Моё наземное путешествие из Риги в Пловдив (Болгария) состоялось год назад. Люблю путешествовать своим ходом — без турпутёвок и заранее заказанных отелей.
Приднестровье…
Моё наземное путешествие из Риги в Пловдив (Болгария) состоялось год назад. Люблю путешествовать своим ходом — без турпутёвок и заранее заказанных отелей. Иногда заказываю сам — через Инет.
В декабре съездил на юг, почти всё — автобусами. Маршрут: Латвия (Рига) — Украина — ПМР — Молдавия — Румыния — Болгария — Сербия — Чехия — Польша — Рига. Поделюсь впечатлениями, может, кому-то и поможет мой опыт.
Сначала из Риги во Львов автобусом. Он идёт через Польшу. Днём из Риги, в 7 утра во Львове. Виза на Украину не нужна. Билет 28 латов — 40 евро. Город небогатый, поношенный, но почти чистенький. Можно посмотреть, походить, но особых достопримечательностей не замечено.
Оттуда можно автобусом в Молдавию или поездом до ст. Раздельная (в Одесской области). Я хотел выспаться, поэтому поехал поездом Львов — Одесса. Местный поезд, купейный билет — около 10 евро. Прибывает утром, около 6 часов. Вокзал в Раздельной новый и большой, есть маленькая гостиница прямо на вокзале. Цена — около 15 евро. До границы ПМР километров 15. Редкие автобусы, проще на такси — 9 долларов и вы на границе Приднестровской Молдавской Республики. Рубеж перейти можно пешком — тоже экзотика. Украинские таможенники в этом месте, в отличие от других, вполне мирные.
На другой стороне — либо такси до столицы, Тирасполя, за 10 долларов или микрушкой за 2. Берут долларами, хуже — евро. Но охотней — своими, приднестровскими рублями, украинскими гривнами и молдавскими леями.
Это та маленькая страна, которая откололась от Молдавии в результате войны 1992 года, когда местное население решилось отстаивать свои права силой (там тоже начиналось притеснение по национальному и языковому принципу). Теперь в ней три госязыка — русский, украинский и молдавский. Живут небогато, но прилично, лучше, чем в Молдавии. Купил там отличную обувь местного производства. Мужские кожаные (!) туфли — примерно 22 евро. Женские (очень симпатичные) — около 30.
Тирасполь — небольшой городок, около 220 тысяч населения. Чистенький, аккуратный, вполне «европейский». Интересно, что в меняльных конторах иногда котируются и латвийские латы, и литовские литы. Один раз видел и эстонские кроны. Но лучше всё-таки доллары США, рубли РФ, чуть хуже — евро. Банкоматов в ПМР нет и расплатиться карточками невозможно. Но банки работают нормально, отправить или получить деньги — без проблем.
В Тирасполе несколько гостиниц. Одна дорогая — «Тимоти». Туда я не совался. Ещё две попроще — «Дружба» и «Аист». Мне больше понравилась вторая, на берегу Днестра, в центре города. Нормальный номер — около 20 долларов или 14 евро (горячая вода в душе и две комнаты). Но можно доторговаться и на меньшую сумму (если понравитесь администратору).
На деньгах — портреты А.?В. Суворова. Именно он, считается, основал Тирасполь в конце XVIii века, во время войны с Турцией. И на местных почтовых марках — тоже Суворов. Их можно клеить только на местные письма, по ПМР. За границу — молдавские (продаются тут же). ПМР существует уже 17 лет, но до сих пор никем не признана, поэтому такие проблемы с марками и банкоматами.
Цены — очень невысокие. Мне понравились большой книжный, обувные магазины, автоматы по продаже газировки на улицах, киоски, торгующие квасом. И там вкуснейшие вина!!! В Тирасполе — большой винный комбинат «Квинт». В его фирменных магазинах есть коньяки 50-летней выдержки по вполне разумной цене, по-моему, около 80 или 90 евро. Но я любитель вин, и мне понравились марки «Букет Молдавии». Это в основном вермуты, как и «мартини», но намного вкуснее! Честное слово. И цены — фантастика! Бутылка 1 литр — около 1,5 евро. Под этой маркой — около 20 сортов вин.
