Каллистрат Фалалеевич Жаков родился октября (18 сентября) 1866 года в многодетной крестьянской семье из глухой деревушки Давпон, затерявшейся в Вологодской губернии близ города Усть-Сысольск. Предками его были зыряне – народ коми. Ему пришлось пройти долгий многотрудный путь, прежде чем крестьянский сын занял профессорскую должность.
Знакомство в 1888 году с трудами великого И.Канта во многом предопределило его дальнейшую судьбу. Юный Жаков даже выпил раствор сулемы, пытаясь опровергнуть утверждение Канта о том, что сущность вещей непознаваема. К счастью, он выжил. В своих ранних работах Жаков горделиво утверждал принципиальную познаваемость мира, всего сущего на земле. Но на закате жизни он писал уже противоположное: «Познание Бога Самого в Себе неподвластно рациональности».
В 1912 году в автобиографическом романе «Сквозь строй жизни» Жаков написал такие строки: «Единственное, чего хочу я, убедить людей своим жизнеописанием, что человек достоин снисхождения, любви и пощады. Всего этого просит человек у другого человека. Не убивайте никого, пусть каждый живёт по путям своим. Также стремлюсь я к тому, чтобы дух жизни не оставил шар земной, чтобы невинная плоть перестала страдать».
В 30 лет ему удалось, наконец, получить заветный аттестат зрелости, открывший дорогу к высшему образованию. С 1896 года он учился в Киеве, где мучительно долго пришлось выбирать между философией и астрономией, математикой и биологией. Но любовь к философии оказалась сильнее. Вскоре Жаков перевёлся в Санкт-Петербургский университет, который окончил в 1901 году. Ему предложили остаться на кафедре русского языка и литературы, готовиться к научно-преподавательской карьере.
До 1917 года Жаковым было опубликовано более 60 работ по философии, математике, этнографии, сравнительному языкознанию. Среди литературных жанров ему были особо близки былины, предания и сказки. Он писал их под впечатлением своих многочисленных путешествий.
С 1907 по 1917 год Жаков занимал должность профессора философии и логики Петербургского психоневрологического института, который возглавлял выдающийся учёный В.М.Бехтерев. Там он получил возможность вплетать в курсы своих лекций идеи созданной им философской теории – лимитивной философии (философии предела, бесконечно малой величины).
В стенах психоневрологического института Каллистрат Жаков снискал себе славу и любовь учеников. Латышские студенты, обучавшиеся там, присутствовали на его семинарах и внесли свою лепту в распространение идей профессора: небольшая работа «Что такое философия» появилась в латышском переводе ещё в 1914 году.
В конце мая 1917 года Жаков выехал с молодой женой из Петербурга в Лифляндию. Начался, пожалуй, самый драматичный период его жизни. Увы, но в университетах Юрьева (Тарту) и Риги ему не удалось продолжить академическую карьеру.
Попытка прочитать летом 1920 года вступительную профессорскую лекцию в Латвийском университете обернулась провалом. Латвийский университет не смог воспринять его наступательную критику И.Канта и выдвинутую Жаковым альтернативную философию лимитизма (limit – предел), или философию дифференциального исчисления.
В основе лимитивной философии Каллистрата Жакова лежало понятие о пределе, малой величине, дифференциале, откуда и тезис об изначальной познаваемости мира. Философия лимитизма, как полагал её создатель, была предназначена для открытия новых философских, мировоззренческих горизонтов, заключавших в себе перспективы для теории познания, осмысления истории философии, социологии, экономики, этики, наконец, религии. В основе его идей – за внешней экстравагантностью философских построений, насыщенностью витиеватыми формулировками – стремление Жакова преобразовать философию в соответствии с современным естественнонаучным знанием: биологией, физикой, астрономией. Но в особенности – с философски осмысленной математикой, от которой, как полагал Жаков, в полной мере зависит естествознание в целом, поскольку математические функции и гармонии оказываются конечным способом бытия вещей. Понятно, что Жаков внутренне противился всякого рода отвлечённым, абстрактным метафизическим системам, ибо лелеял надежду на основе естествознания создать метафизику как всеединую, «вселенскую совершенную гипотезу», при этом он не желал осознавать, что и его вариант универсальной метафизики время неминуемо состарило бы.
Оригинальность воззрений Жакова, колоритность, масштаб личности привлекал к нему большой круг сторонников его научных, философских и религиозных идей. В начале 20-х годов в Риге сформировались два конкурировавших между собой общества поклонников философии Жакова: «Общество лимитивной философии Латвии», руководимое Э.Гросвальдом и «Академия лимитивной философии», возглавляемая Э.Бароном, который даже издал журнал на латышском языке. На его страницах можно было прочитать стихи Аспазии, поэму В.Эглитиса. Украшением издания стали репродукции картин К.Авотиня. Единственный номер этого журнала вышел в начале 1924 года. Сам Жаков предстал перед читателями не только как философ, но и как поэт и писатель, его поэму «Биармия» перевёл Я.Райнис.
Жаков выпадал из обыденных установлений жизни, с большим трудом вмещаясь в какие бы то ни было усреднённые нормы. Он глубоко «переживал» все положения своего философского учения, буквально страдая над каждой строкой: «Я математическая точка во Вселенной, но сердце бьётся моё так сильно, как будто жар солнца в нём заключён».
Трагизм жизни учёного был в глубоком внутреннем одиночестве, ставшем его уделом. «Я – одинок, но не сумасшедший, и вырабатываю философию одинокого». Он жил ради им созданных литературных произведений, ради философии лимитизма, которую никто не желал принимать и понимать, за исключением узкого круга поклонников. Хочется уподобить его философские построения чудесной сказке, наполненной математическими формулами, знаками с особым, только Жакову ведомым, смыслом. Ведь и сам он ощущал себя «маленьким героем большой сказки мира».
Изредка Жаков читал публичные лекции на различные темы, публиковался в латышской периодической печати. Так он жил до 20 января 1926 года, до своей кончины. Впрочем, ещё несколько лет о нём помнили, проводились вечера его памяти, а в 1929 году «Общество лимитивной философии Латвии» на средства Латвийского фонда культуры опубликовало сборник его работ «Лимитизм. Единство наук, философии и религий». Сохранился архив К.Ф.Жакова.
Он был похоронен в Риге на Покровском кладбище. Сразу после похорон Э.Барон выкрал гроб с телом учителя, вознамерившись на холме, возле Дундаги воздвигнуть впечатляющий храм лимитивной философии. Но вмешательство полиции помогло вернуть прах в могилу.
В декабре 1990 года останки Каллистрата Фалалеевича Жакова были перевезены в Россию, на родину философа в далёкий Сыктывкар.