История грехопадения прародителей поучительна для наших современников и сегодня, ибо диавол вводит человека в грех посредством одних и тех же приемов, разница состоит лишь в том, что он меняет их сообразно поведению человека в отношении противления соблазну. И если мы изучим эти приемы и будем внимательно смотреть за своим духовным состоянием, то многого зла мы можем избежать, а в конце при помощи благодати Божией и искоренить из своего сердца борющего нас врага.
2. 1. Грехопадение прародителей. Последствия.
2. 1. 1. Диавол - отец греха.
Грех проник в человеческую природу под влиянием змия-искусителя, склонившего первых людей к преступлению заповеди: «... завистию диавола вошла в мир смерть» (Прит. 2, 24), - говорит премудрый Соломон. «Отпадший от Бога ангел позавидовал прародителям, и обольстительно представил им, будто со вкушением от запрещенного плода они вкусят такого блага, которого без того и вкусить не могут, - станут как боги». Как видно дальше из повествования Библии, прародители поверили хитрому змию, и вкусили от плода запретного древа (Быт 3, 1-7). Как говорилось выше, первые люди были в состоянии бесстрастия, но они все-таки были люди, существа ограниченные, у которых возможность уклонения в сторону зла всегда присутствовала. Адам был непогрешим до тех пор, пока был в единении с Богом, и при помощи Его благодати не причастен ко злу, «пока в нем пребывало Слово Божие и заповедь, - говорит святой Макарий Египетский, - имел он все. Ибо само Слово было его наследием. Оно было одеждою и покрывающею его славою, Оно было учением... Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне, так и в Адаме дух, когда хотел, пребывал с ним, учил... И Адам, пока держался, заповеди, был другом Божиим». Итак, Адам был свободен, и мог уклоняться и к добру и к злу, но последнее он отвергал, потому что при нем была благодать Божия, всегда отвергающая зло. Диавол хорошо знал все это и потому «возбуждал в первых людях гордость и прочие страсти. Этим он обнажает их от добродетели и благодати. А когда последняя отходит от человека, то он, как беззащитный падает. Он видит теперь себя нагим не только по духу, но и по телу, чего прежде не видел, потому что носил духовное одеяние. Оно облекало красотою его душу и преображало тело (Быт. 2,25; 3, 7)».
2. 1. 2. Рождение в душе прародителей трехчастного греха.
Рассмотрим более подробно, каким образом удалось змию-искусителю склонить первых людей ко греху. В книге Бытия говорится, что диавол, приняв образ змия, проникает в рай, где пытается начать диалог с Евой, когда у него это удается, он посредством коварного вопроса: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого древа в Раю?» (Быт. 3,1) и других лукавых слов попытался возбудить в Еве сомнение и какое-либо нарушение закона, какую-либо страсть. И ему удается возбудить в ней состояние, недоверия по отношению к Богу. Видя, что Ева не только не отвергнула его слова, но еще и заповедь передала не точно, усиливая ее и говоря, не только не ешьте плоды, но и «не прикасайтесь к ним» (Быт. 3,4), змий-диавол понял, что яд его подействовал растлевающе. И хотя он возбудил в Еве «не то, что хотел, но все-таки возбудил нечто худое - вместо чувства любви к Богу и благоговения к Нему как к Законодателю, в Еве действовал уже страх, если не животный, то во всяком случае рабский». Духовное состояние ее колебалось и сатана начинает осквернять ее душу уже прямо лживыми словами на Бога, говоря жене: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4-5). И Ева, впервые в жизни слышавшая клевету, и клевету против кого же - против Бога - не отвергла гнусного клеветника, но усвоила их себе. После этого, «они не могли не принять хульных о Боге помышлений, будто Он завидует им, и не благожелательно к ним относится, - говорит святитель Феофан Затворник, - а приняв такие помышления, не могли миновать и некоторых недобрых к нему чувств и своевольных решений: так мы же сами возьмем то, до чего Ты не хочешь допустить нас, - думали они. Так вот Он какой, - засело у них в серде о Боге. -Ну так мы сами себя устроим, наперекор Ему. Вот эти то мысли и чувства были страшно преступны».