Есть там единственный в своём роде междугородний троллейбус — из Тирасполя в соседний город Бендеры. Цена 1,30 рубля (что-то около 0,11 евро). Ехать полчаса.
Из Тирасполя или Бендер несложно добраться в Кишинёв. Есть прямые автобусы в Москву, Киев, Одессу, в Берлин. Но лучше доехать в Кишинёв (час в автобусе), а оттуда больше транспорта во все стороны, и самолёты есть на Ригу и Вильнюс, и прямой автобус на Ригу (правда, через Белоруссию — нужна транзитная виза).
Дальше мой путь был в Молдавию, затем Румыния и Болгария (конечная цель). Назад — через Сербию, Словакию, в Прагу. Оттуда — автобусом в Ригу.
Заранее гостиницы не заказывал. Ехал теми маршрутами, которые находил в момент прихода на вокзал. Почти две недели новых впечатлений, переездов и гостиниц обошлись в 350 евро.
Посмотрел в Бендерскую (турецкую) крепость, которую брали суворовские войска в конце XVIii века. Правда, только снаружи, там сейчас военный объект. Увидел места жестоких боёв 1992 года около Бендерского моста, рядом с крепостью. Скромный памятник в виде казачьего БМП. И металлические крестики с фамилиями погибших защитников ПМР, высотой сантиметров 40. Их поставили там, где человек упал и умер. Много их, думаю, 30—40. Впечатляет куда больше, чем иные помпезные памятники. Прямо на мосту, на шоссейном кольце рядом с мостом, на газонах. Милиционеры, ополченцы… Фамилии русские, украинские и, как ни странно, много молдавских. То есть брехня, что там воевали по национальному признаку. (А на «румынской» стороне попадались и русские фамилии.) Слава богу, и среди молдаван было и осталось много нормальных людей, без национальных сдвигов. Сейчас в ПМР совершенно дружно живут русские, украинцы, молдаване, есть несколько больших болгарских сёл.
На здании горисполкома в Бендерах до сих пор остались множественные следы от пуль, их не заделывают как напоминание. Там в 1992 году несколько дней держались защитники города, пока к ним не пробилось подкрепление.
Утверждают, что ПВО российских войск (генерала Лебедя) завалили тогда два румынских военных самолёта (с молдавскими знаками, но румынскими пилотами). Но страна маленькая, и один грохнулся уже на Украине, в Одесской области (это же тихонько рассказывали и украинские таможенники), а другой чуть ли не под самым Кишинёвом. После этого румыны перестали летать.
У моста — пост совместных миротворческих сил. Войны уже давно нет, с 1992 года, а пост на всякий случай остался.
Молдавия…
Из Бендер поехал в Кишинёв. Транспорт каждые 15—20 минут, микрушки и большие автобусы. Час езды, около 0,80 евро.
Граница ПМР и Молдавии. Проверка документов. Со стороны ПМР — пограничники и таможня. С молдавской — полиция в чёрной форме. Так как они ПМР не признают, то и границы формально нет, только «полицейский контроль» с теми же функциями. Идиотизм. Страна существует уже 17 лет, а эти делают вид, что её нет.
Контроль прошли минут за 10.
Кишинёв. Странно, но автовокзал совмещён с рынком. Не рядом, а прямо внутри рынка. Довольно грязно во всём городе. Цены — примерно как в ПМР, зарплаты около того же или чуть ниже. Но работы мало, народ активно старается уехать.
Люди, в целом, добродушные и дружелюбные. По-русски говорят свободно, кроме молодёжи, которая, как и у нас, часто не понимает. По-английски тоже, проверено. Бедные…
Русских вывесок на улицах куда больше, чем в Риге или во Львове. Чаще на двух языках, но много и ТОЛЬКО по-русски или ТОЛЬКО по-молдавски.
Очень мало продукции собственного производства. Даже еда часто украинская, румынская, российская. Свои — только вина. Деньги (леи) неудобны тем, что одинакового размера и с одинаковым рисунком. А купюры в 1 лей и 100 лей — практически неотличимы и по цвету, грязно-жёлтые. Монеты алюминиевые, лёгкие, называются «бань». Гостиницы дорогие, дороже, чем в Тирасполе. Курс — примерно 13,5 лея за евро.
