«У нас взаимный интерес» О сегодняшнем положении в белорусско-латвийских отношениях в сфере торговли и экономики (и не только), о тенденциях их укрепления рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в ЛР Вадим Владимирович ЛАМКОВ.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в ЛР Вадим Владимирович ЛАМКОВ прекрасно ориентируется в море цифр, в тенденциях, характеризующих нынешнее состояние белорусско-латвийских отношений.
Курс на перспективу
– Признаюсь, не первый год связан с внешней торговлей, с организацией внешнеэкономических отношений между государствами. Поэтому могу сказать, что по охвату проблем и по их значимости последнее заседание белорусско-латвийской межправительственной комиссии выделяется в лучшую сторону. Состоялась сугубо рабочая встреча, на которой обсуждались актуальные для обеих сторон проблемы. Пленарное заседание провели сопредседатели комиссии госсекретарь Министерства экономики Латвии г-н Герхард и первый заместитель министра экономики Республики Беларусь Зайченко. Большая работа проведена рабочими группами. Представителями наших хозяйствующих субъектов были проработаны конкретные аспекты со своими латвийскими коллегами.
– Например?
– Речь шла и о возможностях использования Рижского порта в отгрузке наших нефтепродуктов. Не секрет, что этой зимой Вентспилсский порт нас подводил.
– Имеете в виду погодные условия?
– Не только. Когда Вентспилс начинает «тормозить», наши предприятия вынуждены сокращать объем производства.
– В Белоруссии есть своя нефть?
– Конечно. 2,5 млн. тонн добываем ежегодно. Причем это тяжелая нефть, пригодная для органического синтеза. В мире такой немного. Мы ее продаем, а перерабатываем российскую. Это выгодно всем.
– Получается, наши порты вам необходимы?
– Не стану лукавить, что без них никуда. Мы ныне работаем на все порты Прибалтики – от Гданьска до Санкт-Петербурга. Но Клайпеда, Вентспилс и Рига для значительной части Белоруссии – это наиболее короткое транспортное плечо. Хотя у нас есть регионы, из которых выгоднее доставлять продукцию в Польшу. Учитывая союзнические отношения с Россией, активно работаем и с Калининградом.
– Тогда в связи с пересохшей «трубой» Вентспилс просто обязан был за вас ухватиться?
– Так и произошло. Хотя объем перевалки растет не настолько быстро, как нам бы хотелось. Пока Вентспилс больше обработать не может. Хотя обещают, что после модернизации железнодорожной инфраструктуры в порту уже к октябрю смогут перерабатывать в два раза больше. Пока же, по некоторым данным, около 30 процентов объема перевалки порта составляют белорусские грузы.
– Этот вопрос тоже затрагивался на заседании комиссии?
– В первую очередь мы обсуждали возможные последствия вступления Латвии в ЕС. Речь шла и о строительстве склада-накопителя для калийных удобрений в Вентспилсе, что скажется на повышении качества этого товара. Понимаете, речь сейчас идет уже не о количестве, а о качестве. Пока мы отгружаем 3-4 вида калийных удобрений, а после ввода этого объекта доведем ассортимент до шести. Ибо под каждый вид удобрений своя технология. А есть еще и калийное сырье для производства комплексного удобрения. И здесь предъявляются особые требования для его хранения и транспортировки.
Обсуждали мы и договорно-правовую основу двусторонних отношений. В первую очередь соглашение о сотрудничестве в области образования. Мы полагаем, что оно позволит организовать инновационное сотрудничество вузовской науки двух стран, а также участие наших ученых в грандовых исследованиях, которые вам предлагает Евросоюз. В пределах того, что допускается европейским законодательством в отношении государств, не являющихся членами ЕС. Уверен, это послужит на пользу нашим странам.
– Итак, курс на перспективу?
– Безусловно. Прошедшее заседание я бы назвал началом большого пути. Тем более что исполнены все решения предыдущего, четвертого заседания комиссии. Констатировано улучшение торгово-экономического сотрудничества.
– И расширение транзита?
– Да. Конечно, пока в нем преобладают нефтепродукты и калийные удобрения, т. е. основные сырьевые товары, которыми обладает Белоруссия. И они текут по тем каналам, которые нам экономически выгодны. Кроме этого, идут и наши генеральные грузы: древесина, контейнерные перевозки. Отдельно хотел бы отметить металлопродукцию. У нас в Жлобине находится один из крупнейших в Европе металлургических заводов по производству арматуры для строительства, других видов продукции. А Лиепайский порт как раз специализируется на такой перегрузке. Могу сказать, что в целом через Латвию мы перевозим товаров на 20 млн. долларов.
– Устраивают тарифы?
– Хороший вопрос. В сложившейся ситуации мы можем себе позволить их. Хотя, повторюсь, есть целый пакет предложений от конкурентов. В том же Гданьске действует совместное белорусско-польское транспортно-экспедиционное предприятие. Самое дешевое транспортное плечо – до Клайпеды. Но пока ваши условия устраивают. Благодаря многолетней работе мы имеем существенные скидки, и если тарифная политика будет гибкой, Латвия, надеюсь, останется нашим приоритетным партнером.
– И при ее вступлении в ЕС?
