У моего отца в своё время была «Волга» — 2410. И всё сознательное детство я мечтал, как и положено советскому ребенку, стать космонавтом и ездить на «Волге».
С профессией не суждено было сбыться, а вот с машиной… Будучи студентом неплохо получилось устроится на работу, накопил даже некоторую неплохую сумму денег. Встал вопрос о покупке авто. За располагаемую сумму смотрел в сторону Audi 100/A6, годов 92-95. Но отпугивала возможность нарваться на плохую машину, и было бы попадалово на запчасти. А мне не хотелось, как это было модно, купить дорогое авто и выезжать на нем только по праздникам, ибо на бензин и ремонт денег уже не было;)
Поступил разумнее — купил гараж (кстати, неплохое вложение средств, за 4 года цена выросла в 3 раза, плюс сдавал в аренду — вложение почти под 100% годовых, сейчас можно «поменять» на ту же ауди 2007 года). Подработка после этой покупки практически сразу закончилась.
И тут, внезапно, звонок от знакомой. «Тебе Волга не нужна? У нас родственник продает. 4 года в гараже стояла, ему за ненадобностью. Говорит, что состояние идеальное». И тут меня догнала детская мечта. Увидел… И влюбился. 24-ая волга, ааа! Хромированные ручки и зеркала! Решетка, правда, пластик от 2410. Сели, прокатились (у меня даже ещё прав не было, я только учился). Все пороги, багажник, салон — всё было пролито отработкой с пушечным салом, ни одной дырки (машина 78-ого года! ), уголки дверей и низ крыльев целые! (волговоды меня поймут). Ударили по рукам. Загрузились запчастями — взял, что только смог, и поехали оформляться.
И вот она, МОЯ мечта в МОЕМ гараже! А я студент — сразу возникло чувство, что я, наконец уже, добился чего-то в этой жизни! Ура! Правда 2 месяца я катался на ней только па гаражам (пока прав не было), сделал страховку на друга, катались на природу.
Забыл рассказать про первый тех. осмотр. В машине не был уверен совершенно, поэтому погнал на сервис «по знакомству». Загнали на стенд.. Сервисмены, кажется, сами были в шоке. Никаких люфтов, всё работает, разница в торможении между осями 3% — говорят, что на современных иномарках такого не всегда встретишь. В результате машина осмотр прошла сама, припасенный коньяк так и остался при мне;)
И вот через 4 месяца владения машиной я наконец смог сесть за руль — права получил! И сразу приключился единственный раз, когда я на ней встал посреди города — педалька сцепления просто провалилась в пол. Дотащили буксиром, затолкали в гараж. Начал выяснять причину — разобрал ГЦС (всё-таки по образованию я инженер, обожаю железки, да и у отца много времени копался с машиной, но так получилось, что мы с отцом на расстоянии 4 тыр км. и в разных государствах). Причина банальна — резинка износилась. Заодно обнаружил подтеки тосола из-под шлангов печки и патрубков радиатора, подтеки масла из-под клапанной крышки, подозрительно чистый блок цилиндров у бензонасоса — ага, так и есть, бензин капает. Практически все резинки от возраста рассыпались от прикосновения. Грустно вздохнул и пошел, первый раз в жизни, в автомагазин. Думал, что крупно попадаю на деньги. Но когда увидел цены… Резинка в ГЦС, из-за которой машина встала, стоит 4 рубля! Ремкомплекты от 20 до 60 рублей! Патрубки к радиатору в пределах 100 рублей. Накупил практически все резинки, которые были в машине, герметик, пробковую прокладку клапанной крышки.