Но нормальный обед в небольшом кафе у вокзала обошёлся примерно в 1,5 евро. Оставил официантке чаевые в 10 лей (0,7 евро). Когда вышел, через окно увидел, КАК она обрадовалась чаевым. По-моему, в первый момент даже подумала, что я забыл деньги, стала искать меня взглядом. Не избалована!
Есть поезда в Россию, Польшу, Румынию (но дорогие, купе до Бухареста около 35 евро), Турцию.
Неудобно, что несколько автовокзалов разбросаны по городу, но такси сравнительно недорого. Добрался до Северного автовокзала, откуда автобусы в Румынию (кажется, до Бухареста, около 10—12 евро, но точно не помню). Автобус нормальный, несколько напрягает большое количество багажа, загромождающего проход.
Румыния…
Молдавские пограничники не вредные. Румынский погранец в будке изучал мой латвийский паспорт минут 25, застопорив всю очередь. И светил ультрафиолетовой лампой, и нюхал, и пытался оторвать обложку, многократно что-то смотрел в компе, только на зуб не попробовал.
Потом пришёл помятый таможенник и послал всех в другое здание, с багажом на таможенный контроль. Вышли, вынесли вещи, в здании КПП расставили барахло. Минут через 15 появился тот самый помятый таможенник и начал шастать по сумкам. То есть с ходу, ничего не говоря, засовывает руки в сумки по локоть, что-то ищет. Подошёл, сунул в мою, что-то спросил. Я ему по-латышски отвечаю, что не понимаю: «Эс не рунаю руманиски!»
Видимо, ему запало последнее слово, РУМММАНИСССКИ… какие-то ассоциации. Сразу выдернул руки, заулыбался и заявил: «А-а-а-а, Финлэнд?! О кей, о кей…» и пошёл дальше.
Противно стало. То есть ФИНЛЭНД, это для него явно первый сорт, истинные арийцы, так сказать.
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ: молдаване мне понравились куда больше, чем румыны, и Молдавия тоже.
Приехали в Бухарест около 4 утра, на захудалый маленький вокзал. Молдавский водитель автобуса помог договориться с румынским частным таксистом, и тот за 5 евро довёз до железнодорожной станции. Оттуда около 12 часов нужный мне поезд в Болгарию, в приграничный городок Русе. Купил билет (за 2 часа езды, кажется, около 10 евро). Бестолковость во всём. Невразумительное расписание. В окошке «Информация» по-английски не понимают. В туалете побриться нельзя (своей бритвой!), запрещено, пообещали вызвать полицию.
В очереди в кассу около часа не было никакого движения — что-то у них там не работало. Среди нервных пассажиров познакомился с американкой Джейн, которая тоже ехала в Болгарию.
Деньги у них тоже называются лей, как и в Молдавии. Купюры пластиковые. Бухарест — город большой, но какой-то мрачный, всё в чёрных тонах — улицы, дома. А может, не чёрные, но просто грязные… Не знаю. На улицах много ржавых, вросших в асфальт старых авто. В основном румынские «дачиа». Иногда встречаются конные телеги со спящими возницами.
Заплёванный перрон. Подали поезд. Прошёл весь, но так и не нашёл своего вагона. Методом исключения определил, что нужный мне вагон — тот, который без номера. Его же безуспешно искала и Джейн со своим огромным баулом.
Купе сидячие, на 6 мест, благо дальних рейсов нет, королевство маловато. В моём был один попутчик, весёлый мужичок лет 50, как потом выяснилось, болгарский турок. Минут через 20 поездки он не выдержал молчания и спросил: «Руски? Русия?» Я ответил: «Не, Латвия». Он оживился: «Латвия?.. Ну-у-у, так то почти Русия!..» Потом трындел без передышки полчаса, рассказывал, что он работает в Румынии, иногда возит товары для перепродажи и т.?п., расспрашивал. Мы понимали друг друга хорошо, хоть болгарский язык не очень похож на русский.
Но когда он заметил, что я дремлю, то замолчал и даже перешёл в соседнее купе, чтобы не мешать. В поезде можно курить прямо в купе, окна открываются.
