«В советские времена было много запретов в музыке, но творчества и мастерства тогда было больше»
Возможно, Бердянск и далек от столичных больших сцен, но, тем не менее, наш город всегда был музыкальным. И даже сейчас, в, казалось бы, сложное кризисное время, находятся бердянцы, которые не только реализуют себя в творчестве, но и создают условия для становления и формирования других.
Олег КОРОН, в прошлоом Алифант
Наш разговор сегодня с Олегом Корон. Это имя для большинства бердянцев, наверное, пока малоизвестное, однако очень многим этот человек хорошо знаком. Знаком как Алифант. Музыкант, шоу-мэн, сегодня Олег нашел себя в музыке. Он пишет песни. А под новый образ – и новый псевдоним – Корон, по фамилии матери.
– Олег, на канале «ТВ-Бердянск» вы дебютировали со своей песней «Благодарю». Вы начали писать стихи и музыку?
– Да, я решил, что не все же мне петь чужое, хочется спеть и что-то свое. Поэтому и написал песню «Благодарность». Это такой легкий шансон. А песня о женщине, которая много лет рядом. И благодарю ее именно за это. И спасибо редакции «ТВ-Бердянск» за то, что показывают творчество бердянских музыкантов.
– А клип кто делал?
– Снимал его оператор Руслан Ницевич. Это мой первый клип. Фонограмму песни я писал в Мариуполе в студии Вити Синеока – это, кстати, тоже наш бердянец.
– Это Ваша единственная песня?
– Нет, у меня несколько песен – уже на альбом. Хочу его записать. Но без финансовой поддержки мне не справиться. Поэтому обратился в Блок Степаненко. И там с готовностью откликнулись мне помочь. Анатолия Анатольевича знаю давно. Он любит спорт, но к людям творческим всегда также относился с пониманием и интересом, чем мог, помогал. Поэтому я к нему и пошел.
– Вы в шоу-бизнесе уже много лет. И пусть Бердянск не столица, но здесь тоже идет своя жизнь. Скажите, как жилось и живется музыкантам в провинции?
– Бердянск всегда был музыкальным городом. Но в последние годы наблюдается определенный спад. В 1970-1980-е не только каждый Дом культуры имел свой инструментальный ансамбль. ВИА были чуть ли не у каждого цеха на крупных заводах. В пяти-шести бердянских ресторанах, таких, как «Волна», «Парус», «Бердянск», «Седьмое небо», «Кристалл», играли вживую музыкальные коллективы довольно высокого уровня. А играли ведь и «Deep purple», и «Lad Zeppelin»
После фестиваля «Червона рута». Вверху слева-направо Кайман, Алифант, Ольга. Внизу Боб
«Бердянск рок-поп-шоу»
– Что, в советские времена?
– И в советские, но чуть попоз-же… А вообще в 1970-е и до начала 1980-х не только западное, но и свое петь нельзя было. Исполняли только песни членов Союза композиторов. В ресторанах руководитель оркестра даже заполнял рапортички, в которые заносили, какие песни и сколько раз пели.
– А откуда брали эти песни?
– С «Утренней почты». И моряки привозили диски.
– То есть?..
– Была тогда такая передача утром по воскресеньям. Называлась «Утренняя почта». Вот звучавшие в ней песни записывались на магнитофон, разбирались по партиям и разучивались.
– Без нот?!.
– Да, без нот. Садились и подбирали. Это далеко не каждому дано. Я знаю, даже ученики музыкальной школы далеко не все могли подобрать услышанную мелодию.
– То есть не у всех музыкантов было еще и музыкальное образование?
– Абсолютно верно. Если говорить о вокально-инструментальных ансамблях, то в большинстве в них были самоучки. Есть даже поговорка такая: кто не играет по нотам, играет по свадьбам. И ведь играли, и пользовались популярностью в городе. Помню, Саша Пасичный (учился в школе №16) создал с друзьями группу «Дикий мед». Кстати, Саша был одним из первых, а может быть, и первым в Бердянске, кто начал петь со сцены свои песни. Он писал и стихи, и музыку. Это был конец 1970-х. Затем Саша ушел в армию. Мы учились в пединституте и создали там свой ансамбль – «35 мая». А когда Саша Пасичный вернулся из армии, он привез с собой целую тетрадь своих песен. И мы начали играть их. Помню, из-за этого у нас были проблемы с КГБ. Когда забирали в армию, то все расспрашивали: «А что вы хотели сказать этими словами, а что этими». А Саша, помню, положил горьковского «Буревестника» на музыку рок-группы «Black Sabbath». Это было сильно. Но все еще опасно.
– И как сложилась судьба Александра Пасичного?
