ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ АЛЕКСАНДРА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ АЛЕКСАНДРА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
Возлюбленным и честнейшим сослужителям, епископам всей кафолической Церкви, Александр желает всякого блага о Господе.
Так как кафолическая Церковь составляет единое тело и по заповеди Божественного Писания должна блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4, 3), то нам надлежит посланиями извещать друг друга о событиях, случающихся у каждого из нас, с тем чтобы, страждет ли или радуется один член, могли сострадать ему или сорадоваться и все прочие (1 Кор. 12, 26).
В нашей стране появились люди, идущие против закона, христоборцы, которые учат такому отступлению, какое по справедливости может быть признано и названо предтечей антихриста. Я хотел было молчать об этом, думая, что зло ограничится только одними отступниками, и всячески стараясь, чтобы слух о нем, распространившись по другим местам, не увлек в заблуждение людей простых. Но Евсевий, нынешний епископ Никомидийский, вообразив, что на нем лежит все касающееся до Церкви (почему он и оставил Берит и устремил честолюбивые взоры свои на кафедру Никомидийскую), и не встречая ниоткуда противодействия себе, принял под свое покровительство сих отступников и рассылает повсюду в защиту их послания, чтобы простых и неискусных в вере увлечь в эту самую ужасную и христоборственную ересь; поэтому, помня написанное в законе, вижу необходимость прервать молчание и уведомить всех вас о случившемся у нас, чтобы вы знали и отступников, и пагубное их еретическое учение и не внимали тому, что будет писать Евсевий. Через сих отступников он хочет ныне осуществить давнее свое злоумышление, некоторое время им скрываемое: казалось бы, он пишет, дабы защитить их, но самое дело показывает, что так поступает он в своих честолюбивых целях.
Отступниками у нас оказались: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат, Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Элладий, Гаий, также Секунд и Феон, некогда называвшиеся епископами. Изобретенное и проповедуемое ими противное Св. Писанию учение следующее: «Не всегда Бог был Отцом; было время, когда Он не был Отцом. Не всегда было Слово Божие, но получило бытие из ничего; потому что Бог, всегда существующий, сотворил Его не сущего из не сущего. Итак,— заключают они,— было время, когда Его не было. Сын есть создание и тварь. Но подобен Он Отцу по сущности (??????) и по естеству (?????), однако не есть ни истинное Слово (?????) Отца, ни истинная Премудрость (?????) Его, а есть одно из творений и порождений. Называется же Словом и Премудростию не в подлинном смысле, будучи и Сам рожден собственным Словом Божиим и Премудростию, которая в Боге и которой Бог сотворил как все, так и Его Самого. Таким образом, по природе Он подлежит превращению (???????) и изменяем (?????????), как и все разумные существа. Слово отчуждено, обособлено и отделено от существа Божия. И Отец непостижим для Сына, ибо Сын совершенно и точно не знает Отца и не может Его видеть. Даже и собственной сущности, как она есть. Сын не знает. Он сотворен ради нас, с тем чтобы через Него, как орудие, Бог создал нас. И не было бы Его, если бы Бог не восхотел дать нам бытие". Когда же кто-то спросил их, может ли Слово Божие превратиться, как превратился дьявол,— они не побоялись сказать: «Да, может. Ибо, как рожденный и сотворенный, Он имеет изменяемое естество».
Всех единомышленников Ария, распространяющих такое нечестивое учение, равно как и тех, которые им благоприятствуют, мы, собравшись вместе с епископами Египта и Ливии, числом около ста, предали анафеме. Напротив, держащиеся стороны Евсевия приняли их к себе и усиливаются смешать ложь с истиной, нечестие с благочестием. Но они не успеют в своем предприятии; истина всегда одерживает верх, и нет никакого общения света с тьмою и согласия между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 14-15).