Болгария…
Безобидный погранконтроль на выезде из Румынии, совмещённый с проверкой билетов. В тумане угадывается Дунай, с той стороны — Болгария.
Мост переползли в густейшем тумане, видно было метров на 20.
Через несколько километров — городок Русе. Проверили суровые болгарские пограничники. Помахал ручкой Джейн и вышел. Сразу пристали таксисты, куда везти. Отбился. Купил карту города, как это делаю всегда в новом городе, 2 лева.
Автовокзал оказался рядом. Через полчаса автобус на Велико Тырново. Билет стоил, кажется, 8 или 10 левов (1 евро = 2 лева). Ехали медленно — сильный туман. В Велико Тырново оказались уже затемно. Опять какая-то захолустная станция на окраине. Всё закрыто и темно. Людей нет.
Подвернулось такси. Попросил отвезти в какую-нибудь гостиницу недалеко. Таксист доставил в центр. Примерно 10 минут, не знаю, сколько это в километрах, но, наверное, около 5—7. Обошлось в 4 лева (2 евро). Дал ему пятёрку, он остался доволен.
В гостинице администратор, очень извиняясь, сказала, что остался только один, о-о-о-о-чень дорогой номер! «О-О-О-чень дорогой» оказался за 44 лева (22 евро). За эти деньги получил двухкомнатные апартаменты площадью метров 30, не меньше, с аркой между комнатами. Огромная кровать, примерно 2,5х3 метра. Хороший санузел, всё работает.
Вышел в магазин, купить еды. Цены ниже наших — баночки салата в майонезе, граммов 200, обошлись примерно в 0,30 евро каждая. Пол-литра красного вина — 1 евро, 2 литра колы — около 0,45 евро. Полкило хорошей варёной колбасы — около 1 евро.
Администратор гостиницы всё для меня узнала про транспорт и назавтра я на такси снова приехал на автостанцию, и оттуда прямым автобусом в Пловдив. Ехали часа 4, с остановкой у придорожного кафе с названием «Щаслив Живот — Happy Life». Пристал кот-попрошайка, с повадками профессионального нищего. Артистически изображал, как он подыхает от голода. Но я котов люблю, и эта скотинка сожрала весь мой дорожный запасец. Поняв, что больше ничего нет, хитрец пошёл дурить других.
Остановка была в горах. Горы не скалистые, а поросшие лесом, высокие, думаю, метров 500—700. Как их перевалили, сразу стало теплей. В Велико Тырново было пасмурно, и примерно +6—7. А тут жара! В тени +18, на солнце, думаю, далеко за 25. На дворе — середина декабря, а народ в маечках!
Камера хранения на автовокзале не работает, потащил на железнодорожный, недалеко. Сдал в ручную камеру. Стоило на сутки 2 лева (1 евро). В киоске купил для своей кожаную симпатичную сумочку, 8 евро, и кожаные перчатки, 5 евро.
Гостиницу выбрал не скупясь, в самом центре, за 54 лева (27 евро). К нашему знакомому болгарину Хари, к которому было поручение от моего шефа, пошёл пешком. Городок интересный, полно туристов. Второй по величине в Болгарии. Живёт там, по-моему, около 400 тысяч человек. По пути зашёл в кафе. Распространённое блюдо — «Принцесса». Это здоровенный кусок хлеба, пропитанный каким-то соусом и поджаренный. Вкусно. Плюс десерт и чай. Обошлось всё в 3,50 лева (1,75 евро). И это в центре города!
Встретился с болгарином, и вместе с ним, его женой и её подругой зашли в кафе. Это даже не совсем кафе, а вроде ночного клуба — ресторанчик, метров 100 квадратных, но с живым оркестром, все места заняты.
Посидели. Заказывали 4 кофе или чая, 3 мороженых, 2 каких-то закуски. Обошлось в 8,5 лева (4,25 евро). На радостях оставил 10.
Пошёл шляться по городу. В центре — довольно длинная пешеходная улица с магазинами. Народу-у-у-у!.. Больше, чем у нас в Юрмале летом. Цены вполне приемлемые.
