Кама Гинкас благословил Светлану Чаптыкову на режиссуру
Кама Гинкас благословил Светлану Чаптыкову на режиссуру
8 мая председатель Союза театральных деятелей Хакасии, актриса и постановщик многих спектаклей в нашей республике Светлана Чаптыкова получила сертификат от самого Камы Гинкаса. Для тех, кто не знает, – это известный российский режиссер, заслуженный деятель искусств России и лауреат Государственной премии РФ, под руководством которого начиная с 2007 года в режиссерской лаборатории работают режиссеры со всей страны, а с недавних пор и их коллеги из Греции, Венгрии и Финляндии. По словам Светланы Семеновны, сертификаты получили самые упертые — в этом году их было восемь человек. Остальные режиссеры продолжают обучение у легендарного профи.
Курсы Гинкаса рассчитаны исключительно на женщин, среди которых были ученицы от 25 до 70 лет. Два раза на них побывала молодой режиссер из Хакасии Саяна Ултургашева. Присоединиться к ней могут и другие представительницы этой профессии. Лаборатория абсолютно бесплатна. Проживание ее участников — тоже. Единственной потенциальной проблемой для многих режиссеров остается дорога, которая из отдаленных уголков выходит в копейку.
"В театре возможно все, кроме пошлости
и скуки"
Курсы проходили и в Москве, и в Ялте, и в Прибалтике. В последний раз режиссеры встречались в культурной столице – Санкт-Петербурге. Светлана Чаптыкова с воодушевлением ждала каждой новой встречи. Театр в последнее время очень изменился, и очень важно режиссерам из глубинки ознакомиться с современными тенденциями и суметь находить уже в известных пьесах что-то принципиально новое не только в режиссуре, но и в художественном, и световом оформлении спектакля.
На прошлой неделе, 25 мая, отмечали важную культурную дату — 70-летие знаменитого российского актера и председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. Светлана Чаптыкова побывала на "калягинской" выставке, открывшейся в московском театральном музее имени А.А. Бахрушина. Особенно запомнились его афоризмы: "В театре возможно все, кроме пошлости и скуки"; "Если не веришь, что можешь что-то сделать, надо уходить с любого места"; "Я воин на поле любви. Ненависть меня парализует".
– Мы много говорим о том, каким должен быть актер, режиссер. На мой взгляд, актер в первую очередь должен быть добрым и человечным, пусть и не самым талантливым, – делает вывод В разговоре с нашим корреспондентом Светлана Семеновна. – Мы представляем собой увеличительное стекло. Во взгляде актера не должно быть злости — это может быть вопрос, боль, любовь, какой-то поиск или заблуждение, но не злость. В этом же музее мне довелось посетить выставку, посвященную Федору Шаляпину (голос которого звучал постоянно), и послушать концерт ветеранов сцены. После него я сфотографировалась с лучшим балалаечником России Михаилом Федотовичем Рожковым. Статный, при бабочке, в белом пиджачке — а ведь ему 90 лет! Ну и не могла я в столице не зайти в театр Фоменко, правда, спектакли, которые шли в те дни, я уже видела в прошлом году. Среди них – "Вешние воды" Тургенева, которые по заявкам зрителей перенесли на большую сцену. В первый раз он меня впечатлил, а во второй я начала выискивать недостатки. Именно поэтому режиссеру нельзя смотреть спектакли два раза.
И у знаменитых
режиссеров бывают провалы
Московские спектакли шли, как говорится, не по плану. В Петербурге режиссеры посещали театры уже в рамках лаборатории Гинкаса. "Гедду Габлер" Ибсена, поставленную учителем в знаменитой Александринке (Александринском театре) в прошлом году, показали 5 мая.
– Очень спорный спектакль, – сделала вывод Светлана Чаптыкова. – И некоторые просто не приняли режиссерское решение. Оказывается, со спектаклей уходят не только в Абакане, но и в культурной столице, где трудятся знаменитые режиссеры. Кама Миронович понял, что не всем его работа пришлась по душе, но оставляет обсуждения критикам. Режиссеры, по его мнению, в спектаклях обязательно должны понять замысел своего коллеги и найти что-то новое для себя, даже если спектакль очень слабый. Спорный спектакль мы посмотрели и в театре имени Ленсовета. Молодой режиссер Вытоптов "облачил" персонажей "Леса" Островского в современные костюмы. В период студенчества мы здесь смотрели генеральные прогоны спектаклей с участием Алисы Фрейндлих, которая играла Катарину и Дульсинею Тобосскую. Самые любопытные спектакли увидели в Театре Европы под управлением Льва Додина. Очень раскрученный театр, премьеры которого смотрят в Европе. Всю нашу группу впечатлил "Ворон" Карло Гоцци — его поставил один из самых известных режиссеров современности Григорий Дитятковский. После спектакля мы "летели" до гостиницы.
Первый
радиоспектакль
в Хакасии посвятят ученому
7 мая — в то самое время, когда режиссеры съехались на курсы — Кама Гинкас отпраздновал день рождения.
– Мы поздравляли режиссера не первый год, и каждый раз он просил исполнить хакасские песни, – с улыбкой рассказала Светлана Чаптыкова. – Он все время называл меня восточной женщиной и в завершение обучения благословил меня на занятие режиссурой, символично возложив руку мне на голову.
После всех этих спектаклей и курсов Гинкаса в сознании хакасского режиссера, по ее же словам, что-то щелкнуло.
– Вместе со мной учились опытные режиссеры, а я этим искусством занимаюсь всего 10 лет, да и то за это время очень мало поставила, – признается Светлана Семеновна. – За это время у меня, кажется, и не было возможности проверить, на что я способна. Во время последней поездки в Петербург я окончательно утвердилась в мысли, что должна сделать что-то особенное. Кама Миронович все время говорил, что режиссеры не должны бояться "воровать" (он сам с этого начинал), просто эти идеи надо преломить в своей голове. Если режиссер не видит в чужом спектакле ничего хорошего, значит, он выбрал не ту профессию. Я считаю, не нужно жалеть деньги на такие поездки. И актеры, и режиссеры должны набираться у известных мастеров новых идей. Только в этом случае они смогут открыть для себя что-то новое. Я шесть лет ездила в лабораторию Гинкаса за свой счет, и академию за свой счет закончила просто потому, что без этого не могу. Но, к сожалению, не у всех есть такая возможность. Хотелось бы, чтобы этим путем шли молодые, для которых в Союзе театральных деятелей России открыли специальный отдел. В Хакасии работают четыре театра, и для творчества у нас — непаханное поле. В этом году мы провели театральный фестиваль "Белая юрта", на его открытии в Усть-Абакане почему-то не было ни одного представителя власти и даже отдела культуры. Может быть, мы сами недоработали. Я благодарна, что режиссеры театров откликнулись. Конечно, не все у нас было гладко, но фестиваль дал возможность профессиональным критикам обсудить наши спектакли. Мы планируем провести вторую "Белую юрту" и конкурс "Вдохновние" (о нем наши читатели также знают, в котором будут читать произведения хакасских поэтов — мне очень интересено творчество Валерия Майнашева и Натальи Ахпашевой. В год Катанова я хочу выпустить первый радиоспектакль о Николае Федоровиче. Он будет на русском языке, но в некоторых сценах, возможно, будет звучать и хакасская речь. Ну а в перспективе мне бы хотелось поехать на курсы драматургов и написать книгу о нашем театре.