После принятия таких помышлений, цель диавола была достигнута. Духовные очи и разум Евы омрачились и она стала взирать на древо запрета уже с новой точки зрения, именно с той, с какой ей предлагал посмотреть на него искуситель. «И увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3,6) И в Еве, по толкованию Святых Отцов, воспылала трехчастная похоть, посредством которой и до ныне искушает людей сатана в нашем падшем мире. «Ибо все, что в мире, - пишет Апостол Иоанн спустя пять с половиной тысяч лет после грехопадения прародителей, - похоть плоти (когда увидела Ева, что дерево хорошее для пищи - А. В. ), похоть очей (приятное для глаз - А. В. ) и гордость житейская (вожделенно, потому что дает знание - А. В. )» (1 Ин. 2,16). За возбуждением трехчастной похоти последовал и сам грех Евы: «и взяла плодов его (древа - А. В. ) и ела; и дала так же мужу своему, и он ел» (Быт. 3,6). И хотя «благодать конечно всячески внушала Еве остановиться и не преступать заповеди Божией - ибо не за углом ведь все это происходило, а перед очами Невидимого, но Всевидящего Бога - Ева предалась внутреннему влечению».
Таким образом произошло страшное преступление, разрушившее первозданную природу не только человека, но и всего видимого мира. «Весь мир заражен грехом, сверху до низу проходит страшная трещина - язва растления и смерти, и никто и ничто не свободно от нее». Чтобы загладить эту трещину понадобилась Крестная Жертва и смерть Самого Единородного Сына Божия. «Здесь были, - говорит блаженный Авугстин, - и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и поругание святыни, потому что не поверил Богу; и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти; и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души нарушена убеждением змия; и татьба, потому что воспользовался запрещенным древом; и любостяжание, потому что возжелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться».
2. 2. Определение греха.
Что же такое грех? «Грех есть беззаконие» - так определяет его святой Апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3,4). По свойству греческого языка это означает, что: «Апостол под словом беззаконие разумеет не одно из многих прегрешений, но именно грех как таковой, как совокупность всего греха, сущего в мире, грех в его метафизическом корне, как грех». По объяснению отца Павла Флоренского, грех это извращение того порядка, Который дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которыми живо оно, того Устроения недр твари, которое даровано Ей Богом, той Премудрости, в которой - смысл мира». По учению святителя Феофана Затворника грех есть сознательно-добровольное отвержение от Бога, «наше вольное дело, непринужденное, плод необузданной воли».
Некоторые, извиняя свои грехи, говорят, что наши силы и возможности ограничены, «но ведь и обязательства, на нас лежащие, не бесконечны, а в точности соответствуют нашей природе, - говорит святитель Феофан Затворник, - если б от нас стали требовать Ангельской жизни, мы могли бы извиниться, не успевая в ней. А если, будучи человеками, живем не по-человечески, - чем извинимся?... но грех собственно в развращении воли, по коему и знаем, что должно делать, но не делаем, потому что не хотим». «Итак, - говорит Апостол, - кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4,17).
2. 3. Смерть духовная. Образ и подобие после падения.
2. 3. 1. Расстройство сил души.
Адам ощутил действие греха и смерти на себе сразу же после вкушения запретного плода. Прежде смерти физической его постигла смерть духовная (Быт. 2,17). «Удаление души от Бога есть смерть для нее. Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и, когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает», - учит святой Симеон Новый Богослов. «Умертвилась душа Адама, - говорит святой Григорий Палама, - преслушанием разлучившись от Бога: ибо телом он прожил после того до девятьсот тридцати лет. Но смерть, постигшая по причине преслушания душу, не только соделывает непотребную душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец предает смерти». Итак, человек умер сперва душой, лишившись обитавшего в нем Святого Духа, «который составлял как бы душу всего существа человеческого, - и был предоставлен собственому естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов, - говорит Святитель Игнатий, - от подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства. Сила желания болезненно превратилась в ощущение ненасытных похотений; сила мужества и энергии превратилась в различные виды гнева, от исступленной ярости до утонченного памятозлобия; сила словесности, отчуждившись от Бога, потеряла возможность управлять силою воли и силою энергии и правильно направлять их. Этого мало: душа сама поработилась греху, приносит ему постоянные жертвы лукавством, лицемерством, ложею, самомнением, она борется и препирается сама в себе, сама с собою, волнуя все существо человека: разными неправильными и необузданными мыслями, возбуждающими мучительные ощущения, тщетно обличаемые сознанием духа или совестию, лишенною и силы и истины».