В магазине парфюмерии купил для своей розовое масло и прочие прибабахи. Маленький флакончик духов (просто разбавленное розовое масло) — 1,2 лева (0,60 евро). Запах у меня на руке держался три дня! Набор — такие же духи, соль для ванны с розовым вкусом и сухие лепестки роз — 4,5 лева (2,25 евро). Самые дорогие — «розовые» духи с распылителем — 7 левов (3,5 евро).
Про язык: мы с болгарином ходили к нотариусу. Я уже понял, что по-русски они понимают, но не очень. Болгарский язык читается очень легко, по написанию очень похож на русский. А вот произношение другое. Даже в похожих словах ударение ставится иначе. Воспринимать на слух сложно, и я как-то по наитию стал говорить на смеси русского с польским. Так нотариус была уверена, что я говорю по-болгарски. Не очень правильно, с небольшими ошибками, но по-болгарски! А прочитал написанный текст вслух вообще безукоризненно.
Город понравился. Красивый. Народу много, но не суетный. В декабре на улице всё время запах каких-то плодовых деревьев.
Пол-литра классного густого персикового сока — 1 лев (0,50 евро).
Потом автобусом добрался в Софию. Отсюда должен быть прямой автобус в Ригу, за 72 лата (103 евро), ходит раз в неделю, но именно в этот день он был отменён.
В агентстве нашли вариант с пересадкой в Праге. Обошлось в 55 евро. Взяли евро, хотя в других местах — только левы.
Пока ждал автобуса, увидел оружейный магазин, прямо на вокзале. Мощная пневматическая винтовка — 20 евро! Кажется, турецкая.
София не произвела впечатления в отличие от Пловдива. Большой, вполне европейский город, ничего особенного. Хотя, возможно, я просто мало её рассмотрел. Подошёл автобус на Прагу, проходящий, из того же Пловдива, откуда я только что приехал. Бестолково погрузились, поехали.
В общем, Болгария понравилась. Цены хорошие, мы уже про такие забыли. Народ приветливый. Язык понятный. И отношение классное! Какие бы там ни были отношения правительств, русский в Болгарии — не иностранец! Нас категорически отказываются считать иностранцами. СВОИ!
Всё-таки у них крепко это сидит — память про «дядо Ивана», который когда-то пришёл с севера, чтобы прогнать турок, заплатил за это своей кровью и ушёл назад, ничего не потребовав взамен…
В Софии и в советское время совершенно мирно соседствовали памятники Царю-освободителю и советскому маршалу Толбухину, чьи войска в сентябре 1944 года вошли в Болгарию. Когда говоришь «цар-освободител», даже без имени, все болгары понимают, что это — русский император Александр Второй. Кстати, практически во всех городах одна из главных улиц — «Улица Цар-освободител». В центре Софии рядом бульвар Царя-освободителя, бульвар патриарха Евтимия (русский патриарх времён войны с Турцией, который благословлял русскую армию и болгарское ополчение) и бульвар маршала Толбухина. И в советское время они назывались так же. Несколько лет назад какой-то дурак, то ли мэр, то ли министр, заикнулся, что надо убрать или закрыть памятник советским солдатам, знаменитого «Алёшу»… Так его заклевали моментально. Даже «демократическая» пресса его запинала. Памятник стоит по-прежнему.
Мы там попробовали болгарского вина с ещё одним местным, Христо. После второго бокала, как и полагается, — о политике.
Он заявил: «Если на нас нападёт враг, Запад нам не поможет. Нам надо только позвать и продержаться пару дней. Русские обязательно придут на выручку!» А потом ещё и показал видеозапись местного митрополита, который сказал по ТВ то же самое.
Не зря в 1943 году, когда Гитлер предложил болгарскому царю Борису отправить болгарские войска на фронт против СССР, тот отказался, заявив, что если он пошлёт болгарские войска против русских, то они немедленно организованно перейдут на сторону противника, с музыкой, с оружием и знамёнами и во главе со своими генералами.
Наверное, поеду в Болгарию ещё раз, уже к морю. Хочу посмотреть Босфор, европейскую Турцию, восточную Грецию. Там туристов немного. А из Пловдива автобусы в Стамбул (Истанбул) где-то 12 или 15 евро.
