В шести километрах к северо-западу от небольшого латвийского городка Ауце, что в Добельском районе, вблизи Кевеле, берут свое начало семь родников, с претенциозным названием «Королевские источники».
Говорят, здесь бывал в свое время знаменитый шведский король Карл XII, во время похода из Бауски в Лиепаю в годы Северной войны (1700-1721 гг.). Именно ему, по этой легенде, и оказались обязаны своим названием источники в Кевеле.
Место, которое якобы отметил знаменитый король-воитель, сейчас выглядит как небольшой, старый источник, вода которого, перемешиваясь с песком, устремляется в сторону близлежащей реки.
Когда же 27 октября 2000 года открылась фирма Karalavotu udens и предложила на латвийский рынок ту самую воду из «Королевских источников», то некоторые компании, сотрудничавшие до этого с иными поставщиками питьевой воды, перешли на употребление данного, достаточно сомнительного по своему качеству продукта.
Гром среди неясного неба
Неизвестно, как долго бы продолжалась подобная идиллия сосуществования «королевской воды» и одноименной фирмы, но случилось непредвиденное.
В газете «МК-Латвия» в № 50 от 14 декабря 2005 года было опубликовано журналистское расследование, проведенное совместно с сотрудниками правоохранительных органов. В ходе него вскрылись факты, которые расставили все точки над «i» в деятельности SIA Karalavotu udens и дали основания не только потребителям питьевой воды Karalavotu udens, но и всем остальным жителям нашей страны усомниться не только в ее качестве, но и в чистоплотности владельцев данной фирмы.
В статье повествовалось, как на хуторе «Яунавоти», что в Витиньской волости Добельского района, некие местные умельцы организовали в обыкновенном деревенском сарае розлив «питьевой воды« из обыкновенного крана в тару, на которой были приклеены ярлыки Karalavotu udens. Заполненные таким образом водой 18,9-литровые поликарбонатные бутыли с фирменной этикеткой протирались грязной тряпкой, пробки забивались резиновым молотком и «готовый продукт» оттаскивался в микроавтобус, который по эмблеме можно было идентифицировать как принадлежавший этой же фирме...
Работавшее исключительно в ночное время суток, производство по розливу «фирменной» воды заинтересовало не только журналистов.
После того, как это нелегальное производство посетили сотрудники правоохранительных органов, выяснилось, что подпольный цех работает уже давно и отличается, можно сказать, завидной производительностью (ежедневно примерно по 200 бутылей воды, правда, неизвестного происхождения, в среднем по 2 лата за бутыль). Сам работник и по совместительству водитель не смог предъявить даже санитарной книжки, не говоря уже о прочих документах.
Подмоченная репутация, или Как такое могло случиться?
Наша страна, не обладая особыми природными богатствами, известна источниками воды. Но вода воде рознь.
Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы заниматься добычей и разливом питьевой воды в Латвии, следует получить соответствующие разрешения и сертификаты, свидетельствующие не столько о качестве продукта (об этом разговор особый), сколько об общем санитарно-гигиеническом состоянии самого производственного процесса. До недавнего времени такую функцию выполнял выдаваемый латвийским сертификационным центром BALTSERT Сертификат соответствия (Atbilstibas sertifikats). После вступления в ЕС требованиям к нашей стране, по части обеспечения качества произведенных на ее территории продуктов и их соответствия нормам Евросоюза, было уделено повышенное внимание. Каждое из производств должно было пройти проверку для получения «Признания» Продовольственно-ветеринарной службы. Это «Признание» должно было бы гарантировать качество поставляемого продукта на латвийский рынок, в соответствии с высокими требованиями ЕС, и уделяло большое внимание производственному процессу и технологии пищевого производства, к которому напрямую относится добыча и разлив питьевой воды.