– Как транзит, так и поставка товаров на территорию Латвийской Республики в будущем очень детально обсуждались на заседании комиссии. Отмечу, что по транзитным услугам мы получили заверения латвийской стороны (в частности, в беседах с министром экономики
Ю. Луянсом, госсекретарем Герхардсом), и это зафиксировано в протоколе, в том, что на сегодняшний день в этой области в вашей стране действует европейское законодательство. Таким образом, транзитная политика не изменится, и Беларусь будет занимать ту нишу, которую имеет.
– А торговля?
– Понятно, что, вступив в ЕС, Латвия должна принять его законодательство и уже не будет самостоятельна в вопросе определения своей внешнеторговой политики. И тут возникает проблема торговых барьеров: тарифных и нетарифных. В отношении первых скажу, что в Евросоюзе они ниже, чем в ЛР. Поэтому предполагаем, что по большинству товаров мы будем иметь определенное преимущество. Таким образом, особых препятствий для поставки товаров в вашу страну у нас не должно возникнуть.
К нетарифным барьерам относятся антидемпинговые меры, направленные на защиту внутреннего рынка, вопросы качества товара и его сертификация. И тут необходимо упомянуть антидемпинговые меры, введенные Еврокомиссией против белорусских товаров: штапельным волокнам, жгуту штапельных волокон, азотным и калийным удобрениям. Кстати, на наши и российские калийные удобрения в ЕС действует такая нелепая пошлина, что мы 10 лет назад ушли с его рынка.
– В ЕС не нужны конкуренты?
– Естественно. Есть немецкая фирма «Калий унд Зальц», которая добывает такие же удобрения. По ее инициативе и была инициирована антидемпинговая политика по отношению к нам. С тех пор мы устранили все недостатки, на которые тогда указывала Еврокомиссия, но под давлением экономической конъюнктуры удобрения по-прежнему не пускают туда. Да и бог с ними. За 10 лет предприятие «Беларуськалий» почти в два раза увеличило добычу минеральных удобрений и утроило их продажу на экспорт. В данной ситуации хуже стало европейским фермерам, которые вынуждены покупать удобрения не по 80 долларов за тонну, а по 150. И эта же участь может постичь в будущем латвийских. Пока нам не удалось договориться с Латвией о каком-то переходном периоде по такой группе товаров. Хотя ваш рынок никогда не являлся для нас определяющим. Сумеете договориться с ЕС об этом, мы не против.
Последний момент – сертификация. В прошлом году между Латвией и Беларусью было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве, признании и т. д. Теперь мы можем спокойно работать.
Выбери белорусский товар
– Но Беларусь продает в Латвии и другие товары.
– Сейчас здесь реализуется продукция многих наших предприятий и фирм. Автомобили, тракторы, обувь, бытовая техника полностью соответствуют европейским требованиям. Как и древесина, лекарства, продукты питания, текстиль... По сравнению с 2001 г. только за прошлый год ассортимент нашего экспорта к вам увеличился на 123 товарные позиции. Товарооборот составил 550 млн. долларов. Его ежегодный рост – 5-6 процентов. Причем экспорт преобладает.
Замечу, что наши тракторы составляют 90 процентов от реализуемых в Латвии. В прошлом году здесь было продано 500 (два дня работы МТЗ). Что будет после вступления Латвии в ЕС, трудно сказать. Опять же, пострадать может только фермер, когда ему придется покупать трактор не за 12 тысяч долларов, а за 25 тысяч. К слову, в Германии в прошлом году мы продали 800 тракторов. После распада СССР вновь открыли для себя американский и канадский рынки. И впервые за всю историю – французский. Добавлю, что МТЗ входит в семерку крупнейших мировых производителей.
– У вас есть здесь постоянные партнеры?
– На территории Латвии действует около 170 совместных коммерческих предприятий, правда, со сравнительно небольшим участием белорусского капитала – 2-3 млн. долларов. Это мизер. И поэтому мы заинтересованы в создании здесь серьезного совместного производства. Недавно в Минске прошло большое совещание, в котором приняли участие сопредседатели белорусско-латвийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Там обсуждался и этот вопрос. Об этом мы говорили здесь с мэром Риги Г. Боярсом. Латвия заинтересована в создании новых предприятий, а мы – в закреплении на территории Евросоюза. И в этой связи готовы рассмотреть любое предложение.
В Беларуси же действует чуть более ста фирм с участием латвийского капитала в пределах 7 млн. долларов.
– Помнится, раньше было немало нареканий на жесткую налоговую политику в Беларуси по отношению к средним и мелким предпринимателям.
– Да, налоги у нас собираются полностью. Но в Беларуси самая либеральная в странах СНГ инвестиционная политика. Скажем, если вы внесли в уставной фонд более 30 процентов и занимаетесь производством, то освобождаетесь от подоходного налога, от НДС, вам разрешается беспошлинно ввозить оборудование в счет уставного фонда и т. д.
– Что Латвия поставляет в Беларусь?
– В основном сырую рыбу (как ни странно, ваших знаменитых шпрот не видим), которую мы перерабатываем, лекарства, приборные панели для наших тракторов МТЗ, гидравлику, кое-что из древесной продукции, трикотаж...
К слову, бывший Рижский вагоно-
строительный завод во многом воспрял духом благодаря заказам из Белоруссии на изготовление вагонов дизель-поездов. Первые мы уже получили.
Как видите, Республику Беларусь
устраивает долгосрочное сотрудничество с латвийскими предприятиями.