2. 3. 2. Искажение образа. Утрата подобия.
Образ и подобие Божие в человеке, по падении его изменились. «Подобие, состоявшее в совершенном отчуждении зла из качеств человека, познанием зла и сообщение его этим качествам, уничтожилось; при уничтожении подобия образ исказился, соделался непотребным, но не уничтожился совершенно». И святитель Димитрий Ростовский говорит, что «Да вемы убо, яко образ Божий есть и в неверного человека душе, подобие же токмо в христианине добродетельном: и егда согрешает смертне христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа: и аще и в муку вечную осудится, образ Божий тойжде в нем во веки, подобие же уже быти не может». Преслушанием Адам отделился от Бога, тем самым исказив свой первоначальный образ и подобие. Обещанная смерть прародителям за преступление заповеди тотчас объяла их. «Дух Святой, обитавший в них, отступил от них. Они были предоставлены собственному естеству, зараженному греховным ядом», - говорит святитель Игнатий. И если в Писании говорится, что Адам был создан по образу Божию (Быт. 5,1), то про сына Адама сказано уже по-иному: «Адам родил по подобию своему по образу своему» (Быт. 5,3). Как видно далее из повествования Библии, человек стал удобопреклонным к злу. И те греховные наклонности, которые были у Адама и Евы, передались их потомству, получив свое продолжение, укоренившись в греховные страсти.
2. 3. 3. Порабощение сил души страстям.
И так, человек весь растлился по уму, по сердцу и по воле. В нем нарушилась первозданная божественная гармония духа, души и тела.
«Как в мертвом распложаются (плодятся - А. В. ) черви, - говорит святой Симеон Новый Богослов, - так в душе, лишившейся божественной благодати, будто черви распложились - зависть, лукавство, ложь, ненависть, вражда, брань, злопамятство, клевета, гнев, ярость, печаль, лесть, гордыня, спесь, тщеславие, немилостивость, лихоимство, хищение, неправда, неразумная похоть, шепотничество, пересуды, завиствования, спорливость, поношения, осмеяния, славолюбие, клятвопреступничество, клятьбы, богозабвение, дерзость, безстыдство и всякое другое зло, Богу ненавистное. Так, что человек перестал уже быть по образу и подобию Божию, как создан вначале, а начал быть по образу и подобию диавола, от которого всякое зло». Святой Макарий Великий говорит, что: «Лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело и облек человека в человека ветхаго, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, - в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но видел лукаво и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое».
2. 4. Влияние страстей через помыслы на душу.
2. 4. 1. Развитие страстей.
Низшие душевные силы и физические потребности человека, получив в нем преобладание, вследствие ослабления духа разбрелись в разные стороны, увеличились в своей численности. По учению святителя Феофана Затворника, каждая и простая и естественная потребность может развиться в греховную страсть, разветвляясь на множество других производных потребностей через привычку и пристрастия к разным способам ее удовлетворения. «Душа и тело, - говорит святитель Феофан, - имеют множество потребностей, из коих каждая распложает множество желаний, по множеству предметов, гожих к их удовлетворению». Это видно и в современном мире, дух которого направлен лишь на удовлетворение своих плотских желаний, получать одно лишь чувственное удовольствие. Практика показывает, что удовлетворение потребности в таком случае не успокаивает человека, а еще «более и более раздражает его, и он не зная меры, не только переходит границы естественной необходимости, но и входит прямо в противоположность».
2. 4. 2. Добрые и злые помыслы - их происхождение.
Всякая греховная страсть, по учению Святых Отцов становится властелином порабощаемого ею человека именно через помыслы, так что причина какой-либо страсти заключается в предшествующем порабощении ума помыслом или, другими словами, «прилогом». Сущность нравственного зла именно в том и состоит, что люди по собственной воле уклонились от «достодолжного помысла». И святитель Феофан Затворник говорит, что велик был грех прародителей не в преслушании Бога и вкушения плода, а в том, что их ум посредством обольщения сатаны был пленен греховным помыслом гордости - «станем как боги».
