Этой проблеме уже более двух десятков лет. Сегодня электроэнергия подается в наш город из Бологого и Бежецка, хотя, казалось бы, ничто не мешает построить линию электропередачи (ЛЭП) от Калининской АЭС на городскую подстанцию Удомли.
Вынужден в очередной раз вернуться к вопросу о линии электропередачи ЛЭП-110 киловольт. Тому причиной — очередное заявление противников очевидного. В данном случае оппонентом выступил главный инженер КАЭС Михаил Канышев. Газета «Мирный атом» 11мая привела его мнение: «Это довольно серьезное заблуждение, что можно подключить такого крупного потребителя, как город Удомля, на собственные нужды Калининской и любой другой станции».
Полагаю, главный инженер либо сам что-то не понял, что маловероятно, либо это очередная попытка «завести рака за камень», т.е. с ученым видом знатока ввести в заблуждение слушателей.
Причем тут собственные нужды КАЭС? Станция выдает электроэнергию потребителям по ЛЭП-330 киловольт и ЛЭП-750 киловольт. И нет никакого принципиального запрета выдавать ее по ЛЭП-110 киловольт. Да, на расстояние несколько сот километров это неэкономично: вырастут потери при транспортировке. Но вот на расстояние около десяти километров — в самый раз. Причем это никакие не собственные нужды КАЭС, это потребитель, подключенный к ОРУ-330/110 киловольт. (Поясним подробнее, ОРУ — это открытое распределительное устройство, к которому подключаются все отходящие ЛЭП. Это азбука для энергетика. Не понимать ее главному инженеру АЭС? Что-то не верится.)
Зачем непременно надо отправлять электричество за несколько сот километров, чтобы потом вернуть тем потребителям, что под боком?
М.Ю. Канышев ссылается на «другие станции». Он или не знает, как отводится электроэнергия с других станций, или, опять же, вводит в заблуждение. Приведу два конкретных примера.
Атомная ТЭЦ Горно-химического комбината города Красноярск-26 (Железногорск) направляла электроэнергию потребителям комбината напряжением 6 киловольт, потому что расстояние до потребителей несколько сот метров; на Железногорск — напряжением 35 киловольт, потому что расстояние до него менее 15 километров; связь с энергосистемой осуществлялась по ЛЭП напряжением 110 киловольт, потому что протяженность ЛЭП около сотни километров. И никто не додумался относить отпуск электроэнергии на город к собственным нуждам АТЭЦ…
Совсем свежий пример. От ОРУ Кольской АЭС подается электроэнергия в город энергетиков Полярные Зори на электрокотельную для отопления города. Это потребитель, а не «собственные нужды» Кольской АЭС.
Но вернемся в Удомлю. Учет электроэнергии, отпущенной по ЛЭП-110 киловольт от КАЭС на Удомельскую подстанцию, это не проблема. Для того существуют соответствующие электросчетчики. Вопросы тарифов, порядка расчетов за отпущенную электроэнергию и так далее — принципиально решаемы.
Помимо прочего ЛЭП-110 от КАЭС до города Удомли при повышении надежности электроснабжения города энергетиков и исключении ситуации «сапожник без сапог» одновременно уменьшила бы тарифы, более «затратные» в сравнении с другими регионами. Короткая линия электропередачи позволит снизить суммарные потери в электросетях в полном соответствии с законами физики. Это существенный вклад в энергосбережение, энергосберегающую технологию.
В вопросе «от АЭС — городу» мне не удалось услышать от противников или, говоря помягче, оппонентов в вопросе «от АЭС — городу» каких-либо серьезных контраргументов. В разное время озвучивались различные возражения. Вот основные (перечисляю еще раз): «Тверьэнерго» против; не позволяет закон; это так сложно; нецелесообразно; не хватает ячеек на подстанции; не осуществлен землеотвод; нельзя подключать на собственные нужды АЭС.
