Китай продолжает полномасштабную экспансию на мировой автомобильный
рынок. Так, по словам министра торговли КНР, в ближайшие 10 лет Китай
намерен получить 10% всего рынка автомобилей и комплектующих к ним.
Только в 2005 г. объемы экспорта этой страны увеличились на 34%,
достигнув 11 млрд долл. в стоимостном выражении. Столь бурный рост
вызывает не только интерес, но и беспокойство как ведущих мировых
производителей и аналитиков, так и рядовых потребителей.
Первые китайские автомобили появились в России в 2004 г., когда компания «Ирито» стала официальным дилером производителей из Китая (на данный момент «Ирито» представляет 6 марок). А летом 2005 г. китайский концерн Cherry вышел на российский рынок с одноименными автомобилями.
Сейчас в России продаются такие марки компании Cherry, как внедорожник Tiggo, седаны Flag Cloud, Oriental Sun, малолитражная модель Sweet и др. При этом, Sweet представляет собой копию Daewoo Matiz и конкурирует с этим авто, седан Amulet (Flag Cloud) скопирован с Seat Toledo, а Tiggo соперничает с Kia Sportage. Представительский седан класса «D» B11 (Oriental Sun) заявлен альтернативой такой машине, как Hyunday Sonata.
Сейчас на российском рынке представлены несколько крупных игроков, реализующих китайские автомобили.
Chery Tiggo
Интерьер Chery Tiggo
Так, компания «Пекинский джип», входящая в новосибирский холдинг «Трансервис», также в 2005 г. получила сертификаты на автомобили из Китая. А продажей китайских грузовых авто занимается компания «Автополюс», известная как поставщик спецтехники, грузовиков и оборудования.
Отметим, что эксперты авторынка с сомнением относятся к качеству китайских автомобилей, основное преимущество которых, как и всей товаров из Китая, - относительно низкие цены за счет дешевой рабочей силы.
По мнению представителя компании «Автомир», внедорожники по цене от 20 тыс. долл. не будут пользоваться большой популярностью. К этому следует прибавить спорное качество машин, неотлаженный сервис и «нераскрученность» китайских брэндов. Однако цену можно снизить за счет производства в России. К тому же тесты на получение сертификата, как правило, не публичны, и в их достоверности зачастую сложно убедиться.
К слову о тестах. На Франкфуртском автосалоне 2005 г. компания Jiangling Landwind Motor представила свои автомобили модели Landwind. Модель эта является полной копии Opel Frontera, снятого с производства в Германии 4 года назад. Landwind может похвастаться моторами Mitsubishi, алюминиевыми дисками, кондиционером, музыкальным проигрывателем и кожаным салоном. При всем этом цена должна была оставаться в пределах 20 тыс. евро. И всё бы хорошо, но известный и очень влиятельный немецкий автоклуб ADAC решил провести краш-тест Landwind в одно время с выставкой. В результате, по словам представителей клуба, за все 20 лет тестов на безопасность, проводимых ADAC, ни один автомобиль не показывал еще таких ужасных результатов. При столкновении Landwind почти не оставляет шансов на выживание ни водителю, ни пассажирам. В машине отсутствуют средства пассивной безопасности (нет балок в дверях, усиливающих конструкций). При ударе машина «складывается» в любых направлениях, как картонная.
Однако обратимся к цифрам. В России, в среднем, цена таких машин, как Tiggo и Oriental Sun начинается от 20-22 тыс. долл., модель Sweet (QQ) обойдется в сумму порядка 8 тыс. долл., Amulet – 11 тыс. долл.
Что касается статистики продаж, то, к примеру, за 2005 г. в России было продано более 5 тыс. китайских авто, а за 2006 г. – уже около 20 тыс. машин. Этот показатель сравним с цифрами продаж таких марок, как Peugeot и Citroen, Opel или Volkswagen.
Российские автопроизводители бьют тревогу. Компания «КамАЗ» уже поставила своим дилерам условие: выбрать, с кем работать в дальнейшем, - с ОАО «Камаз» либо с китайскими фирмами. По мнению российской компании, именно производители из Поднебесной – самые опасные конкуренты как для «КамАЗа», так и для всех автозаводов России и СНГ.
Такое заявление можно расценивать и как открытый конфликт с китайскими автопроизводителями, и как призыв к российским компаниям проявить солидарность, выстраивая своеобразную заградительную политику. Одновременно, это и признание конкурентоспособности китайских автомобилей.