Сделал всё по уму: перебрал бензонасос, поставил силиконовые вв провода и новые свечки Brisk, бензофильтр, запасную катушку/бегунок трамблера/свечки кинул в багажник, поменял большую часть резинок, прокладок и шлангов, промыл двигатель от непонятной жижи и залил полусинтетику ТНК, отрегулировал клапана — именно так, наверное, и становятся волговодами. За 3 месяца езды убилось 5 (! ) колес, оставшихся ещё со времен СССР (причем одну разорвало на 100 км в час — ощущения что надо). На очереди образовалось ревизия ходовой с колесами;)
Поменял всю резину, поставил широкую 205/70R14, перебрал рессоры (вторая подкоренная оказалась треснутой), стойки «Сделано в СССР» — в мусорку, поставил поновее. И последнее, уже много позже — где-то за 600 км от дома начал гудеть и скрипеть выжимной подшипник сцепления. С такой бякой проехал 600 км до дома, потом ещё неделю ездил по городу, пока не стало совсем плохо. В сервисах или гнули неадекватные цены или вообще отказывались делать. Уже с дымом из-под капота приехал в таксопарк — сразу же на подъемник, итог — подшипник с корзиной под замену (заклинивший подшипник стер рычажки сцепления). Сделали моментально и практически даром! (в сравнении с сервисами). Теперь я знаю, где могут профессионально сделать Волгу, где я сам не справлюсь (сложно самому снять коробку всё-таки).
И всё! 3 месяца борьбы с авто и мы стали жить душа в душу. Пробежала она со мной уже под 50 тысяч и не требовала вообще никакого ремонта! (кроме штатной замены масла-свечек, шприцевания подвески). Бегали с ней на юг каждый год (5 тысяч км в оба конца), объехали все Поволжье, повидали много всяких дорог, чуть не сбили корову ночью на трассе (пострадало зеркало и немного удивилась корова, благо успел оттормозить), немного помялись в мелких дтп.
Итак, из плюсов:
1) МЕГАнадёжное авто. Я могу сейчас выйти, завести её и поехать за 5000 км — я уверен, она не подведет. Нет мозгов, хитрой электрики — ломаться, конечно, есть чему, но с помощью изоленты и отвертки можно починить что угодно прямо на трассе и дотянуть куда надо (но ни разу не было такого). Да и если что-то хочет сломаться — оно сначала гудит, потом постукивает, потом сильно стучит — но машина продолжает ехать и проедет ещё пару тысяч! Если умеешь слушать и чувствовать авто — неприятностей не будет. Порвался ремень генератора? Вышел, срезал его и поехал дальше. На втором ремне она поедет ничуть не хуже;) Рекорд температуры поездки —34 градуса. Правда аккум домой заносил на ночь.
2) МЕГАвместительность. Мой рост 2 м — и мне в ней очень комфортно, бывало по 26 часов проводил за рулем — ничего не затекает и не болит. В той же восьмерке у меня спина отваливается с ногами часа через 4, в калине, простите за подробности, затекает задница из-за высокой посадки. Ездили на юг 5000 км при полной загрузке — 5 человек и под завязку вещей, палаток и прочего — дом на колесах. Вешали шторки, спали, ели;)
3) Расход по трассе — около 9-10 литров 80-ого бензина (движок был дефорсирован до меня) для пустой, а при вышеупомянутой полной загрузке — 10-11 литров при скорости 90-100 км в час. И что поразительно — 11-12 литров на сотню на газу! Разница в цене 25-30%.
4) Учит дисциплинированности на дороге. Едешь спокойно, не мечешься по рядам. В общем, «кто познал жизнь — тот не спешит». Можно «дать гари», уйти первым с перекрестка с юзом задних колес (именно задний привод позволяет уделывать переднеприводные на небольших дистанциях, и тяговитый на низах движок — уходить с места можно смело на второй передаче. Но на большей дистанции всё-таки масса дает о себе знать). Но такая езда наказывает рублем — про расход в городе в недостатках.
5) Ремонтопригодность и доступность запчастей. Комментарии, думаю, излишни.
6) Проходимость. Катались на одно из самых живописных озер нашей местности — надо было ехать ~15 км по дороге в лесу, где ездят лесовозы. Высокий клиренс и широкая резина с глубоким рисунком позволяли пролезть по эпическим говнам. Забавно было приехать на место и занять почетное место между УАЗиками и паджериками. Проезжающие мимо аж замедляли ход;) Колеи в снегу — когда все ползут на брюхе, моя Белая Волка радостно прыгает по дворам.
А теперь, о ложке дегтя:
1) Удобство управления. Управление светом/дворниками в 24-ке как на старых американских авто 60-ых годов — отдельные ручки, крутилки. Переключение ближний-дальний свет — ногой (около педали сцепления). Дворники только с 2 скоростями — быстро и очень быстро. При небольшом дождике в городе чувствуешь себя осьминогом: крутишь руль, переключаешь передачи, постоянно тянешься к крутилке дворников. Не хватает еще одной-двух рук.
