор Попов, исследуя наследие св. Афанасия, пишет: «Формулой, кратко выражающей смысл учения св. Афанасия о спасении служат слова: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», Сын Божий соделался Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие соделались сынами Божиими, а самую перемену, происходящую в искупленных он обыкновенно называет термином обожение». «Учение об обожении было, есть и навсегда останется любимою и вечно живою истиною православного учения о человеке. В этом заслуга Великого александрийского настоятеля».



1. 3. Появление арианства.

После того, как указанные сочинения уже обнаружили наклонность ума молодого диакона, епископ Александр в 319 году получил сведения о еретическом учении своего пресвитера Ария.

Это учение оказало большое влияние на историю Церкви. «Арий увековечил свое позорное имя, – говорит Андрей Николаевич Муравьев, – смешав его с бедствиями Церкви и заслужил достойную клятву, как виновник и глава неслыханной дотоле ереси».

Арий родился в 256 году в Ливии, по другим сведениям в Александрии. Он получил свое воспитание у Лукиана, пресвитера Антиохийского, где он был сотоварищем Евсевия Никомидийского. Лукиан был во главе знаменитой антиохийской школы богословия. Арий, как уже говорилось выше, некоторое время поддерживался раскола епископа Мелетия, отлученного от Церкви за беспорядки св. Петром Александрийским, и хотя впоследствии был принят им в общение и даже поставлен в диаконы, но снова изгнан за то, что осуждал справедливую строгость епископа Петра в отношении к виновному Мелетию. Св. Петр, находясь в узах, предсказал наступающее смятение в Церкви. Ему в сонном видении явился на жертвеннике Светлый Отрок Господь наш Иисус Христос, в нешвенном хитоне, разодранном от верху и до низу. «Господи, кто смел коснуться твоей одежды! – воскликнул святитель. «Арий раздрал ее», – ответил Божественный Отрок и стал невидим. После мученической кончины св. Петра Ахилл, его преемник, простил Ария и посвятил его в пресвитера и вручил его попечению приход в Александрии. По внешнему виду Арий был высок, худ, как аскет, серьезный, но приятный в обращении, красноречив и искусен в диалектике, но также хитер и честолюбив; он был человек с мятущейся душой. «Он сладок был в беседе, – говорит о нем Епифаний, – действуя на души убеждениями и ласкательствами». По смерти епископа Ахилла его кандидатура на кафедру Александрийского епископа была одной из первых. И кажется, избирательные голоса чуть ли не поровну разделились между ним и Александром. Арианский историк Филосторгий говорит, что Арий великодушно отказался от чести в пользу Александра. А Феодорит говорит, что источником особого нерасположения Ария к Александру и его еретического упорства была страсть честолюбия: от неудачной конкуренции с Александром.

По свидетельству Феодорита, Арий имел особое поручение от Александра толковать Божественное писание. Толкуя Священное Писание и поучая народ в своей церкви, Арий проводил те самые догматические воззрения, за которые он потом был осужден церковью. И действительно, однажды, объясняя известное место из Притчей царя Соломона: «Господь создал меня в начале путей своих» (Прит. 8, 22), он высказал и развил учение о тварной природе Сына Божия. Но епископ Александр не знал об этом и едва ли следил за его проповеднической деятельностью. Святитель Александр, строго следуя учению Священного Писания и преданию своих благочестивых предшественников, нередко богословствовал в присутствии подвластных ему пресвитеров и других клириков о Святой Троице. На одном их таких собраний, когда он, рассуждая, замечает церковный историк Сократ, философски о Святой Троице, что Святая Троица есть в Троице Единица, Арий напал на своего епископа, обвиняя его в савелианстве, и вслух всех высказал свое учение о тварности Сына Божия. Основные положения учения Ария: «Было время, когда существовал один только Бог Отец, нерожденный, первопричина сущего. Восхотев создать мир и зная, что мир, бесконечно удаленный от Бога, не может вынести непосредственного действия Его творческой силы, Бог Отец творит из несущего посредствующее Существо между Ним и миром – Сына Божия, дабы через Него создать мир. Как сотворенный из несущего, Сын так же изменяем по природе, как и все творения». Епископ пытался было заблуждающегося пресвитера вразумить сначала дружескими увещеваниями, но тот оставался непреклонным. Между тем снисходительное отношение к Арию со стороны епископа некоторые ревнители правой веры порицали столь сильно, что Церкви александрийской даже грозил раскол. Тогда Епископ Александр, признав неправославными мысли Ария, отлучил его от церковного общения. Сторону Ария приняли некоторые епископы, из которых наиболее известны Феона Мармарикский и Секунд Птолемандский. Присоединилось к нему также около двадцати пресвитеров, столько же диаконов и множество девственниц. Видя, зло разрастается, Александр составил Собор из многих епископов и низложил Ария вместе с его единомышленниками уже вторично.

