В Кстовском музее открылась выставка уникальных работ мастера художественного стекла, народного художника России Алексея...
В Кстовском музее открылась выставка уникальных работ мастера художественного стекла, народного художника России Алексея...
В Кстовском музее открылась выставка уникальных работ мастера художественного стекла, народного художника России Алексея Олеговича Зеля.
"Волшебный мир стекла" - этовыставка работ из кварцевого стекла. Кварцевое стекло - это переплавленный горный хрусталь, самое чистое стекло, которое существует вприроде.
Именно красота, прозрачность и чистота этого материала привлеклахудожника, который работает с ним уже более 30 лет.
Алексей Олегович начинал простым рабочим-кварцедувомна Московском электроламповом заводе.
"Стеклодувов летом особенно не напрягают, - рассказывает художник, - ивсех в один месяц, разом отправляют в отпуск. В свободное время постепенно яначал делать различные фигурки животных".
Экспозиция начинается с его ранних работ, сделанных более 30 лет назад: маленькие бесцветные фигурки козочки, крокодила, ламы, ушастых ежей, носорога, лисицы... "Это мои раритеты, - именно с них все начиналось, - говорит он сулыбкой. – Однако самая первая работа – скорпион – не сохранилась (практическисразу у фигурки отвалились все восемь ножек)".
Изготовить кварцевую композицию чрезвычайно сложно. Прикоснуться кфигурке во время создания нельзя: нужная форма достигается с помощьюспециальной палочки, кончик которой плавится, нанизывая рельеф на основнойстержень. Обычный стеклодув может вытащить изделие из огня, что-то поправить, апотом нагреть снова. Кварцевое же стекло застывает мгновенно, поэтому весьрабочий процесс проходит в пламени горелки, а это - 2500⁰ градусов. Крометого, очень важно одинаково владеть и левой и правой рукой, чтобы скручиватьодновременно с двух сторон расплавленную стеклянную заготовку. Зеля сочетает лепку, выдувку, резку, шлифовку стекла...
Предмет поисков художника – цвет. До Зеляцветной кварц не получал никто. У него получилось. К окиси кремния АлексейОлегович добавляет соли металлов и получает новые цвета. Каждый новый оттенок -особый сплав. Конечно, редкий эксперимент проходит без последствий: ожоги, вредные испарения…. Возможно, поэтому учеников у Зелянет. "У меня была мысль написать книгу, рассказать обо всех своих секретах, потому что уносить с собой я это не хочу", - отмечает художник.
"Когда заметили мое творчество, для меня построили мастерскую, где я работал на правительство Москвы, наКремль, - рассказывает народный художник. - Мои работы дарили разнымполитическим деятелям". Например, точная копия парусника, представленного навыставке, была в свое время подарена на день рождения генеральному секретарю ЦККПСС Константину Черненко. Но сам Зелябольше гордится композицией "Доброе сердце" ("алмазная" корзина в форме сердца, наполненная розовыми цветами), которую организаторы одноименного благотворительногофестиваля презентовали Ролану Быкову... Похожая на"Сердце", но совершенно другая корзина с цветами была подарена Маргарет Тэтчер. А что именно купили у Зеля для президента ФрансуаМиттерана, художнику уже и не помнит...
Всего за свою творческую карьеру Алексей Олегович Зелясделал около 250-ти работ. Все они поделены на три выставки и с успехом колесятпо стране более двадцати лет, выставляясь в музеях.
Работа со стеклом стала для Алексея Олеговича не толькосовершенствованием техники, но и постоянным поиском новых тем. После лис игорностаев попробовал "застеклить" литературу – появились "Вдохновение","Золотой Петушок", "Аллея Анны Керн". "Аллея Анны Керн", кстати, снималась вфильме "Барышня крестьянка".
Вершиной мастерства искусника является серия парусных судов практическивсех типов, бывших на вооружении флота России.
Анималистические и флористические композиции появляются благодарявпечатлениям от путешествий. "…Уже готовы эскизы новых работ, - делитсятворческими планами мастер. - Каждая работа готовится достаточнопродолжительное время. Сначала рисуется эскиз, а дальше начинаю выполнять своюзадумку в стекле. Одна работа может готовиться в течение нескольких лет. Смотря, как пойдет дело, как увлечет и захватит творческий процесс. Стараюсь, чтобы каждая работа несла какой-то философский смысл и содержала какую-то"изюминку".
В композиции "Золотой петушок" удивляет снег на крышахсказочных домиков. Абсолютно непонятно, как художник достиг такого эффекта, новидим мы... талый снег.
Сложно передать всю прелесть, неповторимость этих стеклянных шедевровсловами. Их нужно просто увидеть!