Поскольку в последнее время появляется все больше однотипных фантастических романов, которые не тешат читателя особым разнообразием, я написал универсальную рецензию на такие книги.
Сначала – сюжет.
Наш современник, подслеповатый бухгалтер (неудачник-программист; специалист по просиживанию штанов в конторе – здесь и далее в аналогичных случаях следует вписать конкретного героя или конкретную ситуацию), ни с того ни с сего (волею случая; волею автора; с бодуна) попадает в вымышленное или, по крайней мере, не совпадающее с историческими хрониками прошлое (в несуществующую страну непонятной эпохи; в параллельную вселенную; к черту на кулички). Естественно, его это нисколько не обескураживает, поскольку он с детства читал фантастику (его двоюродная тетка была потомственной ведьмой; он давно мечтал о чем-нибудь этаком). Ни разу не державший в руках ничего опаснее авторучки, наш герой сразу чувствует, что меч у него в руках – словно влитой; видевший лошадей лишь в кино, он способен сутками не слезать с седла. Не говоря уже о способности голыми руками обезоружить любого противника, не превышающего силой и размером бронтозавра. Ежу понятно, у него тут же открываются неощущаемые доселе магические возможности и способности. Начиная с умения делать смертельные плевки и заканчивая всплывающими в памяти таинственными заклинаниями, позволяющими разнести в пыль все вокруг.
Герой наш, вне всякого сомнения, – гуманист до мозга костей и готов насаждать добро, невзирая ни на что. Попадающих ему на глаза носителей зла он зверски уничтожает с хладнокровностью убивца-рецидивиста, не ведая сомнений и каких-либо психологических неудобств. Как и положено, сила его (и физическая, и магическая) возрастает с каждым новым сражением. Чтобы ему не было скучно, рядом оказывается прекрасная красавица, которую он неоднократно спасает от неминучей погибели, насилия или тяжелой подневольной работы (вышиванию крестиком). В знак благодарности она ему, конечно же, отдается уже на седьмой странице.
Немного о мире, в котором происходит действие. Если это историческое прошлое, то оно тяжко страдает анахронизмами и жутчайшей неправдоподобностью деталей. Если это вымышленный мир, то логические неувязки в его устройстве могут достигать астрономических масштабов. Поражает обилие монстров, населяющих этот мир. Об экологическом равновесии автор наверняка не догадывается, да это ему и не нужно. Монстры в любом случае будут уничтожаться нашим героем с неумолимостью танка, прокладывающего путь по колхозному курятнику.
Особо следует сказать о нарастающем могуществе нашего носителя добра. Довольно часто автору в погоне за красочностью побед не удается отслеживать этот параметр. В результате уже к концу первой книги герой становится практически всемогущим. Поскольку автор не знает, что делать с этим всемогуществом, герою приходится тяжко. Приходится выискивать новые угрозы, которые, как чертик из шкатулки, выскакивают там, где их в принципе не может быть. По счастью, читатель, как правило, уже забыл, что происходило раньше, и процесс наращивания мышц и магии можно повторять неоднократно.
Характеры действующих лиц просты и прямолинейны. Враги коварны и жестоки. Наши безмерно добры и благородны. Убогость этической составляющей с лихвой компенсируется лексическими изысками. Языковая небрежность, штампованные эпитеты, несогласованности различного рода позволяют въедливому читателю страницами цитировать то, как НЕ нужно писать книги.
Примечание: я умышленно старался избегать конкретики и описания деталей какой-либо отдельной книги. Если вы вдруг обнаружите сходство с реальной книгой, прошу незамедлительно сообщить мне об этом. Чтобы знать, чего НЕ следует читать ни при каких обстоятельствах.