Невозможность оставаться более в Александрии заставила Ария искать себе убежище сначала в Палестине, откуда он старался расширить круг своих сторонников, в то время как епископ Александр распространял послания, предостерегающие от увлечения еретическим учением, решительно отказываясь примириться с Арием, за которого перед ним некоторые с Евсевием, епископом Кесарийским во главе, ходатайствовали. Удаленный из Палестины по настоянию Александрийского епископа, Арий перешел Никомидию, где епископом был Евсевий, как и Арий, ученик и почитатель Лукиана. Один Вифинийский местный собор, руководимый Евсевием Никомидийским, признал Ария православным, и Евсевий принял его в церковное общение. В свое пребывание в Никомидии Арий составил книгу «Фалия», предназначенную для простолюдинов, расположение которых он умел приобретать. Здесь в легкой, общедоступной, полустихотворной форме Арий излагал свое еретическое учение о Сыне Божием, дабы укоренить его и сделать известным. Кроме того, по свидетельству Филосторгия, он написал: «корабельные, мельничные и путевые песни» и другие подобные сочинения и придавал им напевы, «чтобы приятностию напева увлечь людей неопытных к своему нечестию».

Церковная смута, поднятая ересью, разрасталась все более и более, так что сам император Константин обратил на нее свое внимание. Чтобы прекратить споры, он по совету некоторых епископов, а именно Евсевия Кесарийского, имевшего на него особенное влияние, обратился с письмом, адресованным епископу Александру и Арию, в котором призывал обоих к миру и единению. С этим письмом императора в Александрию был отправлен Осия Кордовский, один из старейших и наиболее уважаемых епископов. В Александрии, на месте возникновения споров, Осия убедился в необходимости решительных мер для уничтожения зла, так как несогласия в Церкви осмеивались уже в языческих театрах, возвратившись, разъяснил императору Константину действительное положение и истинную суть дела. Заботящийся о мире и Церкви, император решил созвать епископов из всех стран, чтобы в общем голосе представителей Церкви сама собой обнаружилась и утвердилась истина. Во время борьбы епископа Александра с арианской ересью св. Афанасий тоже принимал со своим епископом живое участие в этой борьбе.





Другие статьи по теме:

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Реформа богослужения

ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К СОВРЕМЕННОМУ ПРОЦЕССУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К СОВРЕМЕННОМУ ПРОЦЕССУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ СВ. АФАНАСИЯ (365 – 373 ГГ. )
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ СВ. АФАНАСИЯ (365 – 373 ГГ. )

СВЕТ И ТЬМА ВОСТОКА

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: pressvl (15.09.2012)
Просмотров: 1032 | Теги: ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО Р, религия | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Полезные советы]
А вы делаете покупки с применением промокодов? (0)
[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
[Товары для дома]
Система виртуальной реальности (0)
[Бизнес и финансы]
Аренда мест в московских Торговых Центрах (ТЦ): Какие бизнесы пользуются популярностью (0)
 


Самые читаемые статьи

Где в интернете найти ссылки паркур-сайтов? (0)
BMW 728i (0)
Volkswagen Passat 1.8 5V Turbo (0)
Как установить багажник на велосипед с дисковыми тормозами (0)
ЧАСТЬ 2 (0)
Какие есть направления в фитнесе? (0)
Как правильно выбирать автозапчасти (1)
Планы «Ювентуса» – угроза «Зениту»? (0)
Петроглифы Карелии (0)
Основные правила безопасности при дайвинге (0)
Лучший защитник кожи - брокколи (0)
Отзыв о ВАЗ 2170 (0)
Обзор Lexus CT200h (0)
Где в Москве есть пункты приема старых аккумуляторов? (0)
"Молочная диета" от живота (1)
Рецепты с гербами и вензелями (0)
Как нас обманывают на российских АЗС (0)
Что ждет российскую санаторно-курортную систему (0)
Комплекс упражнений: (0)
Как появился и развивался футбол? (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024