Именно с этого времени помыслы души, до этого направленные к Богу, отвратились от любви Божией, разсеялись и смешались с помыслами вещественными и земными. «Вот почему душа, непричастная божественной благодати, наполняется всяким зловонием лукавых помыслов». Из этого следует, что в человеке есть зло, обитающее и действующее в сердце, внушая лукавые и нечистые помыслы. Человек прижил в себе обольстившего его сатану, и даже сделался жилищем сатаны. «Обретается некоторым образом, - говорит преподобный Макарий Великий, - внутри нас пребывающий и сам враг, борющий и пленяющий нас». И это, отнюдь, «не произвольное суждение и не мечта, а опытное познание, получаемое теми, которые искренно предали себя Господу, твердо пребывают в молитве и непоколебимо противостоят борющему их врагу». «Таким образом, помыслы (имеют свой настоящий источник) не вне человека, но (появляются) внутри, проистекают из сердца». Злые помыслы нам показывают самым убедительным образом и свидетельствуют о греховной испорченности человека. И наоборот, святые, которые достигали совершенства уже не рассеивались и не волновались греховными помыслами, но постоянно пребывали в неразсеянной молитве, чуждой всякого суетного попечения.
2. 4. 3. Различие помыслов.
С этой точки зрения задача святых отцов сводилась собственно к тому, чтобы приобрести действительную способность «владеть умом в помыслах». Ум является царем страстей, потому что он является и служит «домостроителем чувств и помыслов. Следовательно, нужно человеку противостоять злым помыслам, различая естественные от лукавых. При этом, мы видим из жизни святых угодников, требуется много борьбы и тайного невидимого труда, чтобы испытывать свои помыслы. Из опыта Святых Отцов мы видим, что подвижники с целью достигнуть более точного и безошибочного различения помыслов обычно прибегали к помощи более опытных в духовной жизни отцов, исповедуя им свои помыслы.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что человеку надо весь свой подвиг обращать на помыслы. Нужно постоянно упражнять и возделывать с рассуждением ум и помыслы, согласовывая их с Божьей волей. Таким образом именно в начальной стадии борьбы человека с грехом играет важнейшую роль помысл, который является не только исходным моментом возникновения страсти, но и центром борьбы человека с грехом. Святой Исаак Сирин заключает, что: «... победа человека и одоление его, и сокровище и защита его и все у подвижника производится помыслом». В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что из злого сокровища сердца своего человек выносит злое, а из доброго - доброе (Лк. 6,45). Следовательно, помысл имеет источником своим «сердце», что по святоотеческому объяснению есть внутреннейшее существо человека, которое и выражается в помыслы. При этом воля человека так же принимает активное участие: «Иисус видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое (лукавое) в сердцах ваших?» (Мф. 16,7) Итак, по слову Исаака Сирина, греховная страсть, держащая человека в пленении, есть «образовавшийся навык к помыслу, внушаемому врагом и как бы постоянное о нем помышление и мечтание».
2. 5. Развитие страсти от мысли к делу.
В святоотеческой литературе развитие или эволюция греха в человеке условно разделяется на шесть или семь главных моментов; прилог - внимание - сочетание - услаждение - решимость - пленение - страсть.
2. 5. 1. Прилог.
Первый толчок, который может вызвать в душе человека движение в сторону греховной страсти называется приражение или «прилог». Этими терминами обозначается такое представление какого-нибудь предмета или действия, которое соответсвует одной из порочных наклонностей человека, которое или под влиянием внешних чувств или вследствие своей связи с психологической работой памяти и воображения, по законам ассоциации, входит в сферу сознания человека». Святой Иоанн Лествичник говорит: «... блаженные определяют, что прилог есть простое слово образ какого-нибудь предмета, вновь вносимый в сердце». Другими словами, в сфере сознания человека появляется какое-либо впечатление или представление, которое совершается помимо воли человека, без его согласия на это, ибо ум человека имеет свойство всегда рождать мысли или образы помимо нашей воли.