Среди авторов этих «аргументов» — нынешний глава города Алексей Чернигин, бывший директор КАЭС Василий Аксенов, бывший глава Удомельского района Александр Кушнарев (ныне один из заместителей директора КАЭС). А.П. Чернигин обещал вернуться к рассмотрению целесообразности этой ЛЭП. Прошло уже около двух месяцев после того обещания — и никаких подвижек. В.И. Аксенов, баллотируясь в депутаты ЗС области, обещал построить эту ЛЭП, но после выборов заявил о нецелесообразности таковой.
А.Л. Кушнареву не хватило двенадцати лет правления, чтобы выполнить землеотвод (между тем его отметили, надо полагать, за «особые заслуги» на торжественном собрании, посвященном 25-летию ввода в эксплуатацию первого энергоблока КАЭС).
Настоящую причину всех этих «аргументов» надо, видимо, искать выше. Явно не желают те, что «наверху», те, от которых зависит положительное решение проблемы, потратить несколько миллионов рублей на ЛЭП для жителей города (энергетиков, однако!) и района (на земле которого возведена АЭС). Вот на очередной, теперь уже четвертый энергоблок, не жаль потратить несколько десятков миллиардов рублей, потому что «это — для родины!» А Удомля, получается, и не родина вовсе, это место, где производится электроэнергия, но для «внешнего», а не «внутреннего» потребителя…
Почему я постоянно педалирую эту проблему наряду с другими (необоснованные потери теплоэнергии, отвратительные дороги и т.п.)? Потому, что еще с 1976 года, момента своего появления здесь, на площадке КАЭС, я исходил из такого посыла: чтобы АЭС работала надежно, необходимо создать надежный тыл или, говоря инженерным языком, соответствующую инфраструктуру. Бывшие директора КАЭС подтвердят, что заместитель начальника производственно-технического отдела КАЭС (некоторое время, до оформления пенсии, и.о. начальника) Л.И. Подушков помимо вопросов, связанных непосредственно с энергоблоками АЭС, в пределах своей компетенции, что называется, на общественных началах реально способствовал решению ряда проблем жизнеобеспечения строящегося города.
Так, удалось получить проектно-сметную документацию, заказные спецификации на оборудование, начать строительство ОРУ-330/110 киловольт, от которого должна была отойти ЛЭП на Удомельскую подстанцию. Удалось заранее смонтировать дополнительно вторую тепломагистраль ДУ-500 на город (в первоначальном проекте была одна). По вопросу оптимизации отпуска тепла на город, уже будучи на пенсии, вел я переписку и переговоры, имея конкретные рабочие предложения, и с В.И. Аксеновым, и даже с последним директором КАЭС… Но директора меняются каждые три-четыре года. Нынешний, Леонид Иванович Мартыновченко, уже девятый. И о работе директора те, которые «наверху» — «вожди», судят прежде всего по факту вводу очередного энергоблока. А что там с инфраструктурой для Удомельского района — да «глубоко наплевать на нее» (как говорил ранее другой вождь)…
Именно поэтому план строительно-монтажных работ, освоения объемов по четвертому энергоблоку выполняется и регулярно перевыполняется. В апреле — на 109 процентов (см. «Мирный атом»). Зато очистные сооружения хозбытовых стоков второй очереди который уже год не закончены монтажом и потому не введены в эксплуатацию. А водозаборные сооружения второй очереди — что с ними?..
И потому имеем мы, жители города, перебои в электроснабжении, в подаче питьевой воды, в работе канализации. Например, 24 мая на очистных сооружениях города произошла серьезная авария, город четыре часа был без воды и стоков — комментариев власти до сих пор никаких. Мы вынуждены пользоваться разбитыми автодорогами — на все четыре стороны. Ни глава правительства, ни другие высокопоставленные чиновники не рискуют добираться до Удомли автодорогой — альтернативные виды транспорта комфортнее.
Леонид ПОДУШКОВ, депутат Совета депутатов г. Удомли, заслуженный энергетик РФ, ветеран атомной промышленности и энергетики