А в Болгарии буду присматривать домик-дачу. Там ещё можно купить деревенский домик километрах в 10 от берега за 10??000 евро.
Кстати, если кто захочет повторить, дам ссылки на сайты, расписания, цены, контакты отелей и т.?п. по этому маршруту.
Сербия, Венгрия, Словакия, Чехия…
Итак, автобус на Прагу.
Ехали несколько часов, в том числе по болгарским горам, на северо-запад. По какoй-то причине между Болгарией и Румынией довольно плохое транспортное сообщение. По идее, проще было бы ехать через еэсовскую Румынию, и дальше — на Венгрию и Словакию. Но мы поехали через Сербию.
На выезде болгарские пограничники (или таможенники) устроили страшный шмон, даже водители автобуса удивлялись. Багаж проверили три (!) раза. Раскручивали автобус. Видимо, был какой-то стук, наводка. Но вроде ничего не нашли.
Сербские пограничники совсем безобидные и очень щеголеватые. Больше походили не на зачуханных сумкотрясов, как румыны, а на элегантных пилотов из рекламы авиакомпаний.
На нейтральной территории водители основательно затарились сигаретами в дьюти-фри, блоков 30 на двоих.
В Сербии тормознули только один раз, у какого-то придорожного ресторана?/?магазина. Там водители продали администратору свои сигареты. Видимо, есть какой-то навар… Цены в магазине не помню, купил только воду и бутерброд, платил карточкой банка НОРДЕА. Стоило несколько тысяч динаров.
Кусочек Венгрии проскочил во сне. Слегка проснулся рано утром в Братиславе, но опять уснул. Окончательно открыл глаза уже в Праге.
Огромнейшая пробка на въезде, стояли минут 40, продвинулись метров на 200. Потом поехали в обход, огородами. Приехали на небольшую автостанцию, рядом со станцией метро. Поменял немного денег, позавтракал в кафе. Цены не помню, но по ощущениям — как в Риге или чуть выше.
Польский язык понимают все, очень близкие языки, русский — не все, но многие. Английский — меньше. Латышский — никто!!!
На метро доехал до другого автовокзала «Флоренц», откуда ходят автобусы на Латвию. Автобуса на Ригу не нашёл в расписании. Зашёл в Инет, посмотрел в расписании «Эколайнс» — рейс завтра утром. Ну, купил билет через Инет! Забросил вещи в гостиницу «Брно» (55 евро за ночь) и пошёл бродить по Праге.
Посмотрел на предрождественскую Вацлавскую площадь, на ночной Карлов мост. В Таллине я не был очень давно, но Рига, по сравнению с Прагой — глухой курляндский хутор. Сияющий, праздничный, оптимистичный город. Цены, в целом, выше латвийских. Но всё очень красиво и аккуратно. Город очень космополитичный, слышны русский язык, английский, немецкий, испанский, итальянский. Часто вывески дублируются на этих языках, особенно на русском, английском и немецком. Королевский дворец на другом берегу Влтавы, ночью, со стороны Карлова моста — зрелище фантастическое!
Купил какую-то мелочь, открытки, поужинал, побродил по городу до полуночи — и в гостиницу.
Утром без проблем нашёл автобус на Ригу. В расписании его не было, оказывается, потому что «Эколайнс» лишь арендует площадку. Билеты можно купить не в кассе вокзала, а в Инете, в каком-то агентстве неподалёку и в самом автобусе. До Риги — 36 латов (около 50 евро).
Дальше дорога была неинтересной, через Польшу, с остановками во Вроцлаве и Варшаве. Назавтра был дома.
Проехал всего около 6 тыс. километров. Устал, но посмотрел много, впечатлений масса, смена обстановки.
Хочу съездить ещё раз таким же способом. Это не хитчхайкинг (автостоп), но какой-то «неорганизованный» туризм.
Маршруты ещё не определил, но, может быть, Сирия (через Болгарию и Турцию) или Марокко (через всю Европу до Гибралтара). А если повезёт, Россия — Китай — Вьетнам. Или через Иран — Пакистан — Индию. Может, попутчики найдутся?