Слыхал ли кто когда-нибудь подобное утверждениям ариан? Или, услышав это ныне, кто не изумится и не закроет своего слуха, чтобы не осквернить его такими нечистыми словами? Кто, слыша слова Иоанна: В начале бе Слово (Ин. 1, 1), не осудит тех, которые говорят, что было время, когда Его не было? Или кто, читая в Евангелии: Единородный Сын (Ин. 1, 18) и вся Тем быша (Ин. 1, 3), не возненавидит утверждающих, будто Сын есть одно из творений? В самом деле, как Он может быть одним из тех, которые через Него получили бытие? Или как будет Он единородный, когда, сообразно с их мнением, включим Его в ряд всех прочих существ. Как выйдет, что Он произошел из не сущего, когда Отец говорит: Отрыгну сердце мое Слово благо (Пс. 44, 1) и Из чрева прежде денницы родах Тя (Пс. 109, З)? Или как Он не подобен сущности Отца, когда Он есть совершенный образ и сияние Отца (Евр. 1, 3) и когда Сам говорит: Видевый Мене виде Отца (Ин. 14, 9)? Если Сын Божий есть Слово и Премудрость Божия, то как могло быть время, когда Его не было. Это значило бы то же, как если бы они сказали, что Бог некогда был без Слова и Премудрости Справедливо ли утверждать, что Он превратен и изменчив, когда Сам же о Себе говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин. 14, 10) и Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30), или через пророка Аз Господь Бог ваш и не изменяюся (Мал. 3, 6)? Правда, слова эти можно относить и к Самому Отцу, но гораздо естественнее полагать, что здесь говорится о Слове и именно то, что Оно, и вочеловечившись, не изменилось, а, как сказал апостол: Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки (Евр. 13, 8). Какая причина заставляет еще говорить, что Он получил бытие ради нас, когда Павел пишет: Его же ради всяческая, и Им же всяческая (Евр. 2, 10)?
А что касается до богохульного их мнения, будто Сын не знает совершенно Отца, то мнению сему не должно удивляться, ибо коль скоро решились они идти против Христа, то уже вместе с этим отвергли и сказанное им: Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца (Ин. 10, 15). Если бы мы предположили, что Отец знает Сына только отчасти, то явно было бы, что и Сын знает Отца несовершенно. Но так как первого сказать нельзя, потому что Отец знает Сына совершенно, то следует, что как Отец знает свое Слово, так и Слово знает Своего Отца, которого Оно есть Слово.
Изъявляя им сии мысли и раскрывая пред ними Божественное Писание, мы часто доводили их до согласия с нами, но они, как хамелеоны, скоро опять изменялись, подтверждая тем слова Писания: Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит (Притч. 18, 3).
Было и до них много еретиков, которые, простирая свою дерзость до крайних пределов, впадали в безумие. Но эти (ариане), употребив все извороты своей речи на то только, чтобы отвергнуть Божество Слова, как ближайшие предтечи антихриста, показали, что прежние еретики были еще куда лучше их. По этой причине мы отлучили ариан от Церкви и предали анафеме.
Глубоко скорбим о погибели их, тем более что некогда они сами назидали Церковь, а теперь отпали от нее, но не удивляемся, ибо то же самое было и с Гименеем и Филлитом, а еще прежде с Иудой, который из последователя сделался предателем Спасителя и отступником.
Сам Господь предостерегал нас от подобных людей, когда говорил ученикам своим: Блюдите, да не прельщени будете мнози бо приидут во имя мое, глаголюще, яко Аз есмъ и время приближися Не изыди те убо вслед их (Лк. 21, 8). Апостол Павел, узнав об этом от Спасителя, писал: В последняя времена отступят неции от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, ненавидящим истину (1 Тим. 4, 1).
Итак, если Господь и Спаситель наш Иисус Христос сам возвестил, а через апостола и указал таковых людей то мы, лично слышавшие нечестивые речи их, справедливо поступили, когда, как сказано выше, предали их анафеме и объявили отлученными от кафолической Церкви и веры.
О сем и извещаем ваше благочестие, возлюбленные и честнейшие сослужители, с тем чтобы вы не принимали никого из них, когда бы кто захотел прийти к вам, и не верили ни Евсевию, ни кому другому, кто стал бы писать в их защиту.
Нам, христианам, надлежит отвращаться от всех говорящих и мыслящих против Христа, как от богоборцев и растлителей душ, даже не говорить им обычных приветствий, чтобы как-нибудь не сделаться причастниками их грехов, как заповедал блаженный Иоанн (2Ин. 1, 10-11).
Приветствуйте братии ваших, а находящиеся со мною приветствую вас!