Поэтому Святые Отцы говорят, что «прилог», возникающий в сознании человека самопроизвольно, с нравственной стороны считается «бесстрастным» и ни в каком из случаев не может называться грехом, если, конечно, он не вызывается «блужданием мысли», допущенными сознательно и добровольно и если человек, при его появлении не относится к нему беспечно.
Этот бесстрастный помысл можно сравнить с пробным камнем для воли человека. Он обнаруживает ту или иную настроенность, доброй или злой воли. Здесь, можно сказать, и проявляется свободная воля человека, когда она при появившемся в сознании помысле склоняется либо в сторону добродетели, либо в сторону порока. Это отношение к помыслу обнаруживается сразу же после его появления в сознании человека, откликом чувства по поводу возникшего впечатления. Человек на пришедшее в его сознание приражение отвечает или «ненавитью», или «любовью», - т. е. сочувствием или несочувствием к нему. Вот от этого-то чувства и зависит дальнейший исход дела, либо помысл принимается вниманием и останется во внутреннем мире человека, либо отвергается. Поэтому очень важен этот первый момент «прилога» в нравственной жизни человека. И если человек на него обращает внимание, то помысл переходит на вторую, третью и четвертую ступени возрастания - внимание, сочетание и услаждение.
2. 5. 2. Внимание - сочетание - услаждение.
Итак, по учению Отцов, только появление помысла в сознании не зависит от воли человека. Но совершенно иная нравственная оценка предполагается в том случае, если помысл при его появлении не отвергается и не изгонятеся из сознания, но остается в нем. Человек, принявший возникший помысл, дает согласие и как бы подтверждает, что это впечатление для него не чужеродный элемент, а напротив, что он находит в природе человека сродную, подходящую почву, что и выражается в сочувствии человека к появившемуся в нем помыслу. При этом внимание человека, как бы приковывается к помыслу, который впоследствии начинает развиваться в душе и превращается в целую мечтательную картину, заполняя собой постепенно всю сферу сознания. Человек позволяет своему вниманию медлить на помысле, потому, что он испытывает и переживает, благодаря этому помыслу, удовольствие. Весьма полное понятие момента страсти - «сочетания» - выразил преподобный Ефрем Сирин, назвав его свободным принятием помысла «и как бы занятие им и с удовольствием соединенное собеседование с ним». Здесь нужно привести и понимание этого момента другими отцами, например, святым Иоанном Лествичником, который говорит, что момент услаждения или удовольствия допускает в сочетании лишь возможность «собеседования», как страстного, так и бесстрастного. Но и в том и в другом случае Святые Отцы не противоречат друг другу, Иоанн Лествичник более подробно и отдельно рассматривает «услаждение», при этом не отрицая возможности присутствия также и элемента наслаждения.
Из этого видно, что второй момент развития в человеке страсти состоит в том, что «внимание» останавливается на возникшем впечатлении или представлении, которое и служит поводом к развитию третьей ступени «сочетания» или представлении доставляющих человеку чувство удовольствия или четвертой ступени - «услаждения» от предвкушения наслаждения, предметом которого явилось впечателение.
Чтобы человеку освободить свое сознание от этого чувства и прекратить его, необходимо определенное усилие воли, - твердая решимость оттолкнуться от картины греха и больше к ней не возвращаться. Но если этого не происходит, то страсть переходит на пятую ступень своего развития - «сложение» или «решимость».
2. 5. 3. Сложение или решимость.
Итак, если внимание с услаждением останавливается на помысле, тогда воля все более и более начинает увлекаться помыслом, склоняться к нему, так что в результате образуется «решимость» в душе человека осуществить то, о чем говорил или что представлял помысл, соответственно и получить удовольствие от того, что он уже предвкушал. В этом случае равновесие духовной жизни человека уже нарушается, - вся душа всецело отдается «помыслу» и ищет возможность для того, чтобы привести его в исполнение. Отсюда становится видно, что пятый момент развития «помысла», выражается склонением воли человека к предмету этого помысла. Душа выражает ее «согласие» и «решимость» перейти от приятных мечтаний к воплощению их в конкретные действия. Следовательно, в пятом моементе вся воля человека отдается «помыслу», и готова поступить в его распоряжение, как исполнительница развившихся из него мечатний и планов».