– Он уехал в Бодрум – Турция. И там достиг такого успеха, что со своей шоу-группой потеснил французский коллектив. Благодаря Саше столько бердянцев там, в Бодруме, поработало… Он там организовал шикарную шоу-программу. На каждые семь дней недели было свое отдельное сорокаминутное шоу. Сейчас Пасичный работает в Ялте арт-директором отеля «Ариадна».
А вообще, в Бердянске много талантливых музыкантов. Возьмите хотя бы ребят из «Провинциального побережья». Да, группа распалась, но все они сейчас живут и работают в Киеве.
– Насколько я знаю, у вас тоже был определенный успех. То, что остались в Бердянске, это невезение или любовь к родному городу?
– Я с Сашей Пасичным, когда он оставил работу в Николаевской филармонии, поехал в Абхазскую филармонию. Несколько лет ездили по Союзу с гастролями. Затем вернулись в Бердянск и сделали свое варьете. Репетиционная база была в ресторане «Парус». Потом была работа в Днепропетровске, Москве, Румынии.
В 1990-е мы с друзьями начали писать украинские песни. Приняли участие в фестивале «Червона рута», который проходил в Донецке, стали дипломантами. Это был год, когда лауреатами фестиваля стали Виктор Павлик и Александр Пономарев. Как дипломант ездил потом с ними по стране. Но чтобы пробиваться дальше и выше в шоу-бизнес, нужно было оставаться в Киеве. А я задумывался о семье. В общем, вернулся в Бердянск. Из участников того фестиваля на вершину шоу-бизнеса пробились только Александр Пономарев и Виктор Павлик. А я стал работать музыкантом в ресторане. Был период, когда вместе с Кайманом (Алексей Русанов) и Бобом (Александр Белянский) вели музыкальную передачу на «ТВ-Бердянск» о бердянских музыкантах. Она называлась «Шоу-вам». Очень радуюсь, когда бердянцы чего-то достигают и звучит город Бердянск.
– А как складываются взаимоотношения с коллегами по «цеху»?
– Очень доброжелательные. Если, к примеру, музыкант работает в кафе, то никто из коллег не станет его подсиживать и за его спиной разговаривать о работе. Более того, помогаем друг другу найти работу, обмениваемся информацией.
– Если сравнить прошедшие и нынешние времена, что бы Вы сказали?
– Сложно сравнивать. Могу сказать только одно: в советские времена было много запретов в музыке, но творчества и мастерства тогда было больше, чем сегодня. Помимо различных и многочисленных ВИА в городе были такие серьезные коллективы, как «Азовская чайка», «Лотос». В пединституте был очень сильный народный коллектив Романа Дзвинки, в ГДК – ансамбль народных инструментов Русанова. В ДК им. Калинина играл сильный коллектив баянистов Суслова. Сегодня нет этого разнообразия. Слава Богу, жива «Азовская чайка», а Самойлов смог организовать новый коллектив молодых музыкантов.
– Быть может, возможностей сейчас меньше. Времена-то все-таки тяжелые?..
– Да дело не только в деньгах. Вон, посмотрите, Паша Касимов – сын известного бердянского музыканта Жени Касимова – оборудовал в «Кристалле» студию, оснащенную современной и очень дорогостоящей аппаратурой. И приглашает всех желающих: «Приходите, занимайтесь». Причем бесплатно! Это просто удивительно в наше время. У Паши своя группа, но он приглашает заниматься и других.
А какие возможности сегодня дает Интернет! Разве это сравнить с тем, что было у нас! Поэтому возможностей сегодня даже больше, и деньги далеко не все решают. Но музыкантов стало меньше. А коллективы, играющие вживую, вообще стали редкостью. Современная техника позволяет выступать в одиночку, как целая группа. Иногда даже непонятно, играет и поет музыкант сам, или за него это делает компьютер.
– В 1990-е и даже еще в советские времена, во второй половине 1980-х, в Бердянске проходили рок-фестивали. На Ваш взгляд, почему это умерло?
– И не только рок-фестивали. Не могу не вспомнить Игоря Коваленко, который много сделал для культурной жизни Бердянска. А на сегодня многое из этого умерло. Почему? Да, наверное, опять же потому, что нет сейчас тех, кто горел интересом, как те же Саша Пасичный, Игорь Коваленко. Творчества, энтузиазма стало меньше. Вот и осталось много хорошего только в памяти.
– И, тем не менее, Вы смотрите в будущее творчески и с оптимизмом и хотите писать песни?
– Да, я хочу этим заниматься. И при поддержке Анатолия Степаненко выпустить свой первый диск. Уже в ближайшее время еду записывать песни. Надеюсь, они понравятся бердянцам. А кого-то, может быть, тоже подтолкнут к творчеству. И пусть простят меня те ребята, которых не вспомнил, не потому что их забыл, а потому что про каждого можно написать целую книгу.