6 июня исполняется 210 лет со дня рождения А.?С. Пушкина. В честь этой даты Пушкинское общество Латвии при поддержке Дома Москвы провело выставку «Художники Латвии Пушкину».
«Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?..»
А.?С. Пушкин, «To Dawe»
Волею судеб один из первых портретов Пушкина и последний (посмертная маска) были выполнены именно прибалтийскими художниками.
«Пушкинский период — это последняя в беге времени эпоха, куда наше воображение ещё может проникнуть без паспорта. Подумать только, проживи Пушкин ещё два-три года, и у нас была бы его фотография. Ещё шаг, и он вышел бы из ночи.
Фотография откроет в 1840 году новую эру в изображении, откроет так, что, начиная с этой даты, мы находимся во власти нашего современного представления. В этом представлении все знаменитости второй половины XIX века принимают вид дальних родственников, одетых во всё чёрное, словно они носят траур по былой радужной жизни. Как же повезло нашему воображению! — Пушкин не состарился и никогда не должен носить это тяжёлое сукно с причудливыми складками… ».
В.?Набоков
Художниками из Прибалтики была создана прижизненная пушкиниана, а также портреты его современников. Вот некоторые эти славные, ныне полузабытые имена: Самуил Гальберг /?Эстляндия?/?, Густав Гиппиус? /?Нисс, Эстляндия?/?, Владимир Гау ?/?Ревель?/?– автор акварельных портретов Наталии Николаевны Пушкиной, Эдуард Гау ?/?Ревель?/?, Артемий Груздиньш? /?Рига?/?, Петр Рокштуль?/?Ангерн, Курляндия?/?и др.
На этой выставке были представлены работы А.?Никитина, А.?Горгоца, А.?Галтьякова, Т.?Жуковой, Г.?Зерницкого, Ю.?Курако, О.?Лобзовой, Т.?Манкевич, Г.?Меламед, А.?Мисюрёва, И.?Пустошкина, Н.?Кривошеина и других.
А так же были представлены старинные гравюры, фарфор из Государственного музея истории Риги и мореходства, Рижского художественного музея. Как дар рижанам — студенческие работы из Санкт-Петербурга из цикла «Родное Михайловское». И, конечно же, не были забыты и юные латвийские художники, которые представили свои работы, объединённые темой «Пушкин наше всё».
Сам Александр Сергеевич был прекрасным рисовальщиком. Т.?Цявловская писала: «Сила художественного воздействия рисунков Пушкина неотразима. Стремительность его графического рисунка, крайняя лаконичность его, обобщающий взгляд художника, отбирающий в предмете лишь самое важное — роднят его изобразительное Искусство с эстетикой нашего века. Эта особенность его графики присуща только искусству гениев».
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой
Выставка завершилась авторской программой артиста Сергея Юрского, организованной при поддержке депутата Европарламента Татьяны Жданок.