SIA Karaпavotu ыdens, судя по имеющейся информации, как будто бы прошло эту процедуру и наряду с другими поставщиками питьевой воды получило подобное «признание». Поэтому известие о том, что SIA Karalavotu udens подпольно занимается розливом воды из обыкновенного крана в тару неизвестного происхождения, повергло в шок как потребителей, так и представителей иных компаний-производителей. Такая антиреклама рынка питьевой воды из-за деятельности нечистых на руку в прямом и переносном смысле отдельных представителей данной отрасли способна пошатнуть общее доверие потребителей и к остальным фирмам-производителям, что, конечно же, вызывает вполне оправданное негодование и неприятные ассоциации как у «коллег по цеху», так и у рядового потребителя. Ведь если подобное действительно стало возможным, несмотря на регулярные проверки Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС), то это ставит под сомнение компетентность самих проверяющих органов, не говоря уже о подмоченной репутации горе-производителей так называемой «королевской воды».
Последствия
Административные протоколы, составленные на месте представителями правоохранительных органов, предполагают всего лишь административное наказание.
По мнению полицейских, со слов журналиста, проведшего расследование, подобное нелегальное производство - это вроде бы «бюрократия», которая якобы не имеет ничего общего с уголовным преступлением, и собранный в ходе расследования материал подпадает лишь под статью 103 Кодекса об административных нарушениях (производство в незарегистрированном месте). Наказание, которое грозит владельцам этого подпольного цеха, согласно статье — всего лишь денежный штраф в размере от 500 до 3000 латов...
Остается только развести руками и в очередной раз посетовать на законы, которые не могут в должной мере обеспечить интересы потребителей и оградить их от деятельности нечистоплотных дельцов, для которых деньги — увы, не пахнут. Подобное «наказание» может только вызвать усмешку, и фактически представители закона закрывают глаза на незаконную деятельность подобных подпольных производств, особенно если за ними стоят известные в Латвии лица, как упомянутый в «МК-Латвии» совладелец SIA Karalavotu udens г-н Эдвинс Инкенс. Комментарии, как говорится, излишни...
Но что будет дальше? Неужели даже после уплаты штрафов производство подобным образом снова продолжится!? Ведь это дискредитирует не только производителя, подобная деятельность просто опасна для здоровья и жизни потребителей, которые хотят знать, что они пьют, откуда и какого происхождения эта вода, имеющее такое, ко многому обязывающее — «королевское» название. Хотелось бы верить, что подобное у нас не повторится, и «Признание», выдаваемое ПВС, имеет вес, а предприятие, его получившее, отвечает за весь технологический процесс, начиная с добычи питьевой воды и кончая ее доставкой к потребителям. И этот процесс отвечает всем санитарно-гигиеническим и другим требованиям и нормам современного пищевого производства, а произведенная таким образом вода является чистым, естественным и полностью безопасным продуктом.
На этом фоне вызывает удивление тот факт, что SIA Karalavotu udens, в лице другого совладельца предприятия г-на Томаса Бевалдса, сумело внедриться также в Балтийскую региональную ассоциацию производителей воды, возглавляемую г-ном Навином Сингхом, который в настоящее время является региональным менеджером международной компании Eden Springs Latvia SIA в трех балтийских странах. Это, безусловно, не делает чести этой организации и создает ей «несоответствующую» репутацию.
Интересно, как прореагирует головное предприятие Eden Springs, когда узнает о том, что представитель их компании работает в ассоциации с нечистыми на руку людьми.
В наше время верить, похоже, никому нельзя. Уместным в этой ситуации будет напоминание, что для того, чтобы обезопасить себя от подобных дельцов, нужно не только требовать сертификат, подтверждающий высокое качество воды, которое выдает латвийский сертификационный центр BALTSERT, но и не лениться обратиться в Продовольственно-ветеринарную службу, которая даст оценку этому продукту и его соответствии общеевропейским требованиям.
Чистая родниковая вода может быть добыта только чистыми руками, потому как иначе это - «грязный бизнес».
Наверное, король Карл XII, узнав, в каком неблаговидном деле оказалось замешано его имя, перевернулся бы в гробу. Ведь «королевское» наименование обязывает и вести себя соответственно, как говорится, по чести и по совести. И можно добавить — и по закону, который, как известно, для всех должен быть одинаков.