Будут ли на Марсе цвести яблони? На этот вопрос поможет получить ответ космический аппарат «Марс-экспресс», проводящий исследования атмосферы и поверхности загадочной планеты. Проект СПИКАМ осуществляется под эгидой Еврокосмоса. Аппарат уже сделал более миллиона измерений спектра Марса. Научное оборудование оснащено кристаллами парателлулита, выращенными в Твери. Эти кристаллы обладают уникальной способностью исследования спектров всех светящихся объектов Вселенной. Изучение марсианских отражений показало наличие на планете довольно больших образований воды (в виде льда), что продвигает ученых еще на один шаг к утверждению о возможности жизни на Марсе.
В декабре прошлого года стартовал космический аппарат «Венера-экспресс». Он держит курс к другой планете Солнечной системы. Проект Еврокосмоса СПИКАФ предусматривает исследование поверхности и атмосферы Венеры. И здесь важным научным целям послужат кристаллы парателлулита, выращенные и обработанные в Тверском государственном университете группой под руководством кандидата физико-математических наук Александра Колесникова. Эти уникальные кристаллы производят в подвале пятого учебного корпуса ТвГУ.
Впрочем, заводов по выпуску парателлулита нет во всем мире. Этим занимаются лаборатории, небольшие фирмы всего в четырех странах - в США, Китае, Украине, России. Причем, Россия здесь держит приоритет : тверские кристаллы самые большие в мире. Они достигают восьми сантиметров в диаметре и шести сантиметров в высоту. Чем длиннее кристалл, тем те выше спектральное разрешение прибора. Вот почему оба проекта Еврокосмоса используют кристаллы Колесникова. Из университетского подвала они проделают путь в двести миллионов километров.
С Александром Игоревичем мне удалось встретиться с большим трудом. Доцент Колесников очень занят - преподает на физико-техническом факультете университета, но, по его признанию, две трети времени и усилий приходится на научные исследования. Они ведутся в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами страны из Научно-технического центра акустооптики Московского института стали и сплавов, столичного научно-производственного объединения «Полюс». Вот уже три года идет совместная работа с крупнейшими астрофизиками знаменитого института имени Штернберга на базе Крымской обсерватории. Используемые в ней современные телескопы также оснащены кристаллами парателлулита из Твери.
Находят эти кристаллы свое применение и в армии. Они входят в состав многоканальной лучевой системы "Блик». Кристаллы отклоняют лазерный луч, по которому ракета или управляемый снаряд с высокой точностью движутся к цели. С их помощью также можно «видеть» мины. Сейчас Колесников и его коллеги изучают возможности использования кристаллов в медицинской диагностике путем анализа цвета поверхности внутренних органов человека, кожи, сосудов. Без парателлулита сегодня трудно представить современные системы волоконно-оптической связи.
Кристаллы парателлулита по внешнему виду напоминают алмазы. Но для ювелирных изделий непригодны - настолько мягки, что песчинки, находящиеся в воздухе, оставляют на поверхности кристалла царапины. «Так что взламывать двери нашего подвала подпольным ювелирам нет резона», - улыбается Александр Игоревич.
Зато цели практического применения очень широки - от космических до вполне земных. Около 400 элементов из тверских кристаллов входят в состав приборов типа ИКОНЭТ, которые установлены на российских заводах по производству водки. С их помощью измеряется концентрация этилового спирта - определяется крепость национального напитка. Колесников был готов пойти и дальше в определении качества исконно русского продукта. По заказу департамента продовольствия, потребительского рынка и услуг с использованием кристаллов выявляли наличие в водке сивушных масел. В той продукции ликеро-водочных заводов Тверской области, что успели проверить, качество удовлетворяло требованиям. К сожалению, сменилось руководство департамента, и работа эта заглохла.
Но, к счастью, такие примеры редки. Результаты научных разработок востребованы. И это Александра Игоревича радует:
- Тем фактом, что с нашим участием исследуются далекие планеты, согласитесь, можно гордиться.
Как люди приходят в науку? Склонность к ней Колесников ощутил еще в совсем юные годы. Родился он в богатой талантами Одессе в семье военного летчика. Школу заканчивал в Липецке, куда отца перевели служить. Регулярно с успехом участвовал в математических олимпиадах, всерьез интересовался физикой. Призвание таким образом определилось. Но осуществление мечты пришлось отложить на три года. Колесников срочную службу проходил на Северном флоте, на атомной подводной лодке. Совершил два автономных плавания. Награжден знаком «За дальний поход». Морские знания пригодились через много лет - в соавторстве со своим бывшим одноклассником Владимиром Ильиным, ныне сотрудником знаменитого ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), Колесников написал книгу «Подводные лодки России», вышедшую в 2001 году. Сейчас готовится ее переиздание. С водной стихией связано и увлечение Александра Игоревича - глубоководное ныряние без акваланга, ловля раков и крабов.
После службы на флоте приехал в город Калинин: здесь жили бабушка и тетя. Окончил университет, остался на кафедре, стал преподавать. Но наука манила - защитил кандидатскую диссертацию. Автор 12 изобретений. Имеет более 60 научных публикаций.
Как достигается научный результат? Прежде чем ответить на этот мой вопрос, Колесников ненадолго задумывается. Потом дает свою формулу успеха:
- Говорят, что наука - это прежде всего титанический труд. Разумеется, это так. Выкладываться приходится на полную катушку. Мы в своем подвале нередко задерживаемся ночами. Но одной работоспособности мало. Что нужно еще? Пожалуй, интуиция. Мой научный руководитель профессор Юрий Мстиславович Смирнов буквально ткнул пальцем в одну клеточку периодической таблицы Менделеева: «Вот здесь поищите», гениально угадав ценное направление исследований - кристаллы парателлулита. Идея определилась, начался поиск решений. Они часто приходят на ум спонтанно - эти находки. Как всплеск какой-то. Впрочем, это я о себе говорю, каждый ученый, наверно, идет к успеху собственным путем. Очень важна в научных коллективах атмосфера - это уж вам каждый скажет. Унас на кафедре прикладной физики она рабочая, дружелюбная, творческая.
Заметив, что собеседник поглядывает на часы, я стал прощаться. Колесников заторопился в лабораторию - к своим кристаллам.
В канун Дня защитника Отечества Александру Игоревичу пришлось сделать вынужденный, но приятный перерыв в работе: его пригласили в Москву, где Колесникову вручили престижную общероссийскую премию «Инженер года-2005».