2) Печка. Три скорости: выключена, но из неё дует кипятком (летом), и ещё две скорости, при которых зимой дует чуть теплым воздухом. На форумах объясняют неудачным местом забора тосола из мотора — краник в самом холодном его месте. Поэтому зимой если в машине больше 2 человек — льдом покрывается даже лобовое, ну и при —20 ногам холодновато (в зимней то обуви! ). При —30 за руль держусь в перчатках.
3) Вентилятор охлаждения. Кто придумал принудительное охлаждение с приводом от движка? Была же на ранних моделях муфта, которая включала вентилятор по надобности! А тут… Летом в пробках греемся, зимой мерзнем. Лечится заменой на электровентилятор, но руки не дошли.
4) Видимо из-за фигово настроенного карба… расход по городу 16 литров. Зимой, да ещё если с тапкой в пол, печальный рекорд — 20 литров на сотню. Поставил ГБО — по городу не могу теперь сжечь больше 15 литров. При нормальной езде — 13 литров газа.
5) Управляемость. Не хватает, видимо, жесткости. В колее на трассе машина ведет себя отвратно, постоянно надо ловить её. Крены в поворотах, «клюет» сильно при торможении. По плану — установка газомасляных амортизаторов, усиленных пружин и усиленных стабилизаторов поперечной устойчивости (+ добавить стаб на задний мост).
6) Передние барабанные тормоза с жидкостью БСК. Вскипали дважды. Ощущения те ещё… Если про «мазду» говорят «zoom-zoom», то про волгу «очко жим-жим». Плюс в общем ненадёжная схема тормозов с гидровакуумником. По плану — замена тормозов полностью на нормальные. «В Волге плохие тормоза, но при её массе — это, в общем-то, не её проблемы» (с)
7) Машина всё-таки требует периодического внимания. Подвеску прошприцевать каждые 2-3 т. км, помпу прошприцевать каждые 5 тык (стоит ещё древняя помпа, которая требует такого внимания). Вроде мелочь, а угнетает. Постоянно в багажнике шприц и трансмиссионка с литолом (для помпы).
8) Масляный радиатор. По наивности открыл краник радиатора — мало того, что масло фигачится в обход фильтра, так оно ещё и на улицу фигачит из всех щелей этого радиатора, трубок и краников: ), закрыл и не открывал больше.
Совсем-совсем итого. Машина — прошлый век, с этим не поспоришь. Но это эталон надёжности до сих пор. Люди боятся ехать далеко на своих логанах/калинах/ланосах/фордах! , «а у меня обкатка еще», «а это машина родителей, не отпустят», «ой, я так далеко не поеду — а вдруг колесо отвалится?».
В ценовой категории до 50 тыр конкурентов не имеет;)
До 150 тысяч — тоже;) Покупаете 24, на остатки добираете 3110 с инжектором. Делаете шумку, покраску, перекидываем инжектор, салон, подвески, тормоза, ГУР с 3110 — получаем автомобиль времен американских 60ых с неплохой начинкой (даже кондиционер можно поставить, если подсуетиться). Ну а что ещё купить на это? Тойоту 95-ого года? С автоматом, кондеем.. Но ушатанную (ну нет в России больше хороших бу — точнее редкость. При цене растаможки 5 евро за кубик к нам теперь идет очень мало бу авто, а что уже в стране — отбегало тысяч по 400). Смешно смотреть на 15 летний иномобиль с пробегом 150 тысяч;) Неужели есть кто верит в такое? Умножайте на 2-3.
Я не питаю иллюзий. Если предложат пересесть на достойный иномобиль — с кондеем, гуром, абс, есп, удобным салоном — я даже думать не буду. Выпью с горя коньяка, взгрустну, рассматривая старые фотки и на следующий отвезу свою Волку в металлолом или на разбор. Спокойная и безболезненная смерть, дабы дать дорогу новому поколению. Первая любовь — она всегда должна быть несчастной, так правильно. Но проблема в том, что нужный мне иномобиль стоит от 600 тыр: ) Так что мы с Волком ещё побегаем!