Сразу после спектакля "Ричард III", показанного театром "Дах" на Первомайской площади, мы встретили "неуловимых" музыкантов из "ДахиБрахи", которые утром следующего дня вместе со всей украинской труппой должны были покинуть пределы Хакасии. Группа объехала едва ли не все зарубежье, гастролируя как с театром, так и отдельно от него. Название "ДахаБраха" со староукраинского переводится как "Давать и Брать". На музыкальный слух в этом названии переплетаются такие аккорды одного единства, как "РА" — солнце, "Брама" — ворота, вход, "Брахма" — Верховный Бог индуизма, душа Птицы и, конечно, "ДАХ" — центр современного искусства, как место образования группы.
Этно-хаус-группа представляет собой вокально-инструментальный квартет, в которым используется полсотни акустических инструментов. Это гуцульский барабан, джамбе, дарбука, табла, всяческие шумовые инструменты (ветер, дождь, трещотки, бубенчики), аккордеон, виолончель, детские гармошки, колесная лира, жалейка, австралийское диджериду, бугай, тромбон и даже рояль. Все это богатство музыканты в Хакасию привезти не сумели — тяжело все-таки — и продемонстрировали лишь небольшую часть своего репертуара, подарив публике свою визитную карточку — украинские песнопения и звуки виолончели (которую собственноручно расписала ее обладательница Нина Гаренецкая), исполнив в первой композиции спектакля еще и хакасскую мелодию. Только выступала группа не в полном составе – Елена Цибульская в Швейцарии сломала ногу и приехать в наши края уже не смогла. Двоим музыкантам – Марко Галаневичу и Ирине Коваленко – нам удалось задать несколько вопросов.
"Мир сибири"?
Почему бы и нет!
– Расскажите, как вам опыт участия в фестивале "Саянское кольцо" в Шушенском? Не хотели бы приехать еще на "Мир Сибири"?
Ирина: – Это так давно было.
Марко: – Почему нет. Это редкость. Шушенское очень далеко от нас. Там другое сознание, другие люди. Безусловно, если бы нас пригласили, мы бы приехали.
– В основе вашего творчества только народные песни или есть какие-то авторские вещи?
Марко: – В основном народные, но есть и авторские. Наша база — украинская певческая культура: многоголосие, полифония — это то, чем девушки занимались с детства.
– Где вам чаще всего приходится играть — за рубежом или на Украине?
Марко: – Чаще за рубежом, чем на Украине. Не знаю, это плюс или минус. Но так есть. Мы подсчитали, и в прошлом году получилось, что мы больше в западной Европе играли. В последнее время мы больше выступаем еще и как самостоятельный коллектив.
– Что отличает театральные вступления от обычных концертов?
Ирина: – Концерт для нас — более живое действие, которое позволяет теснее взаимодействовать со зрителем. А в театре мы в первую очередь взаимодействуем с актерами, а потом уже со зрителем. Здесь мы не можем импровизировать – мы подстраиваемся друг под друга. Стараемся быть в синхроне, быть единым целым.
Марко: – И очень важно в этот момент осознавать, что мы играем трагедию.
– Вы не только музыканты, но и актеры, какие роли в спектаклях доводилось играть?
Марко: – Я в "Свадьбе Кречинского" играл, которую вам, кстати, привез Моссовет. В нашем спектакле главную роль — Кречинского – исполнял режиссер Влад Троицкий, Нелькина играл я. А вообще у нас много всяких ролей. Играли...
Ирина: – Я исполняла роль девушки легкого поведения. В современной пьесе Юрия Клавдиева "Анна" есть такой персонаж – стрелок Лена "до свидания". Марко там играл председателя.
Мужчина-"поводырь"
– Где вы получали театральное образование?
Ирина: – Это театр "Дах". Весь опыт получен здесь.
Марко: – Через "Дах" прошло очень много великих людей. И в музыке, и в культуре, и в театре. Один из известнейших старейших режиссеров Украины, ученик Дикого, Ростовцева и Канина, Владимир Николаевич Оглоблин последние годы дорабатывал в "Дахе". Он еще в 86 лет ставил у нас спектакли. Он нес культуру русского и украинского традиционного психологического театра, который, если говорить образно, следует принципам Станиславского. Сейчас такого театра уже почти нет. С ним интересно было работать. Еще у нас работал известный режиссер и драматург Клим, по пьесам которого поставлено большинство наших спектаклей. Все это люди, которые оказали на "Дах" большое влияние.
– Как произошло ваше знакомство с режиссером? Какой была первая встреча?
Ирина: – Это было еще в университетские годы. Мы просто пришли в театр как обычные зрители. Один из моих сокурсников был знаком с Владом Троицким и сказал ему обо мне: "Эта девчонка так прикольно поет!" – и предложил спеть ему. Он нас послушал и сказал: "Если у вас будет желание, приходите". Конечно, мы, открытые, молодые, импульсивные, пришли! С этого все и началось.
Марко: – Влад давно пробовал делать какие-то эксперименты с украинским фольклором, но не все были готовы на это идти. Есть люди, которые имеют консервативное отношение к фольклору — они его записывают у бабушек и точно так же исполняют. Влад предложил совместить фольклор и современность, дать новое дыхание старым песням. Девушки с удовольствием на это пошли. Я примкнул к ним позже. Я закончил институт филологии в университете имени Шевченко, но театр меня всегда интересовал. В конце концов, я оказался в театральной студии, потом Влад предложил присоединиться к девчонкам "ДахиБрахи", чтобы им было нескучно втроем.
Ирина: – Нам нужен был этакий поводырь, мужская энергия в коллективе.