Охарактеризованный пятый момент у Святых Отцов называется обычно и определяется как «изъявление согласия на страсть (внушаемую) помыслом» или же как «согласие души с представившимся (помыслом), соединенное с услаждением», причем в сознании и нравственном влечении человека замечается, что он в этом отношении «приближается к делу и уподобляется ему». Таким образом в пятом моменте, называемом «сложение» или «решимость», человек делает новый и решительный шаг на встречу греху. Именно в этом моменте созревает решимость воли удовлетворить потребность своего желания. И человек пускает в ход все зависящие от него средства. Следовательно, в принципе грех уже совершен в намерении человека, или как сказал Спаситель в «сердце человека» (Мф. 5,28). Остается только ждать удобного случая и обстоятельств, чтобы удовлетворить возникший и созревший страстный помысл, который уже держит человека в греховном плену.
2. 5. 4. Пленение и грех.
Но прежде чем состоялось окончательное решение перейти к последнему моменту страсти, Святые Отцы говорят, что человек в некоторых случаях наблюдает в себе и переживает еще борьбу между страстным влечением к известному желанию с одной стороны, и противоположными добрыми влечениями и наклонностями в своей природе, - с другой. Такая борьба, к сожалению, происходит на этом этапе страсти у человека не всегда, а лишь в тех случаях, когда в душе еще не успел образоваться по словам святителя Василия Великого, «дурной навык» к помыслу, так что греховная склонность еще не проникла глубоко в природу человека, или другими словами, не сделалась постоянным качеством его характера, его повседневного настроения. Если же человек постоянно думает и мечтает о предмете своего страстного наслаждения, то влечение души его настолько сильны, что воля человека или совсем без борьбы или же почти без борьбы, бурно стремится и охотно отдается делу удовлетворения своего страстного желания. Воля человека в таком случае уже переходит в подчинение страсти и все силы души сосредотачиваются на предмете наслаждения. В таком состоянии душа всецело поглощена страстью, что на святоотеческом языке называется «пленение грехом».
2. 6. Обращение страсти в навык - борьба с ней.
Итак, мы рассмотрели, каким образом грех может возрасти в человеке от безобидного «прилога» до греховной «страсти» и навыка к ней. Преподобный Авва Дорофей говорит, что человек повинен геене огненной, если греховная страсть в человеке соединится с навыком к ней. «Поверьте братия, - говорит он, - что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке, и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозможет десять добрых дел. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то через эту малость низлагается вся сила его; ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне ее, когда удерживается в ней одним когтем? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках по причине той страсти. Посему-то я и говорю вам всегда: не допускайте, чтобы какая-либо страсть обратилась вам в навык, но подвизайтесь и молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение. Если же мы и будем побеждены, как человеки, и впадем в согрешение, то постараемся тот час восстать, покаемся в нем, восплачемся пред благостью Божиею, будем бодрствовать и подвизаться. И Бог, видя наше доброе произволение, смирение и сокрушение наше, подаст нам руку помощи и сотворит с нами милость».
В духовной жизни христианина очень часть случается так, что навыка человек еще не приобрел, а страсть, в силу его греховности, действует в нем и мучает его. Или, наоборот, страсть человеком уже возненавидена и отвергнута, а навык, который был взращен долгим питанием страсти, терзает и мучает человека. В этих случаях у христианина есть надежда на покаяние и милосердие Божие, и через Таинства Церковные - Покаяние и Причастие, он, в конце концов, может освободиться от греха и примириться с Богом. Такое стремление человека называется доброделанием и если он полагает за основу своей жизни искоренение из себя греховных страстей, то в человеке начинают развиваться добродетели, что есть прямая противоположность страсти.
Но искоренение страстей из своей души это лишь половина дела, которое должен совершить христианин. На образовавшееся место в душе необходимо еще сознательно и правильно (православно) насадить добродетели, которые в свою очередь при помощи благодати Святого Духа преображают душу христианина, восстанавливая в нем некогда утерянный образ и подобие Бога. На примере святых подвижников мы видим, что это возможно и существенно необходимо каждому человеку, ищущему спасения своей душе.